Что наша жизнь без дружбы? Глава вторая

 Наши годы пролетели, но душой мы,Джахангир, не старели.               


    Дружба начинается с улыбки.
                Глава вторая
  Тут я должен  вас, любознательный читатель, уведомить, что в те годы  большинство предвоенной молодежи  и  послевоенных подростков, имеющих намерение «выйти в люди», работали, а вечерами учились в институтах или в вечерних школах  рабочей молодежи.
    Я оказался не исключением.  В этот год я продолжил учёбу в 10-м классе двухсменной вечерней школы №11,  в которую  перевёлся   из-за  работы в разные смены.
      Когда я  вечером пришёл в школу и зашёл в свой десятый класс, сразу же   увидел « Че Гевару», с которым днём уже встречался на заводе.  В процессе  проверки явки учеников, я узнал, что этот молодчик - Абиров  Алик.  После первого урока мы с ним познакомились. Я спросил у него,а почему в классном журнале указано не полное имя, а "Алик"? Он мне объяснил, что с самого юного "дворового" возраста его везде; и в школе, и во дворе, называли Аликом,вот и в этой школе так записали в журнале.
  Родители при рождении назвали его  Джахангириром.  Я сразу же уточнил у него,а что означает его имя в переводе на русский язык? Алик на мой вопрос ответил: - "Покоритель мира".
   А у кого из нас с детской поры не было прозвищ, которое порой сохранялось пожизненно,как минимум, в нашей памяти. Меня во дворе называли Жаком. А нашего друга Ерёмина Валерку- Ерёма или Вили". Это его Джахангир так нарёк.
 Такая практика в народах мира зародилась и по ныне живет с древнейших времен   (Через много-много лет, когда старший офицер государственной безопасности Абиров Джахангир Хамроевич прибыл на стажировку в город Москву, ему коллеги в тесном дружеском кругу "за рюмкой чая" сказали, что для них он "Владимир", потому что имя Владимир равнозначно имени Джахангир.)
   Для меня же мой друг юности остаётся Аликом и пожизненно - Джахангиром, достойным носителем такого значимого имени во всей Азии.
   Так между мною и Джахангиром  завязались приятельские отношения.
 Работали мы с ним  в одну и ту же смену, практически  постоянно, если днем на работе, то вечером в школе, были рядом.  Мы оба, как оказалось, были безотцовщиной,  « как два сапога. И оба левые»   Его патронировал  Холбобо, муж его сестры, а меня опекал  дядюшка Миша, брат моей матери.
Не прошло и двух недель  мы уже стали «не разлей вода». Как говорится «рыбак рыбака…» .
Ну, кто теперь на нас с Джахангиром?  Охотников не нашлось.. Вот и хорошо, добро, ладно.
  Вскоре наша компания пополнилась ещё одним токарем–умельцем, Ерёминым Валерием.  После работы в дневную смену, нам как обучающимся малолеткам,  был установлен укороченный рабочий день на два часа. Поэтому  после дневной смены  с завода уходили в 15 часов. За это время надо было успеть выучить уроки, привести себя  в приличное состояние, а к 19 часам успеть на первый урок. Уроки заканчивались около 23 часов.

Иногда после занятий в школе мы  с Валеркой  уезжали от вокзала на троллейбусе №1; я до Оперного театра, а Ерёмин до Водонасосной.   Но чаще, мы с Джахом уходили из школы пешочком до Детского мира.  Дойдя до перекрестка улиц Айни и Лахути, около Детского мира  усаживались на закрытый лоток для продажи мороженого или газводы, и до полуночи, а то и дольше  разговоры  разговоривали,  фантазировали о будущем.  Джах, начитавшись Эдгара По,  морочил мне голову об  его участии в «поимке с поличным диверсантов, которые тут рядом, «спят и видят как пробраться в наш механосборочный цех и добыть тайну сборки ткацких станков».  Я же его заманивал в морские глубины и рассказывал, что, может быть, буду командиром  подводной лодки, как капитан Немо.
 - Когда-то ещё  тебя капитан Немо дождётся в своём подводном аппарате в песках Каракумских, а  я уже сейчас секретное поручение выполняю, - на полном серьёзе  вбивал мне в мозг свою живую фантазию Джахангир.   Об этом мы при встречах часто теперь  со смехом вспоминаем.
   А тогда Джахангир так увлечённо рассказывал, что сам себе верил и этой "верой в правду фантазии" заражал меня.
   Однако, эти байки сыграли не самую последнюю роль в  формировании намерений о профессии юристов на поприще  оперативно-следственной деятельности. Не будь в Мире фантазеров с детства, цивилизация человечества так и бегала бы с каменным топором. Однако же; стреляем,бегаем,летаем- с ума сойти, и всё это теперь делается лёгким нажатием кнопочек цифрового управления машинами и людьми.

     Однажды  я, Джахангир и Валерка- «Ерёма», на  месте нашей «тусовки»  размечтались, что после армии  купим машины и от Детского мира  сделаем торжественный круг мимо музея,   железнодорожного вокзала , а затем  поедем в ресторан Вахш праздновать встречу через года.
      Тогда ещё не было ни гостиницы Душанбе, ни здания Садбарга,  да и троллейбусный-то маршрут был только  номер ОДИН, до Северного. Только спустя годы  троллейбусы стали ходить до Водонасосной  и дальше до Цемзавода.
    За этими ночными бдениями, пряталось наше  не догулянное детско-отроческое,( по-азиатски – «арычное»), время , установленное родителями право гулять  по лужам, плавать в грязных канавах- хаузах и являться в свинском виде домой  за п@ люлями на сон грядущий.

    Но раз «назвались груздями», утром чуть свет, к 8-00 или к 16 часам,  «как штык», должны повесить свой жетон в цехе на доску «прибыл- убыл».
    Как- то перед майскими праздниками завод взял встречный-поперечный план  поставки  ивановским ткачихам  новой производственной  линии ткацких станков.  А вот силёнок,  выполнить торжественное  обещание директора завода, у «Таджиктекстильмаша» оказалось маловато.  Ветераны- станочники с 6-ми разрядами запросили двойную-тройную оплату, а это ого-го по тем временам .  Вот к нам и подкрался «ласковый» начальник цеха,  начал нас посулами «заманивать рублём за угол». Всё правильно. Что для завода наш маленький рублик, а  что длинный мастеров  с высшими разрядами?
    На эту агитацию повёлся я и уговорил;  Ерёму, Джаха, Вовку Матвеева, чтобы они в ночную смену заманили ещё парней.  Всего « охотников  за двойным рублем»  собралось  человек десять.  Ох, и «славная  это была охота» в ту ночь. План мы выполнили и на десять рублей больше получили в получку.  Обычно мы зарабатывали в месяц от 65 до 73 рублей, а в этот раз  нам  выдали «бешеные деньги».
       Я себе купил вьетнамские ботинки и штаны болотного цвета от «дяди Хошимина».
     Дирекция завода получила премии.
     Начальнику цеха за инициативу  выполнить план силами малолеток,  да ещё в ночную смену, дали  выговор.
     По советским временам,  отступление от правил Трудового кодекса о труде несовершеннолетних строго каралось.
http://www.proza.ru/2020/01/10/1758
             


Рецензии
Добрый день, уважаемый Александр Григорьевич!
Замечательно рассказываете, так интересно читать
о том времени, о Вашей молодости...
С уважением, благодарностью и теплом,

Эльвира Гусева   11.01.2020 15:50     Заявить о нарушении
Здравствуй Эльвира. Спасибо тебе, что внимательно относишься к моим работам.Всё повествование о мужской настоящей дружбе я очень доработал и откорректировал, разделил по главам и сопроводил фографиями. Так что почитай пока до дыр не зачитали. С улыбкой доброй к Вам, Александр.

Александр Жгутов   11.01.2020 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.