Является ли зло частью Божьего замысла?

Зло, царящее в мире, многих людей отвращает от веры в Бога, поскольку кажется им несовместимым с Его благим замыслом и всемогуществом. Но есть люди, признающие Творца вселенной, которые считают, что грехопадение является частью Его замысла, что без зла человечество не могло бы развиваться. По их мнению, Господь Сам подтолкнул людей ко греху, чтобы открыть перед ними совершенно новые, невиданные перспективы. Сторонники этой идеи ссылаются на библейский текст из книги Бытие 50:20: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 50:20).

Действительно ли Библия рисует картину Бога, который сделал зло двигателем развития и прогресса Своего творения?

Зло и добро в жизни Иосифа

В первую очередь выясним, какая идея заложена в упомянутом библейском тексте. Фраза взята из ответа Иосифа братьям, продавшим его в рабство, которые спустя много лет были вынуждены просить у него хлеба, не зная, что это именно он стал вторым человеком после фараона в Египте. Ответ Иосифа обусловлен тем, что его братья хотя и раскаялись в своем грехе, но все еще сомневаются, смог ли Иосиф их простить.

Говоря «Бог обратил это в добро», имел ли в виду Иосиф, что грех братьев был добром с точки зрения Бога? Ни В коем случае. Ведь если предположить, что Бог Сам подтолкнул братьев на это преступление, Он не имел бы основания ни судить людей за греховные поступки, ни требовать, чтобы они каялись в грехах. Вся ответственность за существование зла в мире в таком случае лежала бы исключительно на Боге. Вспомним, что встретив братьев, которые еще не знали, что перед ними тот, кого они продали в рабство, Иосиф несколько раз их испытывал, чтобы выяснить, действительно ли они раскаялись. Только удостоверившись, что они действительно переосмыслили свой поступок и научились вместо ненависти и предательства жертвовать собой друг ради друга, он открылся им как их брат, о чем мы читаем в главах 42-45 книги Бытия. Итак, подняв Иосифа-раба до статуса руководителя экономикой государства, Бог обратил негативные обстоятельства в добро, но не потому, что предательство братьев произошло по Его воле, а потому, что Бог знает, как спасать грешников. Фраза «Бог обратил это в добро» в данном контексте означает: «Если Бог смог обратить негативные обстоятельства в добро, то неужели я, Иосиф, могу не простить вам грех, совершенный против меня?».

Подобное выражение об обращении чего-то злого в доброе мы встречаем и в книге Неемии, где говорится, что аммонитяне и моавитяне наняли пророка Валаама против народа Израильского, «чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение» (Неем. 13:1, 2). Этот текст отсылает к истории из 22-24 глав книги «Числа», из которой видно, что сделка пророка с языческим царем не была угодна воле Божьей. Создатель не только не задумал подобное, но, наоборот, пытался неоднократно остановить Валаама в его греховном решении. И поскольку Валаам все равно упорствовал, то Бог позволил ему проявить себя пророком, «продающим честь», но посрамил его и нанявших его царей, вложив в его уста благословение вместо проклятия.

Пребывало бы с Израилем благословение Господне без вступления Валаама в неправедную сделку? Несомненно. Что изменилось бы, если бы братья не продали Иосифа в рабство? Бог мог бы решить проблему голода иным способом, которых у него множество. Ведь мы не должны сводить мудрость Божию к одному-единственному возможному решению.

Апостол Павел также встречался с мнением, что якобы злом можно достичь добра. На это он отвечал: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых». (Римлянам 3:8). Но, как и Иосиф, Павел был уверен, что Бог может зло превратить в добро ради спасения человека: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28).

Целостность Божьего замысла

От людей, которые придерживаются точки зрения, что зло запланировано Создателем, можно услышать мнение, что без грехопадения человек находился бы в идеальном потустороннем мире, но не смог бы себя полноценно реализовать в мире реальном, то есть физическом. Но в Библии мы читаем, что Бог дал первым людям еще до грехопадения все возможности для их полноценного развития в реальном физическом мире. Читая первые главы книги Бытия, мы видим, что полезный радостный труд уже существовал — как минимум, человек должен был возделывать и хранить Эдемский сад.

Творчество также было — Адам использовал свои творческие способности, когда давал имена животным, также его высказывание о «жене, взятой от мужа», исследователи Библии рассматривают как образец первой поэзии. На брак и рождение детей Бог благословил первую чету, когда еще не было никакого греха и смерти. Пусть не смущает читателя скупость или, как некоторым может показаться, «скучность» райских занятий — ведь это только маленькая часть тех перспектив, которые, как можно себе представить, были предложены человеку в Эдеме, однако даже такое «скупое» описание достаточно метко характеризует основные принципы развития человеческой личности — труд физический и духовный, творчество, единство эмоциональной и интеллектуальной сферы. Из Священного Писания мы видим, что Бог не задумал для человека разделение на жизнь «по эту сторону» и потустороннюю, ведь он создал человека как целостность физического и духовного: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23).

Именно такое совершенство и было задумано Творцом, и оно было бы реализовано в счастливой жизни бессмертных людей (это вполне по силам Создателю!), если бы не грех, который уничтожил полноценность как в духовной, так и в физической сфере человека. Не грехопадение позволило сделать реальную жизнь полноценной, наоборот — грехопадение отодвинуло идеал в сферу мечты, в сферу желаемого, но невыполнимого.

Так что же такое грех? Это непослушание Богу, из-за которого человек теряет доступ к Божественной энергии, лишается святого общения. Людей, которые согрешили, изгнали из рая не потому, что Богу так просто захотелось. Нет, это решение было продиктовано тем, что человек стал опасен для своего окружения, для вселенной.

Мы видим, что способность познавать и творить Господь вложил в людей с самого начала, эти способности ни в коем случае не являются следствием грехопадения. Но грех искажает эти способности, направляет их на ложные цели, поэтому опасность — именно в том, как грешный человек использует данные ему Творцом дары.

Те, кто верит в грехопадение, запланированное Богом, или «зло, совершающее благо» (согласно идее, вынесенной в эпиграф к булгаковскому «Мастеру и Маргарите») вынуждены признать, что даже самые ужасные войны с огромным количеством преступлений и жертв совершаются на благо человечества, якобы ради его развития. Но Библия говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8). Очевидно, войны и убийства исходят отнюдь не из любви, а из ее отсутствия. Там, где замышляют и разжигают войну, Бога нет. Не абсурдно ли считать, что для развития человечества нужно «не знать» Бога? Не в Нем ли одном — настоящий двигатель идеального развития? Представьте себе, как далеко вперед шагнуло бы развитие, если бы не было тех агрессивных и уродливых явлений, которые его тормозят или вовсе обращают вспять.

Направление развития

Даже логика подсказывает нам, что Библия не ошибается, когда описывает возможность безгрешного, но полноценного и развивающегося мира. Есть примеры семей, где родители и дети любят друг друга, заботятся, поддерживают, вдохновляют, строят карьеру, занимаются любимыми творческими делами. Ставят цели и достигают их. Существуют и другие семьи, где муж бьет жену и детей, где родители погрязли в алкоголизме, а дети вырастают преступниками или как минимум зависимыми по подобию родителей. Неужели можно сказать, что у второй (неблагополучной) семьи возможностей для развития больше? Это абсурд. Наоборот, можно увидеть, что греховный образ жизни всегда тормозит личностное развитие. А значит, грех в целом тормозит развитие человечества, а не является его двигателем. Можно ли предположить, что Создатель, сотворивший всю Вселенную, не мог предусмотреть для человечества полноценное всестороннее развитие с реализацией познавательных и творческих способностей в направлении добра?

Конечно, рассматривая примеры из жизни, в некоторых моментах можно согласиться, что такие явления как страх, конкуренция и борьба могут нечто развивать. Так, мы осуждаем Гитлера, но остается фактом, что в ракетостроении нацистская Германия далеко опередила другие страны, из-за чего именно нацистские разработки потом использовали в ракетостроении как США, так и СССР. Казалось бы, идеология войны стимулировала развитие науки и техники. Но не должны ли мы ставить вопрос о направлении, целях и последствиях такого развития? Ведь именно непослушание Богу и сделало человечество опасным для вселенной, привело его к таким ужасным явлениям как нацизм и другие тоталитарные идеологии. Кое-кто, возможно, скажет, что благодаря немецким Фау-2 теперь космос стал доступным для других, уже «добрых» космонавтов и астронавтов. Или, что если бы не было Холокоста, то мировое сообщество бы не помогло после Второй мировой войны создать государство Израиль. Подобные аргументы легко оспорить, если мы доверяем библейской перспективе. Ведь если бы не было греха, люди имели бы общение с другими обитателями вселенной более прекрасным и изящным способом, без примитивных космических ракет, возможности которых более чем ограничены. А народы Земли просто не имели бы нужды в создании политического государства на территории, где действуют террористы, ведь на планете без греха все группы людей жили бы в мире между собой.

Итак, как с библейской точки зрения, так и просто с позиции логики, ничто не может оправдать войны, агрессии, преступления, которые являются не двигателем развития, восстанием против Творца — как в масштабе человечества, так и в масштабе каждого отдельного человека. Ни в коем случае Творец не может быть заинтересован в бунте творения против Себя, ибо бунтовщики сознательно или бессознательно отрезают себя от тех даров, которые Он желает подарить Своему творению.

Другой Иосиф

Подвести итог нашим размышлениям о роли зла в мире может следующая параллель. Иосиф, проданный в рабство, был не единственным, чье бедственное положение Бог обратил в добро, сохранив многих людей от голодной смерти. Самым ярким примером такого преобразования зла в добро, бесспорно, является Сын Божий Иисус Христос, которого предал собственный ученик, продав за 30 сребреников врагам. И именно смерть Христа принесла спасение человечеству и открыла доступ к раю. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринфянам 8:9).

Может ли Его подвиг любви быть для нас оправданием тех поступков, которые и привели его на крест?

Иосиф — прообраз Спасителя, и именно в Сыне Божьем мы видим совершенное воплощение принципа: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро». Потому, что Создатель знает, как исправить наши (а не запланированные Им Самим!) ошибки. Используем ли мы этот шанс так, как использовали его в зрелом возрасте братья Иосифа?

2019


Рецензии
Да, разумеется, зло не есть нечто, что необходимо для блага, и Бог не замыслил Его. Но Он предвидел, что зло появится, и Его промысел в том, чтобы зла не было, и оно было побеждено

Константин Матаков   11.01.2020 05:36     Заявить о нарушении
Константин, спасибо!

Игнат Меренков   11.01.2020 06:50   Заявить о нарушении