Иван Калинин из Борнёвки

               
                «Если бы дрожать не умел, совсем бы замёрз» (русск. пог.)

            Утро... За окном так хорошо, снежок падает...  Я оделась и пошла прогуляться с мусорным ведром, что без дела-то ходить? Высыпала мусор, возвращаюсь, навстречу – бомж. Он тянет на верёвке из соседнего двора большой  матрас на пружинах, с современной широкой кровати, почти новый, ни разу не обоссанный… Парень не крупный, одет тепло - на нём  кожаная куртка, хорошая шапка, перчатки, крепкие ботинки, на лицо хоть не красавец, но неплохой - не спившийся и довольно чистый.
            В мою послевоенную юность старые пальто перелицовывали по нескольку раз, и даже новый ватник считался праздничной одеждой! Цигейковая шапка была щегольством, их носили и девушки! А теперь даже заевший на куртке замок не переставят - выбросят вместе с курткой и купят новую! Хорошо стали жить люди!..
            - С кем будешь на матрасе кататься? С молодой подружкой? – спрашиваю бомжа.
           - Нет, с молодыми подругами мне не везёт - всё постарше попадаются, а сейчас и вовсе один. Это у меня крыша будет, чтобы снег на голову не падал!.. - отвечает мужчина.
           - Как это можно – пережить зиму на улице? Ты где обитаешь? – продолжаю расспрашивать его. 
          - Да нынче-то зима – ничего, без больших морозов! Живу вон там, на трубах теплотрассы, - машет он в сторону гаражей.
          - Сколько тебе лет?
          - Сорок один…
          - А как звать?
          - Иван, Калинин...
          - Какие у тебя хорошие имя и фамилия! Ты же молодой, у тебя родители должны быть живы!..
          - Нет, мать давно умерла – сбила машина. Потом и отец умер, а дом сгорел. Мы в Борнёвке жили...
          - Ну и жил бы у себя в деревне! Там, поди, родня есть, прислонился бы к кому-нибудь…
          - Кому я нужен? Да и работы в деревне нет…
          - А в городе есть… - отвечаю я многозначительно. На мои слова парень красноречиво молчит… Много их, молодых, которые не хотят работать… Привыкли жить хоть впроголодь, но безответственно… Да и не впроголодь – вон после Нового года сколько продуктов выбрасывают… Даже бродячие собаки и кошки очень избирательны стали в еде… А вот шея у парня голая... - замечаю я.
          - У тебя шарф есть? Хочешь – я тебе дам?- спрашиваю.
          - Есть у меня шарф, всё есть!
          "Всё есть, даже теперь – и крыша над головой", - думаю я.  Мы простились,  Иван потащил свой матрас дальше, к нашим мусорным бакам, чтобы проверить новое поступление «товара»…

          Наступает вечер, день заканчивается, скоро наступят сумерки... Я взяла фотоаппарат, и пошла посмотреть, где обитает мой новый знакомый? Как его искать? Надо было днём сфотографировать, чтобы показать моим читателям! И больше расспросить - были ли у него жена, дети?.. Пробовал ли он работать?
          Гаражи заканчиваются, дома - тоже, окраина города... Здесь его нет, и тут не вижу... А вон там поискать? Там, где проходят две мощных трубы с горячей водой?.. На склоне в овраг?.. Люди здесь ходят редко. Ага! Вон вижу знакомый матрас! Он лежит поперёк двух труб, и уже завален всякой рухлядью! Оттуда поднимаются клубы пара, слышны мужские голоса... Потом из-под матраса появляется голова в шапке, мужская фигура опирается на трубу, ловко вскакивает, осматривается, и отправляется за вечерней добычей. Но это - не Иван... Меня за кустами не видно, и я отступаю...
          Рядом из-под снега торчит кусок гранита, на котором выбито:"Здесь, в 1918 году, белогвардейцами были расстреляны 26 человек, боровшихся за Советскую власть в Петропавловске". Одна из расстрелянных хорошо известна  - это 18-летняя Настя Прокофичева, она застрелила белого офицера прямо в здании городского суда. Да, может, и не зря за Советскую власть так яростно боролись энтузиасты - в Советском Союзе было много обиженных, но все работали, и бомжей точно не было!..
          Я возвращаюсь домой, который находится в одном квартале отсюда... Отсюда, где в десяти метрах друг от друга лежат молодые жертвы двух сломов социальных систем... Идейные люди, расстрелянные сто лет назад - под землёй, и те, ради которых они умирали, уже совершенно безыдейные и не имеющие никакой цели своего существования, но ещё живые - над землёй, под трубами... Что же получается? ВООДУШЕВЛЁННАЯ МОЛОДЁЖЬ ПОЛОЖИЛА СВОИ ПРЕКРАСНЫЕ НЕ ПРОЖИТЫЕ ЖИЗНИ НА АЛТАРЬ ВЕЛИКОЙ ИДЕИ - А ОНА НЕ СРАБОТАЛА?.. Тут возникает мысль: "А не дороже ли сама  ЖИЗНЬ любой, даже самой прекрасной идеи?.." Да, такой урок преподали нам ВРЕМЯ и ИСТОРИЯ... А нас учили совсем другому!..
                10 января 2020 г.

          Вчера были проводы Масленицы. Решила поехать в центр города на праздник. Думаю - надо проведать Ивана Калинина под трубами! Позову на праздник, оплачу ему дорогу на автобусе туда и обратно, пусть поест бесплатных блинов и пороется в центре в мусорных ящиках - там люди побогаче живут! Но на трубах всё разорено, покричала - не откликается Иван! Только знакомый матрас валяется на снегу. Смотрю - двое молодых бомжей с лицами, чёрными от морозов, роются в помойке. С ними - уже нагруженные "добром" санки. "Привет!" - говорю, - "Я Ивана Калинина ищу!" "А-а, Ваньку? Он теперь у Гальки живёт!" - ответили они мне, и махнули в сторону пятиэтажек...

          Ну вот, была Масленица, а теперь конец апреля, карантин. Побежала до ближайшего базарчика. На обратном пути вижу - в тенёчке на трубах сидит  парочка из тех, кому некуда торопиться. Подхожу: "Вы Ивана Калинина не видали?" - спрашиваю. "Я - Иван Калинин!" - отвечает мужчина. А я, признаться, и лицо его забыла - лютой зимой виделись, а сейчас благодать - тепло, зелень распускается, птички поют! Я расспрашиваю парня, как живёт? Хорошо живёт! Эта женщина - Галя? Нет, Асель, Галя - в прошлом! А что не пожилось у Гали? Бабка у Гали плохая, восьмидесятилетняя карга! А сейчас-то где живёшь? А везде! - и Иван широко повёл рукой. Только подростки донимают - разоряют жилища! Опухшее, с синяками лицо его подруги изобразило улыбку.Тебя кто бил, Иван? - спрашиваю у Асель. Да нет, я упала! - отвечает верная подруга.
          Я выгребла из карманов мелочь, что-то около 400 тенге, и отдала Ивану...
          Продолжаю думать об Иване... Какая странная мысль пришла в голову: НЕ ПОТОМУ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НЕ БЫЛО БОМЖЕЙ, ЧТО СТРОЙ БЫЛ ЛУЧШЕ, А ПОТОМУ, ЧТО ЖИЛИ ХУЖЕ! На помойках не было ни выброшенной одежды, ни еды... Сейчас многих у последней черты останавливает отсутствие у бедолаг крыши над головой... А у капиталистов и крышей уже обеспечивают, и пособием... То-то там развелось паразитов - не чета нам!..

          Прошло пол-года. Зима. Мимо тащатся два замотанных бомжа с одной помойки на другую.
          - Иван!- окликаю я наугад. Это и правда Иван с прежней подругой.
          - Как вы поживаете, где?
          - На дачах. Холодно. Притащили печурку с соседней дачи, топим! - и пошли дальше. Такой морозяка... Весь день они на холоде, до дач ещё надо дойти, чем топить? Забором? А то и саму дачу спалят - чужого добра не жалко, зато у огня погреются...

          Ну вот, и три года прошло незаметно, как мы знакомы с Иваном. Вчера - это уже в августе 2021 года, увидела их на остановке. Сидят, ждут автобуса. Поздоровались. Живут в Заречном, ютятся на чужих заброшенных дачах, там же вдоль реки собирают грибы, продают. На грибах сейчас можно заработать!

          Прошло ещё пол-года, нынче в начале октября отправляюсь на операцию - менять хрусталик. Навстречу идут Иван с Аселькой. Окликаю их. Они обрадовались
          - Тётя Люба! Дайте двести тенге! Голова сильно болит - опохмелиться!
          Полезла в карман - а там только тысячи... Дала им одну купюру
          - Помолитесь за меня!
          - Обязательно! - обрадовались они. Пошли в магазин за бутылкой, и, конечно, тут же забыли обо мне...

          Проходит ещё год... Осень... Прошлой осенью поменяла хрусталик, опять хорошо вижу, как привыкла... На даче завершаю осенние работы, да рук не хватает... Встречаю Ивана с Аселькой. Он - весёлый, "под мухой", она держится позади, печальная, на лице не проходящие синяки. Он её сдаёт внаём на ночь другим бомжам, что-то за это получает, а потом ревнует и избивает... Таскаются от помойки к помойке, собирают баночки из-под пива...
          - Да вы приходите ко мне завтра, пойдём на дачу, хорошо заработаете! Пять тысяч дам! - предлагаю я им.
          - Хорошо, придём! - радуется Иван. - Я работать люблю!
          Я убеждаюсь, что они хорошо запомнили мой адрес, и на следующее утро жду к девяти. Вот дел наворочаем, - мечтаю я!
          Ждала до десяти. Не пришли...

          Зима 2022 года. Встретила Ивана - жалуется, что замерзает, куртка на нём узкая, холодная. Говорит, что подходящей на мусорках не находит. Позвала его домой, дала ему отличную зимнюю куртку своего зятя-англичанина - хоть в снегу ночуй!И ещё всего насовала из еды и одежды. Позже его встречала в прежней куртке. "А мою чего не носишь?" "Она мне большая"...

          В общем, жив курилка!..
   
          На фото - Иван Калинин с Аселью.
       


Рецензии