Об особенностях путей внедрения

Об особенностях путей внедрения достижений российской междисциплинарной школы в систему образования
небольшие рассуждения
Версия статьи 2024 года, во многом исправленная и адаптированная по сравнению с версией статьи 2020 г.
Условные обозначения:
ВР  - версия реконструкции
ИГ РАН  -  институт географии российской академии наук
КНДМ -  коллективные нераспределенные денежные массы
ПЦ - проект «Цивилизация»
РМЕШ  - российская междисциплинарная школа исследования общественных процессов методами естественных наук (или:  российская междисциплинарная естественнонаучная школа)
ТИ -  традиционная история (традиционная версия мировой истории)

Небольшое вступление, касающееся особенностей момента и достижений представителей РМЕШ
Еще в январе 2020 года российская междисциплинарная школа исследования общественных процессов методами естественных наук (далее - РМЕШ), испытывает тот момент, когда она уже может смело заявить о своих достижениях, ибо за ее плечами и проект «Хронотрон», долгое время выпускавший он-лайн журнал «Артифакт» ([1]), проект «Цивилизация», а также существующий независимо от всего форум представителей РМЕШ на ресурсе http://edgeways.ru ([2]).
В рамках более чем двадцатилетнего существования проекта «Цивилизация» на его конференциях и семинарах было прочитано более двухсот докладов, и при этом самих конференций было проведено более сорока. Попытка упорядочения и ранжирования материала, а также подведения итогов выразилась в работе автора этих строк «Достижения российской междисциплинарной школы исследования общественных процессов методами естественных наук, в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба» ([3]), где дан их далеко не полный перечень. Имеется видеозапись доклада по этой теме на автора этих строк на 40-й конференции проекта «Цивилизация» (ПЦ).
На основании достижений можно предпринять попытку сконструировать некий образовательный минимум для представителей РМЕШ, и его можно положить в качестве основы для учебного курса для исследователей по данной тематике, а также для широких кругов живо интересующихся историей. Тем самым можно будет говорить о неком общепризнанном начальном уровне. У автора этих строк эта тема еще отражена в работе примерно 2017 года написания «Попытка ликбеза для представителей российской школы исследования общественных процессов методами естественных наук» ([4]). При этом вполне возможно этот же материал адаптировать к он-лайну курсу для всех активно интересующихся данной тематикой и разделяющих взгляды представителей РМЕШ на правах дополнительного образования. В качестве следующего шага при этом можно было бы говорить о разработке семестрового курса для студентов как технических, так и гуманитарных дисциплин.
Как представляется автору этих строк, отталкиваясь от этого уровня, можно смело думать о следующем этапе, а именно, о внедрении или хотя бы об адаптации представленных в вышеупомянутых материалах наиболее фундаментальных и наиболее значимых результатов в систему народного образования, как среднего, так и высшего. Что было бы воплощением планов смелых прогрессивной части российских исследователей-междисциплинарщиков. А для начала, для перехода от предисловия к основной части статьи, вслед за упомянутой отдельной работой [3] мы просто еще раз их перечислим:

Достижения российской школы исследования общественных процессов методами естественных наук, в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба
К таковым можно причислить следующие:
- экспериментальное опровержение Станиславом Георгиевичем Покровским, недавно ушедшим из жизни, радиоуглеродного метода С14 определения возраста изделий на малых (до 2000 лет) временных промежутках, единственной сомнительной нобелевской премии в области естественных наук. Материал разбросан по нескольким статьям и книгам
- построение диалектической схемы между наличием легкодоступных и не очень трудно добываемых руд, источников топлива, т.е. залежей угля и/или лесов и источников поддува, с одной стороны, и готовых транспортных средств, с другой, Игорем Владимировичем Давиденко. При этом промежуточными звеньями этой схемы оказались сами выплавленные металлы, инструменты из них и материалы для изготовления транспортных средств, как водных, так и сухопутных (книгоиздательский проект «Книга цивилизации» ([5]) и ряд других книг автора),
- открытие общих тенденций в развитии искусства и расположения их произведений на хронологической оси Александром Михайловичем Жабинским. Изложены в книге «Другая история искусства» ([6])
- раскрытие тайн возникновения черной металлургии статистическими методами Всеволодом Арнольдовичем Беляевым ([7])
- тезисное обоснование «взгляда в прошлое сквозь будущее» в виде изготовления изделий на высочайшем технологическом уровне современности и выдача их за археологические находки, изготовленные в далеком прошлом, Михаилом Николаевичем Рыжовым (его статья «Технологии в археологии» ([8])),
- попытка, во многом успешная, создания модели «истории как точной науки», предпринятая на основании диалектического материализма Георгием Михайловичем Герасимовым (его работы и книги под общим названием «Теоретическая история»([9])),
- установление методами математической статистики ряда фактов из области климатологии, в том числе в связи с историей народонаселения, гляциологии, физической географии геологии, палеонтологии, геологического прошлого планеты, астрономии, истории катастроф и биологии прошлого, с охватом времен вплоть до ледникового периода Андреем Георгиевичем Степаненко, (к примеру, «Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги» ([10]))
- применение к исследованиям общественных процессов прошлого, в частности, истории Евразии и Америки, логистического метода и получение ряда результатов Игорем Юрьевичем Шкуриным ([11]),
- разработка логического формализма реконструкции истории человечества, построение с его помощью версий реконструкции истории многих стран и народов, а также многих эпох в истории человечества, что отражено в историко-географической «рыцарской» серии («Рыцари Эллады», «Рыцари трех океанов», «Рыцари Гипербореи»), и, помимо этого, разгадка тайн мусульманского календаря лунной хиджры и иудейского летосчисления, а также многое иное, в том числе ряд гипотез о миграциях народов и связи путей их миграции с географическими названиями, закрепившимися на картах, автором этих строк Владиславом Тадеушевичем Поляковским, приглашенным за ряд своих работ в этой области на соискание ученой степени

Особенности процесса внедрения и достижений представителей РМЕШ в систему среднего образования
Большинство из представителей РМЕШ солидарны во мнении, что старая система исторического образования в средней школе вредна по той причине, что она обилует абсолютно необоснованно датированными, или, по крайней мере, выглядящими сомнительно, мифологемами. В нужной степени подробности о конкретном механизме нанесения этого вреда речь идет в работах автора этих строк «Как ТИ в школе зомбирует детей, или о наиболее желаемом стратегическом векторе усилий альтернативистов» ([12]), являющейся логическим продолжением его работы «Хронология и психология» ([13]). По сути, этот путь датировки необоснованных мифологем и их внедрение в курс школьной программы истории  можно охарактеризовать как зомбирование учащихся средних школ с их по-детски не развитой критичностью восприятия учебного материала, о чем более подробно речь идет в указанных работах.
Тогда возникает закономерный вопрос: а можно ли разработать такую версию гуманитарной компоненты школьной программы, или, если чуть точнее, программу средней общеобразовательной школы, в которой данный недостаток был бы устранен, а сама программа выглядела бы максимально соответствующей требованиям современности? Такой вопрос выглядит вдвойне закономерным на фоне их заявления о собственных достижениях.
Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос как можно более грамотно и как можно более развернуто, с необходимой степенью охвата как можно более широкого круга вопросов, необходимо рассмотреть следующее:
; цели и задачи среднего школьного образования в целом
; цели и задачи гуманитарной компоненты школьного образования
;  структура гуманитарной компоненты школьного образования
;  пути составления традиционной школьной программы по истории
;  источники ее финансирования
;  применительно конкретно к исторической науке: степень достоверности и подробности версии реконструкции, предлагаемой в школьную программу
; согласование вопроса минимизации конфликтности с текущей исторической культурой и принятие мер для этого
; адаптация материала, предлагаемого РМЕШ, к требованиям федерального образовательного стандарта
Итак.
Цели и задачи среднего школьного образования в целом и его гуманитарной компоненты
Традиционный ответ: дать ребенку-учащемуся базовые знания и базовые умения, а с точки зрения гуманитарной компоненты дать представления о традиционных и досточтимых национальных культурных ценностях.
Продолжая традиционный ответ: если эти культурные ценности содержат мифологемы ; дать эти мифологемы без особой акцентуации на мифический характер оных. В частности, под это попадает вся традиционная история России и других территорий, заселенных восточнославянскими народами, до рубежа хронологической достоверности, который для России приходится не на XIV век, как для Европы, а на несколько более поздний период ;  на XV, а то и на XVI века. Актовых источников нет почти никаких, происхождение уцелевших актовых источников интерпретируемо многозначно. Более подробно о механизме наносимого вреда  ;  в уже упомянутых работах [3] и [4].
При этом есть одна тонкость. В любом случае история ; это прошлое, и любое проявление интереса к истории в известной степени адекватно вопросу «Чего мы хотим от прошлого?». Вопрос отнюдь не праздный: как с точки зрения как ежедневного прагматизма, так и с точки зрения ряда религиозных течений, к примеру, буддизма, прошлое отнюдь не должно человека интересовать, ибо его должны  интересовать лишь заботы дня сегодняшнего. И, помимо прочего, возникает вопрос о том, самым ли рациональным образом ребенок будет проводить время в школе, если ему будут учить чему-то мифологизированному, сомнительному, вместо того, чтобы его учить чему-то более насущному, повседневному и актуальному?
Хочется напомнить, что в классическом понимании историков их деятельность должна проходить под лозунгом “Historia magistra vitae”, т.е. «История  ;  учительница жизни», с ярко выраженной акцентуацией на решение именно педагогической задачи, а современная историческая наука в качества такового формулирует лозунг максимально достоверной реконструкции прошлого, т.е. решение именно исследовательско-реконструкционной задачи.
А пока кратко затронем следующий вопрос:

Структура гуманитарной компоненты школьного образования
Сейчас в РФ просматривается тенденция объединять такие школьные предметы, как русская литература, история и география в одну группу. Это очень легко понять, ибо это предметы ПИАРовские, и ПИАР, или иначе, промоция того или иного явления в литературе или истории и того или иного места в географии через них осуществлять вполне возможно. Что ни для кого не секрет.
Эта тенденция легко прослеживается в школьной программе по русской литературе, серьезно меняющейся год от года. Полуразвлекательный характер географии признается даже сотрудниками ИГ РАН,  а слово «история» в качестве названия учебной дисциплины обретает несколько комичный характер в свете особенностей русского языка, в свете которого сам предмет выглядит примерно как «урок, на котором тебе будут рассказывать всякие истории». Как однажды в детстве он был описан автору этих строк.
И для каждого из этих предметов четко прослеживаются международная компонента, общегосударственная и региональная. Причем для каждого из этих предметов международная компонента является во многом единой.  Общегосударственная компонента с ее акцентом на национальную историю является адаптированной к международной компоненте и единой для всей страны. А региональная компонента, в свою очередь, адаптирована к международной и общегосударственной.
Кстати, высказывание в начале абзаца слова о ПИАРовском характере истории, географии и литературы можно красиво обобщить, проанализировав данные по количеству учебных часов по этим предметам в других странах.

Пути составления традиционной школьной программы по истории
применительно к ее общегосударственной компоненте: как это не звучало бы странно, исторический костяк школьной программы фактически не изменился со времен версии исторического образования в средних учебных заведениях царской России. За исключением, разумеется, революционных веяний большевизма с его четкой акцентуацией на классовую борьбу и однозначный эмоциональный позитив при описании всякого рода народных волнений бунтов и восстаний.
А отсюда ясно следует, что именно такая ее версия соответствовала тогдашним взглядам педагогов российской империи на идейную компоненту воспитания детей и подростков, связанную, помимо прочего, с регулярными русско-турецкими войнами, сопряженными с походами на юг, подспудно мотивируя детей и подростков, наиболее к военным действиям способных, на возможность аналогичных военных действий в будущем. Тем самым просматриваются военные источники ее идейного вдохновения, а, возможно, и финансирования. Легко вспомнить слова о том, что история  ; это политика, направленная в прошлое. Критический пересмотр школьной программы истории теоретически мог произойти, так как естественнонаучная междисциплинарная школа в СССР в виде общества мироведения под председательством Н.А.Морозова начала зарождаться, но она не была достаточно развитой.
Не была она подвержена и серьезному пересмотру и при демонтаже СССР и переходе к временам рыночным.
Что касается международной ее компоненты, то она просто была адаптирована путем перевода исторического популярного и учебного материала, касающегося истории т.н. «Древнего Мира» и т.н. «Средних веков» на русский.
С точки зрения автор этих строк, было бы несколько более корректно переименовать учебный предмет, преподающийся в средней школе, с названия «история» на название «традиционная историческая культура».

Небольшие рассуждения о финансировании преподавания исторической науки
Что касается источников финансирования преподавания традиционно ПИАРовских учебных предметов, в частности, истории, то оно, в отличие от финансирования более обязательных предметов, часто производится по принципу формирования некоего фонда, куда все желающие принять участие в этом процессе могут сбросить свои средства (весьма популярный принцип «сбора средств в одну шапку»). При этом одним из наиболее серьезных источников появления средств в этой шапке являются денежные средства из коллективных нераспределенных денежных масс (далее - КНДМ).
Это четко прослеживается из материала, изложенного в предыдущем подразделе. Судя по всему, отнюдь несложно сделать вывод о том, что при переносе исторического костяка школьной программы со времен дореволюционных на времена послереволюционные не могла не сохраниться ориентация на определенные чаяния, связанные с военно-патриотическими источники финансирования. Тема патриотического воспитания регулярно присутствует во многих материалах, связанных с напутствием на это и акцентированием на это внимания для педагогов русской литературы и истории.
А это означает, были весьма не исключены опора или, по крайней мере, упования, на теневые источники финансирования, к примеру, на коллективные нераспределенные денежные массы (аббревиатура КНДМ, более подробно  ;  в работе автора этих строк [4]). Наверняка имел место диалог представителей органов образования с представителями этих КНДМ, причем совершенно разной природы, с изложением аргументов о вложении средств в образование и патриотическое воспитание или как о максимально полезном, или, как минимум о достойном их вложении.
Проскакивает еще одна тенденция, порожденная регулярными надеждами на КНДМ. С точки зрения политологии ее можно охарактеризовать как ура-патриотизм, а с точки зрения науки как упование на новые адаптационные ура-патриотические мифологемы, в том числе квази-религиозные. Создание этих адаптационных ура-патриотических квази-религиозных мифологем и является одним из направлений деятельности Г.В.Носовского.
Среди российских эмигрантских КНДМов можно выделить дворянские и казачьи. Особенность ситуации в том, что теоретически  можно подумать об открытой ПИАР-акции, к примеру, об обращении к русским эмигрантским потомкам дворянства и казачества.
С целью минимизации конфликтности с текущей исторической культурой можно подумать о проведении как можно более широкой  разъяснительной работы, а также взаимодействии с текущими политическими партиями и движениями, и, при необходимости, создания своего. При этом хорошей приметой была бы готовность к петиционным акциям по сбору подписей, направляемых в адрес властей, а также предполагаемым владельцам КНДМов.

Весьма желательные научно-исследовательские проекты
С точки зрения автора этих строк, читателям этой статьи было бы не лишне напомнить, что заранее спланированных исследований представителями РМЕШ проводилось очень мало или не проводилось вовсе. Подавляющее большинство результатов были порождены горячим желанием исследователей сказать свое слово в науке, внеся тем самым свой посильный вклад в прогресс оной. Тем более производит впечатление то обстоятельство, что даже в режиме столь спонтанной научной деятельности достигались заметные результаты.
Тем не менее, по ряду направлений, связанных со становлением мировой хронологии, фактически исследовательская работа была начала на уровне энтузиазма, не предполагающем несения большого количества затрат, и она была доведена ровно до той точки, в которой уже потребовался бы переход от энтузиазма к профессионализму. В известной степени эту тему можно считать затронутой в научно-популярной версии диссертации автора этих строк, вышедшей в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([14]).
Итак, сами проекты:
; исследование становления мировой хронологии с изучением способов обозначения времени в наиболее значимых актовых архивах и важнейших нарративных источниках
; исследование становления мировой хронологии на примере датирования  хронологических канонов Евсевия-Иеронима и других глобальных хроник
; исследование творческого наследия, приписываемого Иоахиму Флорскому и всех мыслителей, связанных с его именем – т.н. «иохимитов» и «псевдо-иохимитов», а также всего, связанного с направлениями в государственной, общественной и религиозной жизни, которым приписывается влияние его учения
; исследование роли в становлении мировой хронологии хорватского просветителя Флациуса Иллирикуса и его «История церкви, разделенная на столетия»
; составление наиболее вероятных версий реконструкции главных век т.н. древнего мира (древних Египта, Греции, Рима и т.д.)
;  попытка создания альтернативную энциклопедию древности и средневековья с отражением широкого круга вопросов (при благоприятном стечении обстоятельств)
; составление схемы возникновения достижений человеческой цивилизации от уровня нахождения первобытным человеком сырья и минералов и изготовления средств их обработки (воплощение идеи И.В.Давиденко), что в частном случае вылилось бы в
;  экспериментальное исследование по истории металлургии и судостроения
Весьма интересно мнение читателей этому вопросу.

Попытка формирования оптимального контента федеральной компоненты исторического образования
Возникает закономерный вопрос: как в данной ситуации лучше всего вести себя представителям российской междисциплинарной школы? С точки зрения автора этих строк, если не предпринимать больших усилий, связанных с исследовательской работой, то бишь с научно-исследовательскими проектами, и общественной активностью, то уже можно:
;  на основании достижений РМЕШ предпринять попытку разработать учебный курс на правах дополнительного образования для широких кругов любителей истории, а также просто желающих подтянуть свой образовательный потенциал. Этот курс может быть прочтен как в очном, так и в он-лайн виде. Как уже об этом писалось в начале статьи,
;   этот же учебный курс попытаться внедрить на правах факультативного предмета в систему высшего образования, который был предназначен для студентов как технических, так и гуманитарных дисциплин. Хотя в этом деле едва ли удастся избежать вопросов, связанных с федеральным образовательным стандартом
;  всеми возможными способами доводить до широких слоев населения, что оптимальным названием для существующего школьного предмета «история» было бы «традиционная историческая культура».
Если же усилия, связанные с научно-исследовательскими проектами и общественной активностью предпринять, то можно:
;  составить план научно-исследовательской деятельности, в рамках которой поставить задачу построения ясной и внутренне непротиворечивой ВР эпох, лежащих вблизи хронологического рубежа достоверности или отнесенных в глубокую древность. Предварительно он уже был составлен довольно давно.
; наладить взаимодействие с системой госзаказов и грант-менеджмент, в том числе на международном уровне
; учредить НКО или наладить взаимодействие с уже существующими
; в противовес традиционной исторической культуре подумать о движении под примерным названием «Новая историческая культура». В его рамках предпринять попытку обретения опыта проведения петиционных акций и референдумов
; сделать максимум для создания курсов повышения квалификации

Литература:
1. Электронный журнал «Артифакт». И-нет, artifact.org.ru
2. Форум представителей РМЕШ на ресурсе http://edgeways.ru ([2]).
3. Поляковский В.Т. от имени уважаемого естественнонаучного сообщества при его невозражении. Достижения российской междисциплинарной школы исследования общественных процессов методами естественных наук (или: российской междисциплинарной естественнонаучной школы, РМЕШ), в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба. http://www.academia.edu/41453268, https://proza.ru/2019/12/29/166, https://dzen.ru/a/Xgfoyd-URACuC0On
Плей-лист: 4. Поляковский В.Т. Попытка ликбеза для представителей российской школы исследования общественных процессов методами естественных наук. wladmoscow.narod.ru/likbez.htm, http://www.proza.ru/2016/06/13/504,
5. Кеслер Я.А. Давиденко И.В. Книга цивилизации. М. 2001
6. Жабинский А.М. Другая история искусства. Москва. Вече. 2001
7. Беляев В.А., Поляковский В.Т. О приложении вероятностных моделей развития человечества к статистическим данным развития человечества и попытке извлечения результатов хронологического характера. В сборнике: Цивилизация знаний: инновационный переход к обществу высоких технологий. Труды IX международной научной конференции. М. 25-26.04.2008 г. Часть II. М.РосНОУ
8. Рыжов М.Н. Технологии в археологии. 9. Герасимов Г.М. Теоретическая история. www.theorhistory.narod.ru
10. Степаненко А.Г. Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги. https://www.litmir.me/br/?b=184565&p=1
11. Шкурин И.Ю. Логистическая теория цивилизации. https://3geo.livejournal.com/50344.html
12. Поляковский В.Т. Как преподавание традиционной истории в школе зомбирует детей, или о наиболее желаемом стратегическом векторе усилий альтернативистов, или представителей российской междисциплинарной школы. Версия статьи 2020 года.
http://proza.ru/2020/01/12/663
13. Поляковский В.Т. Хронология и психология. http://wladmoscow.narod.ru/chron_ps.htm , чуть более новые версии работы: https://www.academia.edu/41618304, https://proza.ru/2020/01/14/262
14. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010

Г.Москва,
январь 2020,
с исправлениями февраль 2024


Рецензии