Как я дважды тонул и выбирался

В один солнечный июльский день я уговорил своего деда пойти на речку. Хотя мне и было уже двенадцать лет, одного меня к воде не отпускали, потому что я скверно плавал. А по факту, так и не умел совсем.

Мы пришли на берег, я залетел в вечно холодную воду и стал барахтаться где-то в районе метровой глубины.

Плавал, плавал, да устал. Пытаюсь встать на дно и тут же с головой ухожу под воду. Оказалось, я нашел яму, скорее даже, воронку от бомбы, в которую и попал. Ладно, хоть хватило сообразительности не набрать воды в легкие.
 
Однако, тело мое само наверх подниматься не спешило, а тех судорожных дерганий, в которых я забился, явно не хватало для подъемной силы. На мое счастье из этого обрыва торчал большой плоский камень, за чей край я схватился и от чего оттолкнулся. Тут же вынырнул и встал на нормальное дно.

Надо же, вокруг везде адекватная глубина и одна только яма, в которую, наверное, лишь я умудрился угодить...

Пока я ошарашено добирался до берега, заметил, что вокруг меня расплывается бледно-красное пятно. И тут же на это пятно обратил мое внимание встревоженный дед, который суетился на берегу. Он крикнул мне, что это кровь.

После окрика я сразу почувствовал боль в ступне ноги. Шок от утопления проходил, теперь наступало обалдевание от рези между пальцами ступни.

Я доковылял до берега и там обнаружил, что большой палец правой ноги был разрезан до кости так, что его немного вывернуло от выступившего мяса. Скорее всего, это был результат от кем-то выброшенной в реку бутылки. 

Дело в том, что в девяностые года появилось множество кретинов, которые резко почувствовали свою безнаказанность и безволие закона. В число их развлечений входило так же разбрасывание обломанных розочкой донцев бутылок по пляжам и местам прибрежного отдыха.

К сожалению, мой случай напарывания об такой «подарок» был не единственным.
В общем, хорошо, что я пошел с дедом, потому что с такой раной я бы с берега самостоятельно не выбрался. И тем более, не добрался бы до садоводства. Палец пришлось практически привязывать к моей ноге.

Второй случай был намного более эпичным и особо запоминающимся.

Я тогда учился в техникуме, и каждое лето подрабатывал на различных предприятиях. В этот раз моя трудовая деятельность проходила на отбойном молотке – я разбирал кирпичные обкладки старых кочегарных котлов.

И как-то так получилось, что в одну смену внезапно и незаметно откололся огромный блок намертво сцементированных кирпичей, который саданул мне по обеим ногам. Не знаю, что там произошло со связками ступней, но лодыжки пришлось постоянно туго перебинтовывать. Правда, ходить, хоть и прихрамывая, вполне было можно.

Спустя около двух недель, друзья меня позвали купаться на речку.

На берегу я размотал бинты и влез в воду. Вроде бы, ничего: двигаются ступни, плавать можно. И я где-то минут двадцать относительно спокойно возился недалеко от берега. 

Однако, вскоре кто-то предложил переплыть реку с одного берега на другой. Вся компания тут же согласилась. Пришлось, благодаря наивной юной глупости, и мне присоединиться к массовому заплыву. И хотя, дистанция меня напрягала – примерно двести метров – я зашел в воду.

А это было первой ошибкой, потому что из-за разбитых ног я не был уверен в своих силах.

От всех плывущих я отстал уже к середине пути. Ступни, грубо говоря, «разболтались», и ими бить по воде было неприятно, да и больно. Приближалась паника…

Все уплыли, а я - ровно на середине, плыть назад уже поздно, а вперед страшно. И вот на этом моменте я допустил вторую ошибку, когда внутренне заметался с выбором пути.

Всё, паника стала надежно заполнять мозг… Я физически ощутил всю глубину в этом месте, и меня словно мощным магнитом потянуло на дно.

Для меня это было острое, ранее мне неизвестное ощущение, когда ты находишься в безвыходном положении. Страх смерти превратил сознание в загнанного кролика. Из-за этого я слишком усиленно и, при этом, нелепо поплыл вперед. И такой бешенный расход энергии быстро вызвал судорогу в ноге.

Остатками разума я заставил себя осознать, что так двигаться не стоит. Я максимально осторожно, как мог, перевернулся на спину. В таком положении было, конечно, не так уж и лучше, но это притормозило мои попытки загнаться до полного утопления.

Что делать?.. Как плыть?..

Вверху по нежно-голубому небу плыли фигурные облака из чистой белой ваты. Глядя на них, я почувствовал просто звериную тоску, что вот так уйду из такого красивого и живого мира.

Перевернулся обратно и попытался плыть по-собачьи. Но одеревеневшая нога мешает... На мою беду вспомнился самый дебильный совет, как избавиться от судороги, - в позе зародыша я попытался обхватить ногу, чтобы прижать ее к себе. Однако, только чуть не захлебнулся.

Пришлось медленно продолжить путь дальше все в том же собачьем стиле.
Внезапно меня окрикнули. Я увидел, как ко мне, запыхавшись, подплывал один мальчик из нашей компании. В силу небольшого возраста, он тоже отстал от основной группы. И каким-то чудом заметив, как я периодически погружался под воду, парень вернулся, чтобы помочь.

Это здорово придало сил и уверенности, ведь я больше не был один на один с безжалостной водой. И дальше мы поплыли вместе, постоянно помогая друг другу, потому что мой спаситель тоже начал выдыхаться.

Когда до берега оставалось метров пятьдесят, по всей глади реки распространились зычные матюги. Так о себе заявляли спасатели, которые неслись к нам на лодке.
Через пятнадцать минут мы оказались на своем берегу.

Потом, много позднее я узнал, что плотности воды и человеческого тела приблизительно равны (1000 кг/м3 и где-то 1020-1040 кг/м3). Поэтому, чем больше тело уходит под воду, тем больше его выталкивает сила Архимеда. Благодаря такому эффекту, в случае проблем на воде, стоит держать над поверхностью только голову, остальные части тела должны находиться под водой.

Плыть по-собачьи или на спине в данном случае всегда будет удачным решением.

И, конечно же, когда человек тонет, самую плохую роль играет сбитое дыхание. Его необходимо привести в норму первым. Это поможет немного прояснить сознание, не позволит быстро сжигать кислород в мышцах (т.е., не приведет к усталости) и не даст нахлебаться воды.


Рецензии