Дневник литературного критика 3

                Ноябрь-декабрь 2017 года

     В конце 2017 года я увлеклась фантастикой, что и не удивительно, так как этот жанр интересует меня с детства - мы с папой читали такие книги наперегонки, кто быстрее. А тут у нас, в университете, в библиотеке есть целый стеллаж с книгами, которые можно взять в любое время и по прочтении вернуть обратно, т.е. такие "путешествующие" книги. Там оказалась целая полка с фантастикой. Нашла 4 книги Пола Андерсона, по одной - Андрэ Нортон и Фрэнка Херберта. Но обо всём по порядку.
     Все эти книги выпущены с серии Англо-американская фантастика XX века. Я прочитала выпуски 24, 16, 14, 20, 9 и том Андрэ Нортон, на котором номер выпуска не был указан.
     Сначала расскажу о Поле Андерсоне. Выпуск 24: Психотехническая лига. Вот что сказало в аннотации: Новый том Собрания сочинений Пола Андерсона составили произведения, принадлежащие к циклу о психотехнической лиге, в которых описываются приключения землян, занятых ранним освоением планет Солнечной системы. Среди включенных в том повестей и рассказов выделяется классическая новелла "Большой дождь", посвященная колонизации Венеры и превращения ее во "вторую Землю". Я запомнила эту новеллу, как и все другие рассказы и повести, хотя прошло уже много времени. В сборнике было предисловие "Рыцарь фантастики", и вот какие повести и рассказы вошли в сборник: Марий, Ооновец, Чувствительный человек, Большой дождь, Покои Мерфи, Повелитель тысячи солнц, Пират. Было также послесловие автора к циклу Психотехническая лига. После книги осталось ощущение тщетности бытия сегодняшнего, нашего - по сравнению с будущими поколениями, которые полетят на Марс, Венеру, к другим галактикам, будут защищать и отстаивать свои права, применяя своих агентов со сверхспособностями... Возможно, так и будет на самом деле.
     Следующий том этого же автора - Выпуск 16: Дети водяного. Сюда вошли 2 произведения - Дети водяного и Последнее чудовище. Повествуется о детях водяного и земной женщины, которые унаследовали лучшее от своих родителей. Увлекательные приключения и необычные герои не оставят читателя равнодушными до последней строчки книги. Рекомендую.
     Выпуск 14: Время огня. Настанет время. В этой книге 2 романа. Нет смысла их пересказывать - это нужно читать. Увлекательное повествование о других людях и других планетах, о войне, природе и человеческой дружбе с другой цивилизацией.
    Выпуск 20: Щит. Аннотация: Борьба за обладание технологий марсиан, временные парадоксы в космических странствиях - все это, а также многое другое на страницах очередного выпуска произведений Пола Андерсона. В выпуске кроме повести Щит, повести Долгая дорога домой, и рассказы: Короли на Заклание, Царица воздуха и тьмы, Сдвиг во времени, Последние из могикан. Тема путешествий во времени всегда была интересна для читателей, и, возможно, это единственная фантазия писателей, которая до сих пор не воплотилась в реальность.
     Особняком стоит для меня книга Андрэ Нортон Мир звездных ко'отов. Аннотация: Андрэ Нортон - детям! Так можно было бы озаглавить этот том, представляющий писательницу - фантаста с совершенно новой стороны. Герои повестей, собранных в книге, - дети, - сталкиваясь с препятствиями или попадая в совершенно невероятные ситуации, открывают в себе новые душевные силы, тягу к добру, стремление помочь слабым. Книга содержит 4 повести: Звездный ко'от, Мир звездных ко'отов, Звездные ко'оты и разумные растения, Звездные ко'оты и крылатые воины. На Землю прилетели разумные ко'оты - это коты и кошки (ко'ошки), которые живут на другой планете только для кошек, их далекие предки жили на Земле, но потом связь потерялась. И теперь земным кошкам, утратившим свои способности, грозит беда. Поэтому звездные ко'оты прилетели за ними, чтобы забрать их на свою планету. Чудесным образом вместе с двумя земными котом и кошкой на корабль для космического перелета попадают мальчик и девочка-сирота. Дальнейшие их приключения очень увлекательны и читаются на одном дыхании. Дети мысленно разговаривают с ко'отами, а их земные питомцы быстро вспоминают свои сверхспособности и помогаю детям освоиться на другой планете. Меня заинтересовала эта писательница, из ее произведений читала только «…Все кошки серы» и «Мышеловка» из сборника «Крылья ночи».  В планах прочитать роман «Саргассы в космосе».
     И, наконец, последняя книга, Фрэнк Херберт Выпуск 9: Ловец душ. Две повести - Ловец душ и Синдром власти, а также рассказы: Пассаж для фортепиано, Утраченные собаки, Крысиные гонки, Семенной фонд, Пустышка, Нежданная встреча в пустынном месте, Нечто азартное, Оккупационные силы, Что-нибудь ищите? Тяжелое впечатление оставила первая повесть, давшая название книге. Вроде бы ничего фантастического в ней не было, но печальный конец не оставил равнодушным. Язык автора богатый, читать интересно. Следующая повесть и рассказы уже с элементами фантастики, и оставили хорошее впечатление от книги. Немного расскажу о повести Ловец душ. Повествование идет о лишившемся разуме индейце, который украл ребенка-подростка из летнего лагеря и придумал себе, что он должен его убить, чтобы отомстить за свою сестру. Этот индеец придумал (вернее ему кажется, что ему сказали) себе новое имя Катсук, водил этого ребенка по лесу, за ним была погоня, но ребенка так и не спасли... До последнего надеялась, что спасут.

                Январь 2018 года

     Итак, первая книга января - "Гордость и предубеждение" Джейн Остен. Давно искала эту книгу. До этого посмотрела фильм с Кирой Найтли в главной роли. И вот заветный томик в руках... Что пишут об авторе?
     Д. Остен - фигура в классической литературе XX века уникальная. Писатель, практически неизвестный при жизни, "замеченный" в начале ХХ столетия - обретший истинно культовый статус уже во второй его половине. Писатель, задолго до Вирджинии Вульф и Гертруды Стайн предопределивший "прозу сильных женщин". О Джейн Остен можно говорить почти бесконечно, однако основные мотивы ее романов - как стилистические, так и смысловые - остаются неизменными. Далеко обогнавшими время свое - и яростно современными уже в наши дни.
     Книга быстро прочиталась и оставила хорошее впечатление. Герои романа рисовались такими же, как и в фильме, и повествование лилось полноводной рекой... Кто еще не читал - прочтите.
     И вторая книга - мой любимый Теодор Драйзер!.. В библиотеке нашлось собрание сочинений в 12 томах. Произведения первых 9 томов были мне уже знакомы, о некоторых я уже рассказывала, а вот 10-й том меня сразу привлек - "Оплот". Рассказывается о Солоне Барнсе и его семье. Это религиозная семья квакеров, живущая своей жизнью, не всегда успешно, но всегда с Богом - как они называют - Внутренний Свет... Мне эта книга оказалась очень близка, особенно в этот период, когда я сама потеряла близкого человека... Под конец книги, в последних главах, читая, как Солон прощается с умершим так плохо сыном, я обливалась слезами. Это невозможно читать с черствым сердцем - оно обязательно растает... И только под конец жизни Солон Барнс понял, в чем ее смысл. Вот цитата из книги, с. 300-301: «Я хочу сказать, что язык добра понятен всем живым существам, и потому этот уж понял меня, как и я его. Он не хотел причинить мне вреда, он просто испугался. А я подошел к нему не только с добрыми намерениями, но и с любовью и, поняв это, он перестал бояться и подполз ко мне так близко, что коснулся моего башмака. И я благодарен Богу, явившему мне доказательства того, что он вездесущ и добр ко всему живому, к каждой твари своей. Ибо разве я и этот уж поняли бы друг друга, если бы мы оба не были частицами божьего мира?»
     Я хочу сказать, что Солон прожил долгую, полную лишений жизнь. Нет, он не нуждался, его жена принесла хорошее приданое, и он работал всю жизнь на хорошей должности. Но в книге столько смертей. Как он это всё пережил? Страшнее всего смерть собственного ребенка... У него было пятеро детей, и только старшая и младшая дочери были с ним в последние годы жизни, а на руках у младшей он и умер. Младшая Этта, которая, казалось, оступилась в жизни и жила во грехе. И отец простил ее, а она скрасила последние его месяцы жизни... Очень поучительная история, и если не боитесь пролить слезы, то читайте - получите истинное наслаждение от чтения.

                Февраль 2018 года

     Дочитала книгу поэзии Рыгора Бородулина "Евангелле ад Мамы: Кнiга паэзii". В этой книге 462 страницы, поэтому читала долго и вдумчиво. Рыгор Иванович - народный поэт Беларуси, и это соответствует истине. Его стихотворения легко читать, даже если какое-то слово непонятно. Вот, к примеру, его стихотворение " Полацкі менталітэт  ", из сборника "Ад Полацка пачаўся Свет":

Ёсць полацкі менталітэт —
Ад Еўфрасінні, ад Скарыны,
Ад той абрынутай адрыны,
Дзе сон шукаў
Свой сонны след.

Ён цемры пазычаў святла,
Каб стала вечнасцю імгненне,
Ляцеў вышэй жаўрук здзіўлення,
Люцела рупнасці пчала.

Ад Полацка пачаўся свет.
Пра небачолых кажам:
З нашых!
Ёсць Беларусь,
А гэта значыць —
Ёсць полацкі менталітэт!

       Мой вольный перевод этого стихотворения на русский язык прозвучал по-иному:

     От Полоцка явился Свет,
     От Евфросинии, от Скорины.

     Есть Полоцкий менталитет -
     В истории глубокий след
     Оставил древний город наш.
     Есть Киев, Русь
     И Беларусь -
     И князь Владимир - святой наш.

     Он вместо тьмы дарил нам Свет,
     Чтоб стало вечностью мгновенье,
     Стремился ввысь, к нам, аист удивленья,
     Чтоб нам от князя передать Завет.

     От Полоцка явился Свет,
     От Полоцка - менталитет.

       Вот что еще написано в аннотации в книге: Маці. Мова. Малітва. Пад гэтым трохзор’ем у свет чалавек прыходзіць. Пад гэтым трохзор’ем адыходзіць з прытулку часавога. Святло Вечнай кнігі, Матчына дабравесце, Матчына багаславенне, жыццёвы тлум і сум развітання — у кнізе народнага паэта Беларусі Рыгора Барадуліна «Евангелле ад Мамы».
     Советую прочитать. Конечно, лучше, если вы хоть немного понимаете белорусский язык, но даже в этом случает вам понадобится "Вушацкi словазбор Рыгора Барадулiна", ведь многие слова Рыгор Иванович придумал сам. Мои друзья из России сравнивают белорусский язык с итальянским по певучести и красоте.

     И еще одна маленькая книга, которую я прочитала в феврале - протоиерей Максим Козлов "Детская исповедь: не навреди!" Хорошая книга, этот автор мне и раньше встречался, хорошо пишет, нахожу ответы на все вопросы. Автор советует не наседать на ребенка в таких вопросах, т.е. он сам должен захотеть исповедоваться. В конце книги было приложение - из классиков, как девятилетний ребенок причащался в Чистый четверг. Я это зачитала и своему племяннику (крестнику), ему понравилось так, что он, мне кажется, с удовольствием приготовился к своей первой в жизни исповеди и причастился. Правда, причащаемся мы давно, с двух лет. А вот исповедь была первая... И я стояла за ним и видела, как на него это повлияло - беседа с батюшкой. И племянник стал задавать вопросы - а что это мне дали из Чаши? А для чего это? А для чего то? И я поняла, что всё не напрасно. 6 марта я была у него на утреннике в детском саду, и воспитательница его похвалила - он джентльмен, и очень изменился в лучшую сторону, научился себя контролировать. Так что хочу поблагодарить автора за советы и рекомендации в таком непростом деле.


Рецензии