Глупая жадность или жадная глупость

Был я недавно в гостях у моего давнего друга, старшего оперуполномоченного уголовного розыска. Он живёт в одном из городков Западной Сибири, можно сказать, по соседству со мной, но видимся редко: у него – свои дела, у меня – свои. Одно и связывает – старая дружба. А с общего пути когда-то развели дорожки в разные стороны: он стал ментом, а я... ну, допустим, свободным предпринимателем.
Оказался я в его городке проездом: ехал поездом по делам. И вдруг решил сойти на этой станции, повстречаться с ним, посмотреть в глаза. Спросить: ну как, доволен службой в органах?.. Иди лучше было в незапамятные времена направить стопы по той тропе, которую выбрал я?.. Телефонные разговоры – это хорошо, но гораздо приятнее и правдивее, когда беседуете, глядя друг другу в глаза...
Друг был на службе. Работа у него такая – раньше восьми вечера с неё не уходит. Что за жизнь у ментов?.. Собственно, продолжительность моего рабочего дня намного больше: я вкалываю круглосуточно. И ночью, во сне, – тоже тружусь. Мысли умные зачастую приходят именно во сне. Если днём не бухал. Дня четыре. А мой друг после работы, скорее всего, – спит без задних ног и без сновидений...
Поехал с вокзала в ментовку, сказал, к кому иду, типа – по вызову. Выписали пропуск, друг вышел на проходную встретить меня...
Посидели, поговорили. Что за разговор без водки?.. Не понимаю. Под неё гораздо больше сказали бы друг другу о своём житье-бытье, и, главное, – намного откровеннее. Но уж как получилось, так получилось. Да и жизнь такая: не всегда, не везде и не со всеми можно откровенничать. Тем более у нас с моим другом разные «весовые» категории...
Не стану рассказывать, о чём мы говорили, но вот какой рассказ друга поразил до глубины души!..
- Лёха, – а ты помнишь, откуда я родом?.. – Коля поднялся с кресла и подошёл к огромной карте района, висящей на стене. – Вот из этого крохотного посёлка, – ткнул пальцем в малозаметную точку на карте. – А вот тут, примерно в этом месте, существует временный посёлок нефтяников, его даже на карте нет. Потому что не известно, сколько он просуществует...
Коля вернулся в кресло, вздохнул. Усмехнулся.
- Заявление к нам поступило от одного из жителей этого посёлка. Типа, надули его... А дело было так. Понадобился ему кредит в тридцать тысяч рублей. До ближайшего банка – ехать и ехать, да и не может он: работу ведь не бросишь!.. И решил он получить кредит через Интернет. Ведь банки предлагают кредиты в Интернете?.. Но – с последующим визитом в ближайшее отделение банка. Хотя... и без визитов порой обходится... Так вот, нашёл этот мужик какой-то сайт, оформил заявление на получение кредита в тридцать тысяч. Получил ответ: «Парень, всё реально!.. Ты получишь свои тридцать тысяч, но... Для предварительного рассмотрения вопроса требуется внести десять тысяч рублей... Лёха, что ты думаешь?.. Мужик – перечисляет десятку!.. И получает ответ: «Ваше обращение рассмотрено, ждёт одобрения головного банка!.. А головной банк требует внести страховой взнос по кредиту в размере пятнадцати тысяч рублей...» Лёха, не смейся: мужик заплатил и эти пятнадцать!..
Колян поднялся, прошёлся по кабинету, размял плечи.
- Знаешь, мне было бы легче, приятнее работать с уголовниками, чем с дебилами и мошенниками. Но – уж что досталось...
Вернулся в кресло, глаза весело блеснули.
- Так вот, мужику опять пишут: «Остались формальности, для их решения нужны ещё пять тысяч!..» И мужик опять заплатил!!!... Ты представляешь?.. Чтобы получить кредит в тридцать тысяч рублей, – дебил заплатил ровно столько же за решение вопроса!!! А кредит, конечно, не получил...
Коля опять подскочил, не сумев, от возбуждения, усидеть на месте.
- Блин!.. Когда я пошёл работать в милицию, думал, что мне придётся заниматься серьёзными делами, приносить пользу обществу, избавлять его от преступников, вроде тебя, – последовал лукавый взгляд в мою харю. – Но, к сожалению, в основном, течёт река такого говна, что противно было бы и вдалеке находиться!..
Колян обессиленно плюхнулся в кресло.
Я сочувственно посмотрел на друга, потом на часы.
- Всё, дружище, мне пора. Рад был повидать тебя!.. Скоро следующий поезд, не хочу и не могу на него опоздать. Спасибо тебе за шикарную встречу в ресторане с последующей баней и бассейном!..
Мы тепло обнялись – так, будто прощались навсегда...
Я ехал в поезде и думал: «А что, неплохой бизнес!.. Лохов вокруг – миллионы, – знай делай деньги!.. Ни копейки вложений, а какой выхлоп!.. Может, стоит заняться подобным бизнесом в Интернете?.. Сгенерировать идеи (у меня их всегда – пруд пруди!), нанять опытных программистов с нечистой совестью...»
И тут же отверг эту мысль: «Лёха!.. Ведь твой друг Колян тебя когда-нибудь поймает и посадит!.. Тебе, вроде бы навсегда бесстыжему, каково будет смотреть в глаза другу, когда он замкнёт на тебе наручники?... Ведь он же – честный мент, он тебя, точно, посадит!..»
Конечно, Колян, как кабинетный майор полиции, не станет надевать на меня наручники. Конечно, их будут надевать другие. Но, представив лицо друга в железнорешётную клеточку, я напрочь отверг мысли – не только о том, чтоб заняться Интернетным мошенничеством, – а и о том, что впредь буду заниматься какими-то тёмными делами.
А самое главное: я представил лица людей, которые потеряли последнее.


Рецензии