Тайные лабиринты Ростова на Дону, Акт 6

Нео-нуар в ростовских пейзажах
Акт 6

На столе стояла шкатулка – с левого бока виднелась маленькая дверца, и Евгений Петрович пинцетом вытаскивал бумажный клочок.

- Да он там не один! – в тайнике было несколько свертков.
Самый верхний оказался рецептом смешивания опиума – сколько и как смешивать.
- Мода была тогда у молодежи – курить опиум. Вот они в притоны и ходили – баловались!
- Те заведения долго не могли ни прикрыть, ни разогнать. Царские жандармы нагрянут, закроют парочку, на утро в соседнем доме, дворе или на чердаке или подвале новое местечко! Ни царь, ни коммунисты. Был опиум, а потом голод, а после – новая отдушина и мода. Драконовы гостиные и загнулась сами!
- Этот рецепт подтверждает, что тот дом, был или торговцев или владелицы курительной. Очень может быть, бабушкин дом – это дача или склад. Летающие драконы с трубками, так это точно знак – во всех интерьерах опиумных курительных он был! – поделился воодушевленный краевед.
- Второй листок – это… это…
- Карта! – у меня зрение было яснее, Дмитрий первым разглядел очертания улиц.
Евгений Петрович включил еще одну лампу, поднес клочок к лупе.
- Да, очертаниями указанная улица похожа на современную улицу Горького. Но это не карта, скорее всего – это визитная карточка, с маршрутом и ориентирами – как найти лавку и курительную гостиную.
- Искать нужно в начале, среди старых домов.
- А про Мари? Там написано?
- Мари?

Ирина рассказала про наши находки, я лишь уточнил и добавил свои догадки по поводу сложности и дороговизны гравировки стекла в конце 19 века – начале 20 века.

Махаловский подтвердил мою гипотезу – гравировка стекла была дорогим изделием.
- Скорее всего, я знаю историю Мари. Я еще мальчиком слышал, как рассказывали сюжет.
Евгений Петрович встал, хромая подошел к полочке, снял одну их своих тетрадей в кожаном переплете. Долго листал, вглядывался в записи, потом остановился и стал нам рассказывать, а тетрадь осталась лежать открытой на столе под сетом большой лампы.
- Я не знал ее имени, но история трагична, точнее нет финала у рассказа!

Махаловский нам рассказал, о том, что жила семья опиумных лекарей, жили, промышляли как многие тогда, и приглашали в свою опиумную гостиную. С подробностями рассказывал – даже не верится, что ему уже за девяносто: кто ходил и курил там, зачем ходили, что было от курения опиума, как обустраивали и куда ставили лежанки, а где рисовали драконов.
- Теперь, я знаю – эта история сложилась!
Гравировка дополнила фрагмент – в красочной истории вековой давности не хватало имени девушки.
- Мари сватал богатый лесоторговец, она его не любила – она была из прогрессивных девушек. Мечтала учиться в университете.
- А семья? Родители ее заставляли?
- Нет, родители не тащили её силком под ненавистный венец.
Торговец тот, очень был настойчив – преследовал красавицу Мари. Она пряталась от него, а он узнал, что Мари розы обожает – так перед окном за ночь море роз выложил.
- Песня Пугачёвой «Миллион алых роз» - это про него?
- Про миллион – там история в Тифлисе. Возможно, этот ростовский жених-купец, читал об этом - история громкая была. Про тифлисские розы написали многие газеты.
- Он досаждал ее - везде он.
Девушка не могла и повесится или бросится в Дон – семья верующая была, а самоубийство – грех великий. После моря роз Мари и исчезла – растворилась. Одни источники говорят, что всё таки она сдалась, и он увез её на Кавказ, а потом после революции в Америке.
- Но я не верю в эту версию – больно Мари не хотела этого брака.
Сама девушка сбежать тоже не могла – богатый купец нашел бы её.

- Мне рассказывал бывший жандарм другую историю: пожар случился в том доме, весь запас опиума пропал, пропала в тот день и Мари. Версия была – о её гибели в огне, но трупа не нашли. Большое расследование не стали делать – пошли одни за одним – то одна революция, потом другая. Забастовки, стачки, немцы пришли в Ростов, а потом и гражданская война с голодом и коллективизацией… Все забыли про девушку и море цветов, а так же про пожар.

- История из трагедии с годами перешла в анекдот!
- Как так? – и брови Ирины взлетели вверх.
- В анекдот. Мол, фифа вскрыла родительский тайник с запасом опиума, да весь то и выкурила.
- Это про Мари? Она фифа?

Почему на стекле в подвале выгравированы слова напутствия? Родители Мари уехали, а где же она?

Продолжение следует...


Рецензии