Физика в тени математики

Предисловие

Хотя все истории в этом рассказе и произошли в жизни, однако имена героев или изменены или оставлены с их добровольного согласия.

В жизни всё наоборот

Как мы уже писали, мы часто слышали в школе от учителей математики слова о том, как математика важна и что она обязательно пригодится нам в жизни. Причем вся математика вместе с алгеброй, а не только арифметика. Эти слова о нужности математики, будут повторяться снова и снова, будут призывать учащихся лучше изучать её для их же блага в будущем. И если сложение, вычитание, деление и умножение нам в жизни действительно пригождается, то вот синусы, косинусы, квадраты, степени, логарифмы и интегралы нет.

А с учителями физики всё наоборот. Они часто говорят ученикам о том, что они лирики и в качестве доказательств поют песни под гитару. Однако при этом учителя физики упорно молчат о том, что их предмет обязательно пригодится нынешним школьникам в их будущем. Что неужели физика не нужнее математики в жизни? Оправданно ли это молчание? А ведь как оказывается, в жизни школьный курс физики не только используется бывшими учениками, так он еще и дополняется овладением новых знаний.

Например, только после окончания школы Андрей Васильевич взял в руки паяльник и научился с ним обращаться. Да что там Андрей Василевич! У каждого в доме есть множество электроприборов, а лампочки, которые или перегорают или их нужно заменить на более энергоемкие, а розетки, а тормозной путь автомобиля, а глыбы снега на крышах домов, а как поднять тяжесть и не сорвать спину и много чего еще.
Вы можете сказать, что это один из парадоксов нашей жизни, т.е. такая ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Однако «орешек знаний тверд – но мы не привыкли отступать!» Давайте попробуем разобраться.

Воспоминания

И вот Андрей Васильевич описал свой опыт применения математики в своей уже не будущей, а прошлой жизни. В той части его жизни, которая уже прошла, и в ней случились события, к которым уже можно обращаться как к свершившимся фактам. Это не будущее которое может будет, а может не будет. Нет, это уже, к сожалению, его прошлое, которое было вот такое и другим уже никогда не будет, прошлое не изменяется.

И многие души и в России, и в Германии затронул его рассказ, и пробудил воспоминания, в которых люди возвращались в свои детство, юность, взрослость.
Многие возвращались и вспоминали, но не могли припомнить, чтобы синусы, косинусы, квадраты, степени, логарифмы и интегралы им пригождались. Так было с инженером Игорем Владимировичем, который за 40 лет ни разу не использовал в своей жизни логарифмы, интегралы, косинусы, синусы или котангенсы.

Правда, всё же были те единицы, кто припоминал, например, один случай за всю их жизнь, когда возникала нужда в квадратичном уравнении. Однако, к этому моменту у инженера Владимира Анатольевича уже и дочь выросла и сама она закончила институт.
А бухгалтер Элла Леонидовна просто получает эстетическое удовольствие от решения школьных математических задач вместе со своими сначала детьми, а теперь уже и с внуками по скайпу. Вы никогда не думали о том, что решение задач по математике может быть чистым искусством и приносить чистое удовольствие?

И только одному Батырхану Юнусовичу пригодилась в жизни не только арифметика, но даже линейная алгебра и математический анализ. И если Вы подумали, что он стал инженером-конструктором, то нет, Вы ошиблись. Его годы и усилия не пропали даром и знания, полученные в кабинете математики, были использованы им в финансах. За что он благодарен своим учителям математики. И мы рады вместе с ним, что хоть кому-то повезло в том, что в жизни после школы понадобились эти знания. А то ведь они лежат в далеких кладовых памяти и усыхают, уменьшаются в размерах без применения.

Путаница

В иных же случаях математике везло, потому что люди путали с ней физику. Например, врач Анна Сергеевна, когда смотрит на глыбу снега, нависшую с козырька крыши дома, вспоминает о том, что падать она будет по параболе, и рассчитывает себе безопасный маршрут под козырьком крыши. Правда, Анна Сергеевна упускает то, что неосознанно она прикидывает вес снега, градус наклона крыши, силу трения снега с кровлей крыши, а уже потом добавляет кривую падения тела, а в её случае глыбу снега на козырьке крыши дома. А именно в таком объеме это всё изучается и решается в задачах по физике.

И в других случаях математике везло, потому что люди путали с ней науку вообще. Которая, как и любая отрасль науки в частности, изучает окружающую действительность и пытается выявить из множества в первую очередь повторяющиеся явления и факты. Тогда можно сформулировать правила, законы, на основе которых выстроить какую-то систему, которая облегчила бы нам понимание и природы, и общества. Это отнюдь не означает, что наука вообще и отрасли науки в частности не исследуют единичные, случайные явления. Их исследование дополняет уже сложившуюся картину мира, систему взглядов.

Есть ли правила в грамматике любого языка? Конечно, есть повторяющиеся случаи, они и формируют правила. Однако есть и исключения, которые делают нашу речь живой, не шаблонной. Есть в этом сходство с правилами, формулами в математике? Есть, конечно. А почему только в математике? Ведь математика является одной из областей научного знания, т.е. науки. Кроме нее есть физика, химия, биология и т.д. А вот если физика не пошла в школе, то с ней уже правила грамматики не будут сравнивать, а будут сравнивать с математикой и считать, что раз в математике и в грамматике есть правила, есть стабильные формулы, то этого достаточно для того, чтобы указать на связь грамматики  именно с алгеброй, и только с ней.

Логика

Учитель математики Екатерина Михайловна соглашается, что логарифмы и синусы, конечно вряд ли пригодятся бывшим школьникам в их повседневной жизни, но вот умению выстраивать логические цепочки, рассуждать, все-таки в математике, в том числе учатся. И приводит в качестве примера, что бывшие школьники идут на математический факультет, чтобы привести свои мозги в порядок, научиться логике и после этого уже смело могут вступать во взрослую жизнь и учиться тому, что станет их будущей профессией, например, учиться на юридическом факультете.

Однако, позвольте, скажите Вы. Ведь любая наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Или, проще говоря, любая наука должна опираться на факты, полученные опытным путем, и выстроенные в систему с помощью формальной логики. Любая наука и не только математика, а и физика, и химия, и биология, и даже, хотя в это и невозможно поверить, история.

Да, Вы совершенно правы. И очень хорошо, что Вы до сих пор помните определение науки. И Вы правы также в том, что применению логики должны обучать на всех школьных предметах, которые являются основами наук. Однако, как сказал всеми уважаемый профессор Иван Кузьмич молодому преподавателю Андрею Васильевичу: «У нас, молодой человек, в гуманитарных дисциплинах дважды два не всегда четыре». И многие гуманитарии с ним соглашаются.

Однако если учителя всех остальных школьных предметов молчат об их важности для нынешних школьников в их будущем и только одни учителя математики это громогласно заявляют, то разве у обычного ученика не возникнет ошибочное мнение, что только математика важна и только она учит рассуждать согласно математической логике, которая является частью формальной?

Кстати, а кто из учителей математики хотя бы держал в руках учебник по формальной логике любого автора любого издания? И, во-вторых, а они сами умеют применять формальную логику за границами математики в других областях, например, в истории, в филологии, в политике, в искусстве?

Многим известны фамилии двух математиков, которые вышли за границы своей науки, это Игорь Ростиславович Шафаревич и Анатолий Тимофеевич Фоменко. Однако с результатами их размышлений в истории, политике, культуре очень многие не согласны, в том числе и специалисты в этих областях.

Луч света

И всё же не всё так безнадежно. Есть луч света, который проникает в сознание всё большего и большего количества людей, и это вселяет надежду! Математик Александр, известный на просторах интернета как «Четвертое измерение», наглядно показывает, как овладев математической логикой, можно её применять в других областях науки: во внутренней и внешней политике, в экономике, в истории. Пожелаем же и другим, и не только математикам, не хранить свои знания в сундуках, а применять их в жизни.
Таким образом, подытоживая сказанное, мы можем порадоваться за математику, которая почти не пригождается в жизни после школы, но у всех, или у почти всех, сохраняет устойчивое, можно даже сказать железобетонное, убеждение, что она будет обязательно нужна. А вот физика, хоть и заявляет о своей связи с лирикой, но, видимо, совсем не честолюбива. Она тихо применяется каждым всю послешкольную жизнь и не возражает своей горделивой сестре математике.


Рецензии