Заставь читателя онеметь от восторга, хирург!

"Кордебалет",
Дмитрий Космаченко,
http://www.proza.ru/2020/01/08/1816



"Все кругом спят. Снега - по щиколотку". Дима, я вижу то, что мне рисует словами автор. Немцы, все кругом заснувшие в снегах под Москвой, возникли в воображении по ассоциации. Ты этого эффекта хотел? Тогда пусть все в доме еще спят, а во дворе природа насыпет снегу по щиколотки.

Я тебе скажу, что рисовать картинки одним, двумя словами не так-то просто: из-за грубых мазков  картинка получается слишком смазанной.

"Снега - по щиколотку". Не люблю двойственности значений слов, Дима. СнЕга или СнегА? У Евтушенко, помнится были — снЕги. Но вообще-то правильно и без разночтений - снег по щиколотку или - снега навалило по щиколотки.

"Белая мошкара из-под фонарного света садится на лицо и гибнет, превращаясь в пар". Никак раскалённый Терминатор разгуливает в снегопад?!

Опыт, сын ошибок трудных, поправляет автора: снежная мошкара превращалась в струйки талой воды на впалых щеках доктора по дороге на работу.

Дима, помнишь"Бежин луг" Ивана свет Сергеича Тургенева? Там беседуют крестьянские дети, большей частью неграмотные. А как хорош их язык! Не язык - конфетка. Так и смакуешь, так и смакуешь его. не желая, чтобы это удовольствие заканчивалось. А у современных авторов с "верхним" образованием медицинские сестры со средним специальным образованием изъясняются, как в Гугле-переводчике — плохим машинным языком:

"И этот, со сломанными лодыжками, который первого числа тут повыступал и ушёл, который в палате с друзьями бухал".

"В пятой палате лежит дед с переломом шейки бедра справа". Может быть -  с переломом правой шейки бедра?

"Это под наблюдением, - принявшая дежурство сестра выкладывает пачку историй".

Наверное - эти под наблюдением?

"В шестой – косой перелом голени. Аппарат Илизарова. Тоже позавчера сделали".

Аппарат Илизарова сделали или перелом голени мужику?! Если аппарат - то установили, а если перелом, то позавчера сделали операцию.

Перед этим "забили стержень"пациенту куда-то. Жуть!

Дима, я читал романы доктора Арчибальда Кронина и у меня не возникало ощущение, что я дебил, а читаю пришельца, отрывочно изъясняющегося на марсианском наречии!

Он описывал сложнейшие операции с любовью, понятым дилетанту-читателю языком. Он получал удовольствие от описания удаления громадной кисты, и читатель, вместо отвращения к физиологическим подробностям операции, проникался беззаветной любовью хирурга к своей профессии и процессу иссечения кисты.

Так что, дружище хирург, берешь в руки карандаш и с начала своего повествования правишь форму подачи материала, наполняя ее не равнодушным похуизмом и рутиной профессии, а Пироговским восторгом, жаждой новизны и открытий новых приёмов лечения!

Ты знаешь, Николай Иванович Пирогов операцию по удалению камней из мочевого пузыря производил за считанные секунды(!), чтобы пациент не успевал впасть в болевой шок, так как обезболивающих тогда не было. Несколько секунд на операцию, которую сегодня делают в течение часа! Снимаю шляпу перед его гением...

И ты меня, дилетанта, удивляй каждым предложением, как будто рассекреченным тайным архивом, шокируй, побуждай восторгаться твоей профессией, буди мою фантазию, направляй ее на созидающий лад.

Увлекай молодых читателей романтикой врачебного дела! Они твой рассказ должны взять с собой на вступительные экзамены в медицинский ВУЗ. Только в этом случае имеет смысл писать о своей профессии: для увлечения читателя за собой во вселенную человеческого тела, которую бог-хирург преобразует, ремонтирует или создает заново!


Рецензии