Вспоминая о маме...

Накануне очередной годовщины со дня смерти моей мамы я прикоснулась к архиву с  написанными ею стихами, к которым не прикасалась года два, на что были причины. И вот я вновь рассматривала и читала то, что мне досталось от моей мамочки в наследство. Медали и удостоверения к ним, издания с некоторыми её стихами и просто сложенные в стопочку листы со стихами и даже простенькими анекдотами...

Вот они - записи на отдельных листочках, вложенные в твёрдую обложку от старинной тетрадки. Правда, обложка давно развалилась на две половинки, а от самой тетрадки сохранился только первый лист с надписью «Тетрадь для заметок... начато: 1 января 1948 года». В 48-м маме было 22 года. Видимо, потому и сохранилась так долго «тетрадь», что и обложку изнутри, и этот единственный листочек использовали по одной причине: там было свободное место для более поздних записей.

Совершенно не помню эту тетрадь. Единственное, что помню из принадлежавших маме «бумаг», так это мамины ранние рисунки праздничных открыток и автопортрет. Она очень хорошо рисовала. Мне бабушка говорила, что после войны маму учил рисовать один художник, живший неподалёку. Она об этом не вспоминала, а мы с сестрой были ещё школьницы и не спрашивали, ведь мама больше ничего не рисовала. К стихам она не проявляла особого интереса, но прозу читала в огромном количестве.

Теперь, когда мамы нет 11 лет, хочется хотя бы прикоснуться к тем вещам, которые она держала в руках. Чем она жила, о чём думала, что хранила в этой надорванной тетрадке..? И вот, я приоткрываю эту твёрдую, посеревшую обложку с отклеившимся от основы уголком зеленоватой ещё материи,  на которой печатными чёрными буквами написано: ТЕТРАДЬ для записи... И первое, что бросается в глаза – на пожелтевшей стороне запись:

«Я счастлив был в кругу семьи
Часов примерно до семи»

«Ягодные места» роман Е. Евтушенко.

Сбоку у этой записи – номера телефонов маминой сестры...
Меня ошарашило то, что я о «ягодных местах» Евтушенко вообще ничего не знала. Да что я знала и о маме после того, как пришлось покинуть отчий дом навсегда?! Сейчас легко найти не только «ягодные места» в Интернете. И я нашла роман Евгения Александровича, но почитать решила потом. Зато цитату нашла быстро.
 
Глава 14: «...Домоседства, однако, не выносил и мог бы сказать про себя строчками: «Я счастлив был в кругу семьи часов примерно до семи». Руководитель литобъединения справедливо считал, что жизнь поэта должна быть полнокровной, хотя это иногда и вызывает гипертонию. Но все это было жизнью его тела.»

Цитировал Евтушенко фразу Александра Межирова (1923-2009 гг), с которым был знаком, вот из этого стихотворения:

Он счастлив был в кругу семьи
Часов примерно до семи.
 
Ну а с восьми часов примерно
(Спаси, помилуй и прости!)
Избранник муз и травести
Уже не мог себя вести
Благопристойно и примерно.
 
(Прости, помилуй и прости!)
Хватал на улице такси.
Ложился рано – в смысле поздно.
И так всю жизнь. Сплошной недуг.
Когда же выздоровел вдруг,
То заболел весьма серьёзно.
 
Тоска по дому, по семье,
По молодому, по себе.
 
  Александр Межиров, 1979

«Евгений Евтушенко. Роман "Ягодные места" (1981) увлекательный и необычный, многослойный и многохарактерный. Это роман о России и о планете Земля, о человечестве и человеке, об истории и современности. "Куда движется мир?" - этот главный вопрос всегда актуален, а литературное мастерство автора просто не может не удивить читателя. Евтушенко и в прозе остается большим настоящим поэтом.» (Цитата из Интернета)

Немного ниже цитаты Е. Евтушенко, на этой же стороне обложке, был написана, но уже другой ручкой, то ли притча о старой арче, то ли цитата, а под ней произведение и автор – «Сломанный меч»,  Т. Касымбеков. К сожалению, не получилось найти эту «цитату» в Интернете, а роман – только аудио, на прослушивание которого времени пока нет. Зато о самом авторе и его романе нашлась ссылка:

«Автор романа «Сломанный меч» Тологон Касымбеков родился в 1931 году. «Сломанный меч» был написан им в 1966 году и переведен почти на все языки народов Советского Союза. Роман повествует о прошлом кыргызского народа. Тологон Касымбеков скончался 16 июня 2011 года от инсульта. ...Роман современного киргизского писателя Толегена Касымбекова «Сломанный меч» повествует о бурных и сложных исторических событиях в период вхождения Киргизии в состав России. Жестокие междоусобные распри, кровавая борьба за власть раздирали Кокандское ханство, в состав которого входили земли кочевников-киргизов».

Итак, несколько лет я не могла прикоснуться к маминым реликвиям, которые увезла с собой сразу после её смерти в 2008 году. Сейчас я с самого начала, постепенно и внимательно, рассматривала каждый листочек и перечитывала то, что меня не очень впечатлило ранее. Некоторые стихи были длинны, сюжет излагался трогательный, но сами стихи были не совершенны. Вот и стихи, посвящённые маме от коллег по работе... Одно стихотворение было с подписью мамы и в скобках написана её фамилия. Даже на украинском было одно стихотворение, и там сразу улавливается не только музыка одной народной украинской песни, но вырисовывается и подражание – переделка песни на современный лад.

Отдельные листочки, вырванные из школьных тетрадок, пожелтевшие от времени, изрядно потрёпанные... Видимо, они часто были под рукой, даже кое-где остались пятна, словно чем-то были слегка залиты. Сразу бросилось в глаза то, чему я не придавала особого значения. Это записанные рукой мамы отрывки из стихов и прозы - С. Есенина, И. Бунина, А. Блока...  Я вновь удивилась. Под каждым из них была указана фамилия автора. Этого не было в отношении других стихов, где никаких фамилий не называлось. Из этой "тетрадки" мама мне показывала и читала не все стихи. Наверное, логично было предположить, что все остальные стихи, которые она считала своими и уверяла в этом меня, принадлежат ей.

И вдруг попалось стихотворение, на которое я почему-то ранее не обратила внимания и не вспоминала о нём. Ссылки на чьё-либо авторство нет. Теперь оно меня заинтересовало. Найти другого автора с помощью Интернета оказалось невозможно, но, что интересно, слова и словосочетания очень близкие к веку нынешнему. Некоторые словосочетания довольно часто употребляются в поэзии именно сейчас. И в этом стихотворении стиль словно приближен к современному, но в то же время лёгкой тенью прикрыты обороты речи веков ушедших.
 
Паутина

Как зыбкий огонёк,
Как след от дуновенья –
Как тонок твой намёк
На сильное волненье.

Когда на сердце крик
И горестно от жажды,
Изыскан твой язык,
Продуман жест твой каждый

Не признавая риск,
Не сотрясая души,
Как комариный писк
Твой зов пронзает уши

Коварство знатока
С лицом иезуита,
Так хитрость велика
И так реальность скрыта.

Всё прочее гоня,
Прилипшая, как тина
Тончайшая, меня
Связала паутина.

И много лун подряд
Незримой нитью вьётся.
А люди говорят:
«Где тонко – там и рвётся».

Не смею предполагать, что это стихотворение написано моей мамой. Не помню, чтобы она об этом стихотворении что-то мне говорила или называла его своим. Но наизусть она его точно не читала. Не известно, сколько лет оно хранилось в этом архиве.
Вот бы провести экспертизу, чтобы узнать годы записей в мамином архиве! А пока хочется найти автора стихотворения "Паутина".
 
ПОМОГИТЕ ОТЫСКАТЬ АВТОРА!

 
Продолжение следует...


Фото из домашнего архива: моя мама в молодости


Рецензии
Анита, почему вы думаете, что ваша мама не могла быть автором этого стихотворения? Тем более, она начитанный человек, могла вполне так мыслить.

Светлана Мак   21.02.2020 08:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, что заглянули ко мне. Очень приятно ваше неравнодушие. Я сейчас хочу закончить поиск в Интернете и найти хоть какие-то зацепки в отношении истока создания стихотворения и, если получится, выйти на предполагаемого автора. Мало ли что. Если автор не будет найден, то стихотворение будет принадлежать моей маме. Как только поиск будет окончен, я опубликую весь процесс. Это довольно интересно. Много нового можно узнать. Обязательно вам сообщу.
С пожеланием добра,
Анита

Анита Карелина   04.03.2020 21:45   Заявить о нарушении
Да, благодарю! Успехов Вам!

Светлана Мак   04.03.2020 22:19   Заявить о нарушении