Глава первая. Девочка с косичкой

    Рассказывают, что в школу весь первый класс меня провожала соседка, бабушка Аня. Я помню только, как папа собирал «в дорогу за знаниями». У меня были длинные волосы, и он очень умело с ними справлялся. Так мне тогда казалось. Туго заплетал в косу и убеждал: главное в этом деле — прочность. Верила. Искусство плетения я тогда оценить не могла, но какое было облегчение, когда старшая сестра в школе на перемене переплетала папино творчество!
 Однажды на российских соревнованиях один из судей ради смеха пригрозил, что не засчитает удачную попытку. По правилам помоста должны касаться только две точки опоры (две ступни). У меня же, когда делала рывок и сидела со штангой над головой, косичка тоже лежала на полу. Эта шутка прижилась в тренерском кругу и многие годы волосы были моим опознавательным знаком: «А, это та девочка с длинной косичкой?».
 Обрезать волосы пришлось уже в возрасте 15 лет. Очень не хотелось. К тому времени я уже выступила на Первенстве Европы и считала, что на международном помосте русская девочка с гербом на груди и заплетенной косой до пояса выглядит особенно красиво.
 Решилась на короткий хвостик с единственной надеждой: это даст мне маленькое преимущество. Обрежу волосы – буду меньше весить. В категории до 48 кг эта тема уже была уместной. Но оказалось: не так уж много весит моя косичка. Даже обидно!


Рецензии