Глава вторая. В память о тех, кто ушел

  Родственники говорят, что я похожа на бабушку. Матрена Георгиевна Безина была ветеринарным врачом, образованной женщиной, ярым политикоманом и книголюбом. Она напоминала сильную, ретивую лошадь: всегда активная, здоровая, трудолюбивая, крепко сложенная…
  Я радовалась, когда меня сравнивали с ней. Ее неиссякаемой физической энергии и строптивого характера с лихвой хватило бы на несколько Олимпийских игр. Бабушка научила меня доить коров и копать огород. Она часто варила кисель из винограда. Сколько ни пыталась, у меня так вкусно не получается.
  Баба Мотя — единственная из того поколения, кто держал в руках мою олимпийскую медаль. Недавно я разбирала ее коробку с фотокарточками. Там есть одна особенная. Бабушка никогда ее не показывала. А ведь отличный  снимок:  молодая девчонка прыгает в длину. Да, я действительно на нее похожа!
***
 Отлично помню своего дедушку, Владимира Васильевича Шаинова, хотя с нашей последней встречи прошло уже почти тридцать лет. Он обожал манную кашу, мамин борщ и меня. Когда приезжал, каждый раз сажал на свои коленки, хлопал по животу и спрашивал: «Хорошо ли ты сегодня ела?». Мой добрый любящий человек с грустными глазами. Таким он запомнился.
 Однажды мы на его «Москвиче» поехали за арбузами. В поле. Насобирали целый багажник. Но на обратном пути нас остановили. В общем, деду пришлось выгрузить почти все обратно. Вернулись домой с несколькими арбузами и ароматными дыньками: они удачно закатились под сиденье. Самые вкусные! Ели, переглядывались с дедом и хихикали. Никто даже не догадывался о нашем секрете.
 Помню еще один день: я сидела под замком в нашей хате и пересматривала скучные учебники Мама пришла раньше, чем обычно и даже не поругала меня за разукрашенные странички. Села рядышком, что-то объясняла. Было видно: произошло что-то печальное. Я не знала, что означает слово «умер» и не понимала, как может быть так, что деда больше не будет. Мне было пять лет, ему — 54. Потом, словно кадры кинофильма появляются картинки: дедушкин двор, толпа народа. Все расстроенные и задумчивые.
  Как удивительно устроена память человека: некоторые моменты я совсем не помню, а что-то навсегда осталось перед глазами. Почему каждый раз вспоминаю именно это: уезжающую машину с брезентовым верхом и пиалку с рисовой кашей и изюмом? А еще слова сильно сморщенной, будто высохшей от старости соседки: иди - попрощайся с дедом, сейчас  его увезут, и он больше никогда не вернется.  Когда все разошлись, и мы сели за стол, мама объяснила: нужно съесть ложечку сладкого риса, чтобы дедушки было хорошо. Я смела все, что было в тарелке. 
***
 Уходя из жизни, люди никогда не исчезают из памяти и сердец тех, с кем делились любовью. Как раньше, так и сейчас они остаются для меня живыми. Я всегда рассказывала им о достижениях и жаловалась, если кто обижал. Верила, что слышат. А сейчас точно знаю, что они рядом.
 Мне хочется обратиться ко всем с просьбой: жить подольше. Берегите свое здоровье ради тех, кто остается после вас. Бывают моменты, когда нужны именно вы! Те, кто каждый раз при встрече спрашивает: «Хорошо ли ты сегодня ела?». Мудрый большой с грустными глазами дед. Громкий голос бабушки, которая, узнав, что внучка вернулась, прибежала посмотреть на медаль с первыми лучами солнца. Со словами: «Спи, спи, моя золотая, рано еще» — чмокает в щеки холодными губами снова и снова. Кто каждый раз перекрещивает вслед, а потом долго стоит на дороге, шевеля губами и продолжая махать рукой…


Рецензии