Читая Николая Бердяева
Одна из тем посвящена выдающемуся философу-космисту Николаю Александровичу Бердяеву.
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/82-2703
По главным аспектам мировоззрения этот одухотворённый гений нашего времени наиболее близок Идее и целям пифагорейского проекта "Галактический Ковчег".
Приглашаем желающих авторов к участию в реализации общих и авторских идей, планов самореализации на едином поле одухотворённого Вечными Идеями Гармонии творческого сотрудничества.
Фрагмент публикации форума по теме труда Николая Бердяева -
"О назначении человека"
"...В человеке пересекаются все круги бытия. Психологизм должен быть преодолен в философии, но антропологизм не может быть преодолен. Философия должна быть сознательно, а не наивно антропологичной. Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира. Начало сверхчеловеческое есть конститутивный признак человеческого бытия. Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Загадочность и противоречивость человека определяются не только тем, что он есть существо, упавшее с высоты, существо земное, сохранившее в себе воспоминание о небе и отблеск небесного света, но еще глубже тем, что он изначально есть дитя Божье и дитя ничто, меонической свободы. Корни его на небе, в Боге и в нижней бездне. Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нес принципиально новое начало. (1) Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его. Поэтому проблема человека во всей глубине ставилась лишь в религиозном сознании...
... Человек низко падает, побежденный непросветленной энергией пола, и он высоко поднимается, сублимируя эту энергию. Сосредоточенная энергия пола может быть источником творчества. Жертва эросом, направляя энергии в другую сторону, может усилить творческую напряженность. Мы это видим в трагической судьбе Киркегардта, который пожертвовал своей любовью и в гениальном творчестве нашел компенсацию, и в творчестве Ибсена. С проблемой пола связана проблема рождения и творчества.
И для космологии, и для антропологии чрезвычайно важно различение между рождением и творчеством. Символика рождения и творчества имеет огромное значение и для теологии. Сын предвечно рождается от Отца. Мир творится Богом. Тут символы рождения и творчества, взятые из процессов, совершающихся в нашем мире, применяются к тайне жизни Божественной. Рождение и творчество есть два принципиально различных
71
процесса.Рождение происходит из природы, из утробы, и оно предполагает отделение части материи рождающего рождающемуся.
Творчество происходит из свободы, а не из утробы, и в нем никакая материя творящим не передается творимому...
***
Размышления над сказанным выше:
Различение между рождением и творчеством принципиально, ибо оно и есть противоположные ветви Сущности Творца Единого - вневременной сущности, заключенной искрами в каждом человеке.
В нас есть вполне реальное восприятие времени, временных событий, переживаний эротической, дружеской и материнско-отцовской любви, но в нас есть также и искры любви божественной, надвременной, постоянной, не связанной материальными связями, ибо её аспекты - духовные миры,
в нас есть также и вполне реальные мгновения Вечности!
События в вечности - звёздные миры, кажущиеся нам неподвижными звёзды, на самом деле обладают невоспринимаемой до времени колосальной энергией движения (торы в торах Единства)
Таким образом, свобода творчества и свобода утробы (материального существования) различаются принципиально, как разные уровни Самосознания.
О, почему не утихают в мире споры
О том, что истинно
и что же абсолютно!?
Природа двойственности – яблоко раздора,
Тут и «ничто», и «пустота», и яркость «чуда»…
Воспринимаемое - сущность восприятья,
И пустоты, чудес, пределов… «да» и «нет»…
Что однозначно?
- Догма знания.
Смолчать я
Не пожелала, ибо
Знанье – чистый свет…
……миров сознания
…………во мраке неразумья…
Когда бы найден был желаемый ответ,
Что окончателен и вечен, несомненно,
В умах мгновенно засиял бы чистый свет –
Коль нет сомнений, ум истает во мгновенье.
Взамен ума - всесовершенная Любовь,
Иное качество Ума в иных мгновеньях,
Она творит себя, как дар миротворенья,
Так прикоснись душой своей, не прекословь
Царице мира, и познаешь...
Вдохновенье.
ЯЗЫК ЛЮБВИ
…в моем случае переводы или редакторская обработка авторских текстов не помеха восприятию мысли автора, поэтому я не гонюсь за первоисточником, как артефактом, приходилось транслировать даже тексты, отсутствующие в мировой библиотеке, в самом прямом смысле, это случается при интрасферном резонансе или контакте с автором, разумеется в сфере моего личного восприятия. Не объективного, не доказательного с материалистической позиции. Так появились некоторые несохранившиеся до нашего времени оды Соломона и некоторые суфийские притчи, к примеру. Так же в отношении вариаций и искажений переводчиками, ведь каждое прочтение одного и того же текста может быть творческим, тождеств нет в мире перемен. Например, в свое время читала "Так говорит Заратустра" в разных переводах, отличающихся и стилем выражения слова, и нюансами, кое-где по содержанию, но так уж выходит, что при чтении резонансных душе авторов идет общение как бы за текстом, напрямую, смысловое и интуитивно творческое. То есть, я как бы оживляю автора в своем зеркале души и общаюсь с ним без переводчика или интерпретатора, на языке любви и понимания. Это же самый простой и универсальный язык сотворческого процесса.
Поэтому не так страшна потеря мирового наследия во времени... добавлю, в мире моего восприятия Мира. Да, сгоревшая в огне Александрийская библиотека, не может быть восстановлена, но подлежит Воспоминанию Будущего духовный труд лучших её Авторов. Гораздо трагичнее потери (над) вне времени, о чем и говорит Николай Бердяев, как о трагизме более глубоком, вызванном не социальной проблемой. Эта его мысль, конечно не проста, требует честного философского взгляда, не затуманенного штампами мысли, ложными мифами, стереотипом восприятия.
Цитата Бердяев ( )
«...идею совершенного, гармонического состояния общества, т.е. веру в то, что таким может быть царство Кесаря. Но это и есть коренная ошибка. Совершенным и гармоничным может лишь быть царство Божие, царство Духа и не может быть царство Кесаря, мыслить его можно лишь эсхатологически».
Размышления
Прошел почти век, так много всего изменилось в устройстве социума, государственных отношениях, самосознании людей, но ведь как актуальна мысль! Разве это не повод для размышлений о мифах, (их определяющем значении), которыми живет и вдохновляется человечество с древнейших времен... Рай на Земле, всенародные праздники, наши стремления гармонизировать общественные отношения, создать совершенное государство - всё это и есть вековые мифы, точнее сказать, мифотворчество пророков, философов, мессий и поэтов, воплощаемое в реалии... увы, лишь мгновениями бытия...
Мы живем одновременно в царстве Кесаря и царстве Духа, но восприятие временное показывает нам невозможность осуществления народной мечты в мире материальном. Движение от рабовладения к феодализму, от него к капитализму... всегда сохраняет состояние иерархической системы, где верхи управляют низами. Как бы красиво ни назывались верхи и низы. Это царство Кесаря не просто живучее, подобно Змею Горынычу, оно, как и царство Духа, - вечно. Оно Кощей Бессмертный. Одно не бывает без другого.
Уровни нашего восприятия, а также пропорции сочетания того и другого - где это воспринимается, как ни в мире мысли, размышляющей о мечте и негармоничности бытия? Но состояние равновесия, гармонии и свободы присуще мысли царства Духа, это возвышенная природа человеческой Души, надмирная, невещественная, но более реальная, ибо долговечная относительно земной. Попытки гармонизировать царство Кесаря были и будут, такие попытки достигали своей цели, увы, кратковременной и обманчивой оказавшейся на деле. Где эта обманчивость пребывает - в нашем приземлённом мышлении, восприятии царства Кесаря (начиная с новостей СМИ) в мире временном. Поэтому обманчивость мифа, подымающая сознание в царство Духа, ведущая за собой, и есть желаемая реальность становления духа человеческого в полутемном царстве Кесаря.
Уровни сознания - в разделе Интрасферное мировосприятие
Об уровнях сознания - миниатюры, 19.05.2019 14:09
Уровни сознания - философия, 19.06.2017 12:58
Примите в дар простейшей формулы слова:
Всё - Относительность в Идее Абсолюта.
«Всё есть Число!», и фраза вовсе не нова,
Но новизна миров - минутные причуды.
Минуты спрятаны
в мгновения, что вечны,
А вечность – дивное дитя на звёздном блюде,
Играет замыслами ритма токов млечных,
Творя сознание творцов,
что верят
в Чудо.
***
Не исчезают споры… книги… болтовня…
Создатель Словом одарил,
что многозначно,
и порождает смыслы, жизни,
дар огня
Души,
что звёзды зажигает в небе мрачном…
Пока сияют звёзды неба для людей,
Живёт мечта и увлекает восприятье,
А восприимчивость, как ключик от дверей,
Но только сердцу - Храм и таинство зачатья…
…миров сознания
…………во мраке неразумья…
Да, неделим Источник жизни неземной, где мрак и свет в Едином, занятом Игрой
творенья мира,
Постоянством сил Желанья,
что неизменно в Абсолюте мирозданья.
***
Этика творчества в философии Николая Бердяева
Для Николая Бердяева творчество — это не просто эстетический или профессиональный процесс, а духовный акт, имеющий глубокое метафизическое и религиозное значение. Его понимание этики творчества выходит за рамки традиционной морали и основывается на свободе, богоподобии человека и преображении мира.
1. Творчество как исполнение божественного призвания
Бердяев считал, что человек со-творец Богу, а значит, творчество — это не просто самовыражение, а миссия.
Пример: Художник, создающий картину, не просто удовлетворяет личные амбиции, но раскрывает новые смыслы, приближая мир к Божественной истине.
Этический аспект: Отказ от творчества из страха или лени — грех, так как человек не исполняет своего предназначения.
2. Свобода как основа творчества
Бердяев отвергал диктат внешней морали (социальных норм, догм), считая, что истинное творчество рождается из внутренней духовной свободы.
Пример: Поэт, который пишет вопреки цензуре, следует голосу совести, а не политическому заказу.
Этический конфликт: Если общество подавляет творческую свободу, художник должен сопротивляться, даже ценой изгнания (как Достоевский или сам Бердяев).
3. Творчество как преодоление зла и страдания
В мире, где есть зло и абсурд, творчество становится актом преображения.
Пример: Философ или писатель (как Бердяев в «Смысле творчества») через свои труды борются с бессмыслицей, дают надежду.
Этический императив: Творить — значит не примиряться со злом, а создавать новую реальность.
4. Коллективное творчество и соборность
Хотя Бердяев подчеркивал личное откровение, он также верил в соборность — единение людей в высшей истине.
Пример: Религиозное искусство (иконы, храмовая архитектура), где индивидуальное вдохновение служит общему духовному прорыву.
Этика сотворчества: Даже в совместном творчестве важно не подавлять личность, но искать гармонию в свободе.
Вывод: этика творчества у Бердяева — это
; Долг перед Богом и миром (нельзя «закапывать талант»).
; Бунт против несвободы (даже если общество осуждает).
; Созидание вместо разрушения (творчество как победа над хаосом).
Таким образом, у Бердяева этика творчества выше бытовой морали — она эсхатологична (ведет к преображению мира) и персоналистична (исходит из ценности каждой личности).
* Презентация на Google - Учителям Времён
https://sites.google.com/view/feana/
Свидетельство о публикации №220011100860
Александр Козак 23.01.2022 19:06 Заявить о нарушении
и эту публикацию разместила на борту космолета, пусть как можно больше людей ознакомятся с людьми, с их трудами, творчеством, которыми стоит гордиться человечеству. На вираже истории каждый идёт по своей линии судьбы.
Парадокс в том, что свет и тьма сосуществуют в каждом из нас, а ответственность за осознанный выбор - в каждом из дней жизни - не все принимают, не все и понимают...
Николай Бердяев - маяк для философов современности, но блуждают многие корабли впотьмах.
Мы на Галактическом Ковчеге реализуем проект Царство Мудрости, а эта страница сайта посвящена Учителям Времён - http://sites.google.com/view/feana/
С теплом, Феана
Феана 23.01.2022 21:01 Заявить о нарушении