Свадьба

По лесной тропинке семенила тоненькими ножками пятилетняя девочка с золотыми косичками, на концах которых маленькие синенькие бантики в виде цветочков, как васильки в пшеничном поле. За спиной у неё рюкзачок. Она лёгкая и воздушная, как мотылёк, казалось, сейчас оторвётся от мягкой тропинки, усыпанной пожелтевшими сосновыми иголками, и полетит, кружась, вокруг деревьев, ловко лавируя между ними. Она всё чаще и чаще вглядывалась в молчаливые, сумрачные лица взрослых, улыбаясь им, но не получая в ответ ничего. Её милое личико, смотрящее в эти моменты в небо, озарялось блеском  больших, нежно-голубых глазок, в которых читалось что-то такое детски-мудрое, что взрослые люди усвоить не могут, да и не хотят. А взрослые люди шли, молча и сурово, крепко сжав губы, спотыкаясь о корни деревьев. Мужчины тащили по два громадных, тяжеленных рюкзака: один на спине, другой на груди, в руках у них ещё какая-нибудь поклажа. На спине женщин рюкзаки поменьше, в руках сумки. Все страдали от жары, голода, жажды и усталости. Компания сбилась с пути, отмахав несколько лишних километров, и теперь, напрягая последние силы, подходила к назначенному месту, где запланировали разбить лагерь.

Я с умилением и одновременно с тревогой смотрел на маленькую Таню. Стало заметно, что она сильно устаёт, что сейчас расплачется, и тогда взрослые люди сорвут злобу свою за неудачное начало похода, за то, что сбились с пути. Дорога тянулась бесконечно долго. Пол-Земли прошли, а до места никак не дойдём. Красота июньского леса, великолепные пейзажи уже никого не радовали, их просто никто не замечал. Сосновый лес стал смешанным, даже преимущественно лиственным. Вдруг кто-то чуть в стороне от дороги заметил иргу. Ещё небольшое деревцо, усыпанное голубоватыми ягодами. Голодные и уставшие люди, побросав ручную кладь, бросились к одиноко стоящей среди лиственного леса ирге, непонятно как здесь выросшей, и она вмиг лишилась плодов своих. Будто девушка в голубеньком платьице стояла ирга при дороге никем не тревожимая, встречая и провожая редких путников, теперь оборванная, сразу переставшая выделяться своею самобытностью, слилась с лесом в одну сплошную зелёную массу. А Таня так и осталась стоять на тропинке среди брошенных сумок. О ней в этот миг все забыли. Она же понимала, что не достанется ей ягодок, что не доступна ей та высота, до которой могут дотянуться руки взрослых людей. Стояла Таня скромненько среди сумок, смотрела на всех и улыбалась. Ничего не просила, никак не напоминала о себе. Когда уж объели взрослые большие люди всё деревцо дочиста, обернулись, возвращаясь на дорогу, тогда только и увидели тихую Танюшку. Опомнились, да дать-то ей уже нечего. Зато повеселели люди, перезарядились.

Наконец, среди деревьев блеснула голубая лента лесной речки, возвещая нам о завершении мытарств тернистых. Сюда, в эту лесную красоту, от остановки электрички идти не больше трёх километров, если бы изначально пошли по правильному пути. Но дошли! К основаниям стволов деревьев полетели сумки и рюкзаки. Людей шатало после сброшенной ноши, которую они долго тащили. Все повалились на землю.

Один только Игорь, отец Танин, человек волевой, всегда ведущий за собой коллектив, остался стоять. За ним со школы закрепилось почётное прозвище – Шеф. Он полностью ему соответствовал.
– Не расслабляйтесь! Пойдёмте за дровами.
– Давайте хоть перекусим чем-нибудь, – предложил я.
– Нет! Если перекусим, то ничего делать не сможем. Скоро вечер, надо ещё палатки ставить.

Я знал, что Игорь прав. Знал это до своей реплики, но очень сильно хотелось хоть немного отдохнуть. Девушки наши начали доставать съестные припасы из громадных рюкзаков и посуду. «А ведь они сейчас перекусят, – с завистью подумал я, – но отогнал эту мысль». Нет, все они не первый раз в походе и знают, что и как нужно делать.

Тут командует Людмила, мама Танюшкина. Всего-то несколько лет назад милая школьная девочка, светловолосая, но кареглазая, теперь сделалась пригожей русской любушкой.

Вот уже большая груда дров натаскана. На всю ночь дрова заготовлены. Лёгкий летний ветерок чуть заметно теребит разноцветные палатки туристов. Горит костерок, языки пламени которого жадно облизывают закопченные бока котелка. В нём булькает невыразимо вкусная походная похлёбка. Она почти готова. Холодные закуски слегка утолили голод, побороли усталость. Теперь купаться! По песчаному берегу идём к прохладной и быстрой лесной речке. Она бодрит, смывая последние остатки усталости и закачивая хорошее настроение! А похлёбка уже готова. Люда деревянным черпаком разливает её в металлические чашки. Вот он, счастливый отдых!

Таня никому не мешает, не требует собою заниматься. Она, как взрослый член компании, ведёт себя так, будто имеет большой опыт походов, хотя в походе первый раз в жизни. Идеальный ребёнок! Она вместе со всеми ходила купаться, вместе со всеми вернулась, села к столу, который заменяет большое покрывало, расстеленное на траве. Никто её никуда не зовёт, ни о чём не просит, она всё делает сама и правильно.

Хорошо в походе! Хорошо в лесу!

Девушки наши затеяли игру в фанты. Нравится им эта детская игра! Мне выпала нелёгка доля: три раза обнести вокруг костра Нину, сестру Люды. А Нину обнести вокруг костра – не море переплыть! Девушка она не хрупкая. Но справился, хоть и ноги подкашивались, уходя по колени в землю! В животе же как-то не хорошо сделалось.

Короткая июньская ночь окутала всё вокруг полупрозрачным мраком. Кто-то ушёл спать, кто-то остался у костра. Мы с Игорем разговаривали в полголоса, обмениваясь новостями. Редко видимся, только в походе и можно поговорить спокойно.

В какой-то момент я сказал:
– Восхищаюсь дочкой твоей! Ведь мы сегодня десяток километров лишних отмахали, если не больше. Я смотрел на неё и ждал с опасением, когда же она заплачет от усталости.
– Нет, она никогда не заплачет, – ответил Игорь, как мне показалось, глубоко задумавшись над моими словами и над собственным ответом.
–  Молодец! Идеальный ребёнок и будущая красавица!
¬– Ага, только вот лет через пятнадцать найдётся какой-нибудь хахаль, который окрутит её, не успеешь и глазом моргнуть.
Наташа стала случайным свидетелем нашего ни от кого нескрываемого разговора:
¬–  Как ты можешь о ребёнке такое говорить, тем более о своём! – возмутилась она.
– Я не о ребёнке, Наташечка, говорю, а о взрослом человеке, каковым она станет через пятнадцать лет.
¬– А пятнадцать лет пролетят быстро, - добавил я.
– Она ребёнок ещё! Нельзя так о ребёнке даже думать! – не сдавалась Наташа.
Игорь чуть заметно махнул рукой, показывая, что бессмысленно продолжать этот разговор, что невозможно переубедить женщину.

Наташа удивительно приятная девушка: добрая, нежная, домовитая, хозяйственная, спокойная, надёжная. Жениться бы мне на ней следовало, да теперь, о чём говорить?! Почти двадцать лет пронеслось с того дня. Остаётся лишь локти кусать, хоть и близко, а никак не укусишь.

Славный поход тот окончился быстро, оставив в памяти не угасающие воспоминания. Игорь, Люда и Таня провожали меня на железнодорожном вокзале. Сидели мы в душном, переполненном зале ожидания, где было не очень чисто и неприятно пахло. В животе моём болело нестерпимо и подташнивало, но я изо всех сил скрывал это состояние.

Поезд мой почему-то долго не объявляли, хотя близилось время посадки. Большое табло, на котором отображается прибытие и отправление поездов, находилось за пределами зала ожидания, в громадном вестибюле здания вокзала.
– Танюша, пойди, посмотри, с какой платформы отправляется поезд дяди Лёши, – попросила Люда.
Безотказная Таня упорхнула, будто её тут и не было.
– Куда же ты послала пятилетнего ребёнка? – слегка возмутился я. – Да и откуда ей знать, какой мой поезд?
– Ты не волнуйся, – успокоил Игорь. – Она всё знает. То есть, мы её научили всему, чему нужно.
Через мгновение Танюшка прибежала, чуть запыхавшись, с разбега упёрлась руками маме в очаровательные коленки и радостно сообщила:
– Тридцать пять!
– Ну, и чего «тридцать пять»? – недовольно буркнул я, не испытывая доверия к информации от пятилетнего ребёнка.
¬– Это означает, – с милой улыбкой отвечала Люда, – что поезд твой отправляется с третьей платформы пятого пути.

В поезде мне сделалось совсем худо: сильно болел желудок. Так сильно, что уже разогнуться не мог. На следующий день врачи диагностировали открывшуюся язву, уложив меня в больницу на целый месяц. Пролечили хорошо, спасибо им!
Время шло быстро. Танюша росла ещё быстрее. Встречи с моими друзьями редки. Хорошо, если раз в год встретимся, а то и гораздо реже. Вот Таня уже в школу пошла. Стала круглой отличницей. Не заметил, как седьмой класс закончила. Мы большой компанией сидим за праздничным столом, справляя день рождения Игоря, выпавший ему на предпоследний летний день. Таню подготовили в школу, и она демонстрирует гостям новенькую школьную форму: строгий светло-серый костюм, который ей к лицу, который делает её взрослее и интеллигентнее. Она высока, стройна, все любуются ею. Потом она играет на фортепиано, показывает рисунки, демонстрируя  навыки, полученные в музыкальной и художественной школах.

А вот Таня уже и девять классов заканчивает. Совсем большая стала. На выпускной вечер не пошла по той причине, что там все пьют водку, курят, ведут себя развязно. Об этом Игорь мне по телефону рассказал.

Я, желая его всегда видеть, радуясь тому, что Таня выросла девушкой нравственной, ответил ему:
– Приезжайте в гости, пойдём на охоту. Из ружья постреляем.
– Если я Таню приглашу?
– Пригласи. Только вряд ли ей будет интересно из ружья стрелять.
На следующий день Игорь опять позвонил мне:
– Ты знаешь, я не ожидал от неё такого ответа! – с восторгом выпалил он. – Она сказала, что очень хочет стрелять их ружья!
– Твоя дочь просто чудо!
– Спасибо! Но ты уж слишком высокого мнения о ней.
– Со стороны виднее! Слушай, меня только один момент беспокоит…
– Что она будет делать, когда мы с тобой водку станем пить?
– Да.
– Ты об этом не переживай. Она найдёт себе занятие.
Стало ясно, что подобный вопрос в похожих ситуациях не только у меня возникал, и Игорь привык на него отвечать, потому и догадался о нём быстрее, нежели я успел задать его. Но мне не терпелось узнать, чем же она таким станет заниматься? Я спросил об этом Игоря. Он ответил:
– Увидишь.
– Загадочно как-то говоришь.
– Да я и сам не знаю, чем конкретно она будет заниматься в этот раз. Она английский и итальянский языки изучает, кажется немецкий или испанский, я уж запутался. У неё много интересов разных. Возьмёт с собой учебник и будет штудировать его. Ты её и не заметишь, и она время даром терять не станет.
И действительно, настрелявшись вдоволь, поразив все мишени, сели за стол. Таня от обеда отказалась, сославшись на то, что по режиму он наступает через час.
– Молодец, – только и мог сказать я.
Восхищение моё было усилено тем, что я сам к этому времени начинал следить за собой, стараясь сбросить лишний вес, но ведь сегодня праздник – дорогие гости приехали!

Таня примостилась на краешке стола, достала какой-то учебник, тетрадку и погрузилась в свои занятия, не обращая на нас ни малейшего внимания. И мы разговаривали о своём, даже спорили. Я посматривал на Таню, не мешаем ли мы ей, но она будто выключилась из окружающего мира, погрузившись в свой.
«Какая замечательная девушка, - думал я, - такие теперь бывают одна из миллиона. Приятно посмотреть!»

Время шло, ибо ничего другого оно делать не умеет. Умеет ещё бежать и лететь, часто делая это совершенно незаметно, будто посмеиваясь над человеком, когда он вдруг опомнится и воскликнет: «Ах, опять несколько лет просвистело! Когда только годы успевают лететь?»

Татьяна блестяще, с золотой медалью окончила школу. Она активная участница и победительница олимпиад по самым разным предметам, от физики до экономики. Такая девушка сделает себе блестящую карьеру! Я в ней видел уже научного работника, либо служащую в престижной корпорации. Мне тайно хотелось, чтобы Таня стала инженером, поскольку профессия эта престижна, востребована, хоть и не легка. Сам я имею техническое образование. Я немного был удручён, когда узнал, что Таня стала студенткой экономического ВУЗа. Экономистов полно. И что за профессия такая?! Если работать на предприятии, то это рутинная, неинтересная работа. Если быть учёным экономистом, то добиться в этой области высокого результата вряд ли получится. Но всё это я не мог никому высказать, да ничего бы от этого не изменилось.

Собственно, ко времени, когда Таня оканчивала школу, встречи с одноклассниками почти прекратились. Мы годами не виделись. Изредка перезванивались, да и то по делу.

Вдруг апрельским вечером, когда весна окончательно вступила в права свои, природа готовилась к пышному цветению, раздался звонок от Игоря. После приветствий и короткого обмена новостями, он выдал:
– Таня у нас замуж выходит. Мы приглашаем тебя на свадьбу.
Я онемел, не ожидая ничего подобного.
– Ты меня слышишь? – спросил Игорь.
– Слышу, – тихо ответил я.
– Так ты приглашение принимаешь?
– Она же учится ещё, – невпопад ответил я.
– Да, учится.
– Значит…
– Да, откладывать нельзя.
– Неужели, ты скоро станешь дедушкой!
– Да, и уже совсем скоро, буквально через неделю.
Опять повисла пауза. Предо мною, как лента кинофильма, прокручивалась вся Танина жизнь, какую я знал. Вот она порхает по лесной тропинке среди угрюмых слонов, навьюченных рюкзаками; вот она учится в разных классах школы, вырастая и взрослея проходя перед глазами моими как анимация; вот она из ружья стреляет… Какая она теперь?
– Ты чего опять молчишь? Если не можешь приехать, то просто скажи об этом.
– Нет, я о другом думаю… А когда свадьба?
– В октябре. Таня через неделю родит, ребёнок немного подрастёт и тогда будет свадьба.

Игорь принял моё не слишком бурное поздравление с тем, что он скоро станет дедушкой, а Люда бабушкой. Не слишком бурное поздравление по понятной причине, что очень рано всё это произошло, не так, как планировалось.
Игорь, сидевший со мною за одной партой в школе, вдруг дедушка! А Люда, весёлая, игривая школьная девчонка, на два года младше нас – бабушка! Хотя ей едва перевалило за сорок лет.

Я был несказанно рад, что меня пригласили на свадьбу! В своё время, я хотел даже попасть на линейку, когда Таня поступила в первый класс школы, чтобы фотографировать её. Время-то быстро летит. Не успеешь глазом моргнуть, как она уже оканчивает школу, тут и подарить ей те фотографии! Я так поступал с некоторыми моими родственниками и знакомыми. Эффект потрясающий!

Всё лето с большим нетерпением ждал октября. Готовил свадебную поздравительную речь. Кем бы ни был её жених, мне хотелось сказать ему, что он берёт в жёны настоящее сокровище, какого в целом свете не сыскать! Но, чем ближе подходил день свадьбы, тем сильнее я понимал, что такая речь совершенно не годна, ибо я не родственник, потому мне делать наставления не с руки.
В день свадьбы я приехал к друзьям своим. Всю дорогу думал о том, что я увижу в квартире их? Понятно, что там суета, приготовления, но всё-таки что-то я там должен увидеть необычное. Может быть, ребёнка Таниного? Это само собой, но что-то должно произойти особенное. Почему мне так казалось, сам не пойму.
И это необычное, в самом деле, произошло, едва я переступил порог квартиры. Меня вышла встречать баба Люда с ребёнком на руках!
– Это Танина?
– Танина, Танина, – радостно засмеялась Люда!

Я всегда потрясаюсь тем изменениям, которое вносит время. Таня – вот она так и запомнилась мне пятилетней девочкой в лесу, теперь вдруг стала мамой. А Люда – она нисколько не изменилась, такая же смешливая, забавная девчонка. Неужели, она бабушка?! Не во сне ли всё это происходит?

Давно ли кажется, побывали первый раз мы с Игорем в гостях у Люды. Было ей тогда тринадцать лет. Она такая нежная, милая, свежая, в розовом платьице. Сели на диван в карты играть. Она села между нами, но лицом к нам. Бёдра её служили столом. Мы брали карты так, чтобы не коснуться прелестных девичьих бёдер. Стеснялись. Да и лишнее возбуждение ни к чему. В комнату, где мы были втроём, вошла мама Люды, и запретила ей столь нескромную позу. Это выглядело очень мило и теперь, спустя тридцать лет, приятно радовало меня.

Я как бы смотрю на жизнь со стороны, будто многосерийный разноплановый сериал протекает перед глазами. А ведь всё происходит по-настоящему. И моя жизнь течёт незаметно, хоть и кажется мне, что я такой же, как в детстве, в подростковом возрасте. Может, и не вышел из него, хотя неуклонно старею, удивляюсь быстротечному ходу времени, изменениям в людях, в близких друзьях.
События разворачивались быстро. Жених приехал, выкупил невесту, преодолев все препятствия, чинимые подругами её на тяжёлом лестничном пути. Путь не близок, пятый этаж всё-таки! И вот Александр, слегка запыхавшийся от волнения и трудов великих, оказался пред дверью в комнату невесты. Она выпорхнула к нему в красивом белом платье, будто птичка из гнезда родительского, радостная и счастливая, обняла его, и мы все наблюдали непродолжительный поцелуй без пяти минут супругов.

 Таинство рождения новой семьи совершается постепенно!
Таня, видя Александра в состоянии лёгкой растерянности, понимая, что он забыл сказать запланированную речь, громко проговорила, почти прокричала, теребя суженого за рукав пиджака:
– А жених что-то хочет нам сказать!
Голосок звучал нотами высокими, как у девочки двенадцати лет, который я запомнил, бывая в гостях у друзей своих весьма часто в то время. Ведь девчонка совсем, а замуж уже выходит! Что замуж, мамой уже стала!
А жених стоит в растерянности, совсем позабыв, что от него требуют. Наконец, опомнился и произнёс благодарственную речь родителям Тани, за то, что вырастили прекрасную дочь.

Да, жемчужинка ему досталась королевская!
И я заготовил поздравительную свадебную речь, каковую гости произносят при вручении подарков. Обдумывал её, редактировал, улучшал, искал необычные фигуры речи, хотя и понимал, что никогда её не произнесу. В ней говорилось о том, что досталось Александру сокровище великое, такая девушка, какую сегодня днём с огнём не сыщешь. Настоящая тургеневская девушка! Ну, дальше всякие наставления и прочее. Получалось, что бедный, будто ничего не представляющий собою, якобы ущербный жених получает манну небесную, которой не достоин. Как если бы простой рабочий человек, живущий на зарплату и едва сводящий концы с концами, вдруг выиграл в лотерею миллионы великие, обалдел от счастья, и не знает, как ими распорядиться. Конечно, мною такая речь не могла быть произнесена, потому я решил отмолчаться, оставив отдуваться школьных друзей, с кем складывались на подарок.

После свадьбы, я узнал, какую профессию получил Александр. Информация эта не утаивалась, но и не афишировалась. Александр окончил семинарию и очень быстро после выпуска принял сан. Даже и представить себе не мог я, что Александр – священник! Уж очень он не похож на привычный образ батюшки. Ну, молодой пока.
Третий год идёт после свадьбы. Таня и Александр обзавелись второй дочкой. Семьи священников традиционно большие.

Таня продолжает учиться в институте и работает. Воспитывает двух дочек. Александр служит в другом городе, не так, чтобы далеко, но и не близко.
Я сказал Людмиле:
– Значит, Таня теперь попадья!
Она ответила с улыбкой, ласково и нараспев произнеся это слово:
– Матушка!

24.11.2018 – 07.01.2020.


Рецензии
Очень интересное произведение. Алексей, попробую высказать некоторые замечания. Свой текст Вы отнесли к жанру рассказа. Однако в рассказе обычно в центре внимания одно событие. У вас же сообщается о многих событиях, годах жизни. Можно возразить мне: "После бала" Льва Толстого повествует о двух событиях. Но они тесно связаны, и там есть контраст, конфликт, вызвавший потрясение у героя. В вашем тексте конфликта нет. Произведение похоже на воспоминания, местами на репортаж. В самом начале читатель видит девочку и группу взрослых людей. Надо было познакомить читателя с героями. А то автор вначале как будто созерцает группу туристов. А потом вдруг читаем: "Я с умилением и одновременно с тревогой смотрел на маленькую Таню". Далее, когда взрослые набросились на иргу, съев все плоды, не вспомнив при этом о ребёнке, не ясно, участвовал ли герой-рассказчик в поедании плодов. Если нет, почему про Таню не напомнил?
Текст ваш, Алексей, называется "Свадьба". Получается, это тема произведения, главное событие. Значит, главный упор лучше бы сделать на свадьбу. А остальное можно дать в воспоминаниях. Можно, наоборот, существенно расширить текст, превратив его в повесть. Да, и ещё не согласен я, что вы назвали героиню "тургеневской девушкой". Она ведь выходит замуж, уже родив ребёнка. И жених её тоже хорош гусь: оприходовал девушку до свадьбы, а ещё священник! Нет, в жизни всякое случается, но для рассказа такой факт не имеет значения, излишен, если там нет сатиры. Потом деталь с игрой в фанты мне тоже кажется излишней. Мне жалко героя-рассказчика, надорвавшегося при ношении на руках тяжёлой девушки. Однако, если это рассказ, то данный случай стоит в стороне от смысла произведения.
Ох, что-то я увлёкся критикой. Алексей, извините, если что не так написал.

Фёдор Киприянович Чернов   07.02.2021 15:43     Заявить о нарушении
Фёдор Киприянович, благодарю вас!!! Вот такие рецензии я люблю, они мне нравятся и я их желаю, потому что критика позволяет работать над текстом. Вы мне указали те ошибки, о которых я частично догадывался, но далеко не полностью.
Писать настоящие рассказы, тем более повести, у меня ума не хватает. Я долго думал о том, к какому жанру отнести мои тексты. Пришёл к выводу, что это воспоминания, мемуарчики посредственные, а на большее я не способен. Всё описанное в этом рассказа - правда. Так оно и было. Это моё воспоминание, спрессованное в двадцати годах. В этот период произошли те несколько встреч с моими друзьями, когда, как в кино, видишь взросление ребёнка. И вот выходит, что мне-то в этом мемуарчике всё понятно, а читателю многое не ясно. Значит, надо переделывать согласно вашим рекомендациям. Я попробую. Благодарю!

Алексей Панов 3   13.02.2021 08:49   Заявить о нарушении
Приятно, что Вы, Алексей, положительно отнеслись к моим замечаниям. А то бывает, что некоторые авторы просят их критиковать, а когда замечания им выдашь, раздражаются. Вы сразу не ответили, я уж было подумал, что вы обиделись. (Вот учили нас писать вежливое обращение "Вы", а как почитаешь классиков, у них всё "вы"). Когда создаёшь текст, всё в нём кажется интересным и нужным. Но надо не бояться редактировать, убирать то, что не работает на главную идею. То, что убирается, может быть положено в основу другого произведения. И хорошо бы не только мемуары писать, но и рассказы, новеллы. Образцом для нас могут служить рассказы Чехова. Я сам всё время учусь. В своё время хорошие советы мне давали опытные писатели, у которых есть свои страницы на нашем сайте, такие, как Ирина Ракша, Александр Никишин, Виорель Ломов... Желаю удачи. (При обращении лучше называть меня просто по имени)

Фёдор Киприянович Чернов   13.02.2021 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.