Обстоятельства и повод написания посл. Еф

Узы, упомянутые в 3:1 и 6:20 – те же, о которых шла речь в Кол. 4:3,10,18, скорее всего, это двухлетнее (60-62 гг.) домашнее заключение Павла в Риме, о котором написано в Дн.28. Кстати, заключен в тюрьму Павел был как раз за то, что привел в храм язычника (Дн.21:28-29; 28:16), и это же является одной из основных тем послания – объединение язычников и евреев в одном Теле Христовом.

Находясь в начале 60-х годов в Риме в ожидании суда кесаря (Нерона), Павел написал три послания, может быть, даже в один день, и отправил их с одним человеком, с Тихиком. Почему «может быть, в один день» – п.ч. между посланиями много общего, даже есть дословные совпадения. Очень похоже на то, что Павел писал эти послания одно за другим, и у него в памяти оставалось содержание предыдущего письма. Плюс он был под влиянием одних идей и истин, поэтому между двумя посланиями так много совпадений.

Из 1570 слов послания Колоссянам 34% имеет параллели в послании Ефесянам (Leslie Mitton). 55 стихов в обоих этих посланиях практически идентичны. Кольридж сказал: либо Послание к Колоссянам – «то, что не поместилось» в послании Ефесянам, либо послание Ефесянам – расширенная редакция послания Колоссянам.

Связь между Еф. и Кол., а также упоминание Тихика свидетельствует в пользу того, что оно было написано из того же места, что послание Колоссянам. Кол.4:8 и Еф.6:22 на греческом языке звучат одинаково (Bratcher, R.G. & Nida, E.A., 1993. A handbook on Paul’s letter to the Ephesians). Возможно, Тихик с Онисимом (Кол.4:7-9) сначала отправились в Ефес, оставили там письмо Павла, а потом двинулись в Колоссы (Turner).

Раб Онисим убежал от своего господина, который жил в Колоссах. Павел был знаком с этим верующим господином, хотя в Колоссах он не бывал. Раб встретился в Риме с Павлом, стал христианином, и сейчас Павел отправляет его обратно к хозяину под защитой и в сопровождении Тихика с письмом Филимону.

От Епафраса, основателя церкви в Колоссах, Павел узнал об ошибках и заблуждениях, которые угрожали колоссянам. Чтобы защитить церковь от этих ошибок и побудить ее к росту в вере, Павел пишет послание Колоссянам.

Ефес – портовый город, через который Тихик мог проходить, направляясь в Колоссы. Это был самый крупный в Асии город, здесь Павел основал общину. Город служил мостом между западной и восточной частями Римской империи и был одним из пяти главных городов империи в I в. по Р.Х. Он находился на территории современной Турции, на момент написания послания в нем было около трехсот тысяч жителей, т.е. это город размером с Брест. Это был важный торговый центр Римской империи.

Здесь практиковал культ богини Дианы (Артемиды). Храм Дианы был одним из семи чудес древнего мира. В Ефесе проповедь Павла вызвала острый конфликт с последователями языческого культа (Дн.19:23-40); здесь же его благовестие побудило множество людей отказаться от чародейства (Дн.19:17-20). Призыв Павла обличить постыдные и бесплодные дела тьмы (5:8-14) и приготовиться к войне против «духов злобы поднебесных» (6:12) должен был подействовать с особой силой на людей, занимающихся подобными делами.

Павел трудился здесь 2-3 года, больше, чем в любом другом месте. Служение Павла в 53-55 гг. описано в Дн.19. С помощью сотрудников он охватил практически всю римскую провинцию Асию, об этом говорят следующие тексты:

• «Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Дн.19:10).
• «между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Дн.19:26).
• «Приветствуют вас церкви Асийские» (1Кор.16:19).

Сердечность отношений Павла с ефесской общиной отражена в его прощальной речи к ее пресвитерам перед отправлением в Иерусалим с дарами от церкви из язычников. Апостол надеялся укрепить связь между христианами из иудеев и из язычников (Дн.20:16-38).

Павел не был в Ефесе примерно пять лет и сейчас использует возможность, чтобы обратиться к церкви в этом городе. Возможно, письмо было обращено не только в Ефес (в самых старых рукописях нет в первом стихе слов «в Ефесе»), но и во всю провинцию, т.е. было циркулярным письмом. Возможно, письмо в лаодикийскую церковь, о котором Павел пишет в послании Колоссянам, это и есть послание Ефесянам, п.ч. эти два города находятся рядом.

Баркли пересказывает по этому поводу интересную теорию Гарнака: «В последующее время церковь в Лаодикии к сожалению сошла с пути благодати. В Откровении приведено послание к лаодикийцам (От.3:14-22), которое грустно читать. В этом послании Воскресший Христос осуждает церковь в Лаодикии, столь беспощадно, что Он обращается к ней со следующими яркими словами: «Извергну тебя из уст Моих» (От.3:16). Кроме того, в древнем мире был обычай, называвшийся дамнатио мемориае - осуждение памяти человека. Даже если человек неоднократно сослужил своей родине отличную службу, за которую имя его было внесено в книги и анналы истории, или в различные надписи и памятники, но если он после этого попал в нечестивую историю, совершил предательство или еще что-нибудь крайне бесчестное, память о нем предавалась проклятию. Его имя вымарывали из всех книг, сбивали со всех надписей и памятников. Харнак допускает, что церковь в Лаодикии могла подвергнуться такому дамнатио мемориае церковных летописей. Если дело действительно обстояло так, то послание к лаодикийцам не должно было бы иметь адресата; и когда в Ефесе собирали послания Павла, ему могли дать имя Ефеса».

Все новости, которые Павел получил из Ефеса, были хорошими: «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым» (Еф.1:15). (А в 3:18 он пишет «могли постигнуть со всеми святыми», оба раза подчеркивается «со всеми святыми», подчеркивается тема единства). Здесь не было проблем или каких-либо заблуждений. Поэтому из всех посланий Павла послание Ефесянам имеет самый общий характер и наименее ситуативно. Павел не отвечает на какую-то конкретную проблемную или кризисную ситуацию, по крайней мере, из послания выводов об этом нельзя сделать. Дальше я отдельно скажу об особенностях этого послания, но уже сейчас отмечу: вот первая из основных отличительных черт послания.

Как и послание Римлянам, послание Ефесянам дает редкую возможность проникнуть в мысли Павла в момент, когда он позволяет себе свободно высказываться по общей теме, не будучи связанным решениями спорных вопросов местного значения.

Кому Павел пишет послание? Он обращается к христианам из язычников (2:11 и 3:1), их прошлое описывается как обособленность от Израиля, который был народом Божьим (2:12), Павел призывает их не возвращаться к прежнему языческому образу жизни (4:17; 2:1-3).

Павел знаком с получателями письма, они знают его (1:1; 3:1; 6:21-22), знают о его особом служении (3:2-3,7-8), он рассказывает им о своем заключении в тюрьму (3:13; 4:1), подробнее об обстоятельствах расскажет Тихик (6:21-22).

Возможно, Павел написал колоссянам письмо на тему всеобщего примирения через Христа (Кол.1:20). А потом написал похожее послание в Ефес, только более общего характера, которое было бы полезно для христиан из язычников.

В этом послании он убеждает их в их положении во Христе, которое даст им силы не бояться каких-то сверхъестественных сил и научит святой повседневной жизни. Другими словами, он формирует их сознание своей идентичности, помогает им с самоопределением.

Я помню, что некоторое время назад в нашей местности в ответ на вопрос «Как дела?» был популярен ответ «как на земле». И в этом ответе часто была такая интонация «Дела идут плохо, и если я где-то веду себя нехорошо, то это потому, что я на земле, тут ведь не получится всегда вести себя правильно». Если бы Павел услышал это и если бы его спросили, как дела у него, что бы он ответил с учетом написанного им в Еф.2:6? Очень может быть, что он сказал бы, что у него дела как на небе. Расскажу на эту тему интересную историю.


Утка, которая думала, что она собака

Макс Андерс в своем комментарии на послание Ефесянам в серии Holman New Testament Commentary пишет, что у уток есть такая особенность: для них очень важно, кого они увидят сразу после появления на свет, после вылупления. Они считают дальше, что этим существом и являются. Обычно сразу после вылупления они видят утку-маму, так что никаких проблем не возникает.

Но время от времени случаются неприятные казусы. Например, однажды утенок вылупился под присмотром собаки породы колли. Утенок взглянул на колли и решил, что эта собака – его мать. Он прижался к колли и провел с ней ночь. Дальше он рос с этой колли. Во время жары он прятался с собакой под крыльцом. Когда во двор въезжала машина, из-под крыльца вместе с собакой выбегал утенок, яростно пытаясь клевать шины.

Но некоторые вещи нельзя изменить. Утенок крякал, наслаждался водой и размахивал крыльями. Три эти вещи колли не делала. Иногда утенок действовал как утка, а иногда как собака.

У христиан бывают проблемы с определением идентичности. Мы Божьи творения, предназначенные для святости и отношений с Богом, но родились и выросли мы в падшем мире, поэтому мы хорошо знаем пути мира. Кроме того, у нас есть серьезная проблема внутри нас – грех. Став христианами, мы переместились во Христа. Мы узнали: это наше, родное, вот кем мы должны и хотим быть. Это как если бы тот утенок повстречался с уткой-мамой и узнал в ней свою настоящую природу.

Но мы продолжаем жить в мире, который наложил на нас свой отпечаток. И слишком часто мы не ведем себя правильно. И тут важно знать: на наше поведение очень влияет наше представление о себе. Об этом сказано в Рим.12:2: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Мы ведем себя так, как думаем о себе, а думаем о себе мы часто на основании того, что видим вокруг, вольно или невольно стараясь этому подражать.

Вдобавок наша плоть, привычная к греху, легко возвращается к прежнему. Утенок, повстречавшись утром с мамой, понял, что он – утка, но вот в обед во двор заезжает машина, и он бросается на нее, злобно крякает и клюет колеса.

Послание Ефесянам, особенно первая глава, помогает нам увидеть, кто мы на самом деле. Мы усыновлены Богом, с нами случилось то же, что со Христом, мы воскресли и стали новым творением… Павел делает три вещи:

• рассказывает ефесянам, кем они стали во Христе,
• молится о том, чтобы Бог просветил духовные очи ефесян и чтобы они приняли эту истину, о которой он им рассказал,
• а потом учит тому, как надо жить в соответствии с знанием этой истины («умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны», 4:1).


Особенности послания

Много молитв. Как в послании Римлянам. Интересная тема для исследования: молитвы Павла. О чем он молится, как обращается к Богу, темы его молитв, контекст его молитв. Три главы часто перемежаются молитвой. В конце славословие.

Длина предложений. В греческом оригинале Еф.1:3-14, 15-23; 2:1-9; 3:1-7 - в каждом случае одно сложное, разветвленное предложение. Послание к Ефесянам даже справедливо и прекрасно называли «поэмой в прозе». 

Баркли: «Вспомним, как Павел писал большинство своих посланий. Он писал их, с головой погрузившись в миссионерскую деятельность, и чаще всего, находясь в дороге. Он писал их, стремясь разрешить какую-либо животрепещущую проблему, не терпящую отлагательства. Другими словами, большинство своих посланий Павел написал, не располагая достаточным временем. Теперь же вспомним еще, что Павел написал Послание к Ефесянам в тюрьме. Разве тогда удивительно, что стиль, которым написано Послание к Ефесянам, отличается от стиля предыдущих посланий?»

12.01.2020


Рецензии