Как монтажник милицию активизировал

      События эти происходили во второй половине 80-х годов в замечательном городе Степногорске, где мне довелось начинать и долгое время проходить службу в органах внутренних дел.
      В ту пору меня, молодого капитана милиции, решением начальника Степногорского ГОВД Владимира Ивановича Юденко, временно, назначили исполняющим обязанности следователя.
      Связано это было с тем, что заместитель прокурора города Зоя Газизовна Мамлютова проверила большое количество приостановленных другими следователями нераскрытых уголовных дел, нашла множество процессуальных нарушений, отменила постановления о приостановлении, написала указания прокурора и вернула в ГОВД для дальнейшего расследования. Соответственно немногочисленные штатные следователи физически были не в состоянии своевременно перелопатить такой объём дел, поэтому потребовалась помощь представителей  других служб.
      Следует отдать должное величайшему профессионализму, требовательности и внимательному отношению к людям Зои Газизовны. Операм и следователям практически невозможно было проскочить мимо неё если в материалах имелись какие то процессуальные нарушения, принято несправедливое или преждевременное решение. Зоя Газизовна тут же приводила их в чувство и наставляла на путь истинный! Вместе с тем, вникала в каждую мелочь и одобряла принятие взвешенных и грамотных решений, помогала, словом и делом.
      Так вот, нарезала мне начальник следствия ГОВД Савина Людмила Григорьевна  около двадцати приостановленных дел, провела инструктаж и иронично сказала: - тренируйся юноша! Если нужна подсказка, обращайся! Мой друг и сослуживец, майор Жумаш Уразов приютил меня в своем кабинете и я,  впервые приступил к следственной работе.
       Необходимо отметить, что работа следователя всегда считалась и считается одной из самых сложных, приоритетных и уважаемых в правоохранительных органах.
      Среди этих, первых, рассмотренных в качестве следователя, в моей жизни дел,  большинство из которых, кстати, представилось возможным раскрыть, было одно, на первый взгляд довольно простое  –  кража деталей с мотоцикла.    
       Дело было так: монтажник СМУ -2 ЦГХК (к слову, именно там я начинал свою трудовую деятельность учеником электромонтажника в 16 с половиной лет) Воловик Сергей Семенович, уехал по работе на месяц в командировку. Принадлежащий же ему мотоцикл ИЖ-Планета с коляской оставил припаркованным на обочине  дороги возле дома, находящегося на самой окраине города. По возвращении обнаружил, что пропали зеркало, катафот и глушитель. Обратился в милицию с заявлением, там – делать нечего, заявление приняли. Дежурный следователь и опер выехали на место, осмотрели, допросили потерпевшего и, понимая, что верный «висяк» дальше работать не стали, а следователь выждал положенные по закону 2 месяца и приостановил дело «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». Но попал на Зою Газизовну, у которой такие номера не проходили. Она это постановление отменила и в ГОВД дело назад отправила. Причем, спустя довольно значительное время. Попадает оно мне. Ну, понимаете…, в общем, тоска! Почитал я три бумажки, загрустил и, вспомнил, как однажды присутствовал при осмотре места кражи в кафе 7-го общежития, а известный степногорский опер уголовного  розыска  сразу в ходе осмотра стал нарабатывать материал не на раскрытие, а на отказ в возбуждении уголовного дела.
      Решил и я для начала прощупать позицию «терпилы».  Вызвал его повесткой. Сидит напротив меня худощавый жилистый работяга, и я с ним завел такие речи: ну Вы чего это гражданин  –  полагаете, что милиции делать нечего-c? У нас, дескать, тут вал преступности, грабежи, разбои, убийства даже…, а Вы Батенька тут со своим мотоциклом носитесь, который фактически сами же на месяц бросили у дома, а теперь отвлекаете нас, таких занятых, от серьёзных дел то государевых.…?!  Выслушал меня мужчина внимательно, словом не перебил! А потом, так спокойненько,  с расстановочкой, отвечает: а Вы знаете, товарищ капитан, я налоги плачу исправно! В том числе, наверное, и на Ваше содержание! Это для Вас возможно похищенное мелочь! А я, несмотря на то, что неплохо зарабатываю, эти детальки купить нигде не могу. Дефицит видите ли! На охоту, рыбалку, за грибочками-ягодками не могу поехать. Плохо! Поэтому, будьте так любезны, поищите! Сказал он это, мне как обухом по голове…! Стыдно стало! Гражданин ведь прав! Заткнулся я. Допросил его подробно, выудил характерные приметы похищенного, а сам быстренько накидал отдельное поручение и в розыск побежал! Мол, выручайте родимые! Народ нынче грамотный пошел, со стыда сгорим! Раскинули опера, по моей просьбе, свои «тёмные силы» и вот примерно через неделю сыщик Саша Ющенко сказал, что видел его источник в 12 километрах от города, в совхозе «Карабулакский», мотоцикл, на котором заклеен, изолентой сверху, катафот. А потерпевший при допросе мне сказал, что катафот помечал, паяльником выжег номер своего мотоцикла. Дальше было уже делом техники. Приехал я с понятыми в Карабулак и там нашел всё похищенное с мотоцикла Воловика и попутно изъял еще запчасти с не заявленных краж. Оказалось сын директора школы, специально, периодически с друзьями,  ночью совершали набеги на мотоциклах в город, чтобы запчасти для своих мотоциклов поворовать! Ох! Его папа, директор школы! тут же не педагогичными методами с ним расправился…
        Надо было видеть лицо потерпевшего, когда я поехал на станцию юных техников, выпросил у своего приятеля, директора - Процика Павла Алексеевича несколько похожих деталей и гордо пригласил Сергея Семеновича на опознание принадлежащих именно ему. Редкую фамилию Воловик я запомнил навсегда.
       А уголовное дело я прекратил, «в связи с недостижением возраста лицами, подлежащими привлечению  в качестве обвиняемых». Прокуратура согласилась с принятым процессуальным решением…
       Не знаю, как сложились судьбы этих мальчишек. Надеюсь, таких поступков они больше не совершали, а получив урок, выросли хорошими людьми. В одном уверен: «у каждого человека должен быть шанс»!
       Случай казалось простой, а был он для меня поучителен тем, что я понял: - за каждым обращением в милицию стоят конкретные живые люди и больше никогда в период службы не допускал таких вольностей по отношению к заявителям, чего сильно желаю ныне работающим сотрудникам, теперь уже полиции…

P.S. Ну надо же! В январе 2014 года вновь столкнулся с довольно редкой фамилией Воловик! Правда, уже в совершенно ином контексте. В ноябре 2013 года у трёх вокзалов в Москве было совершено разбойное нападение на моего приятеля, и он обратился ко мне за помощью и консультацией. Происшествие случилось на территории ОВД  «Красносельский» ГУВД по г.Москве и было укрыто от регистрации и учёта оперуполномоченным  УР, путем незамысловатых махинаций. Так вот, заместителем начальника этого ОВД является человек с фамилией ВОЛОВИК! Встретиться с ним, к сожалению, не удалось, но я обязательно выберу время и подарю ему этот рассказ…


Рецензии