Нужна ли литература современной РФ?

России нужна литература. Но нужен и отбор.
Летучая заметка обыкновенного читателя.

Прав маститый литературный критик современности Владимир Бондаренко, написавший честную статью для сайта газеты «Завтра ру»: «Власти России решили жить без литературы. Кино — да. Телевидение — да. Интернет — конечно же! А литература… О ней уже не упоминается при перечислении главных механизмов влияния на общественное мнение, общественное сознание. О ней давно не спорят. Литература не нужна ни левым, ни правым, ни "сверху", ни "снизу".

Не знаю, нужно ли мнение на этот счет рядового гражданина и по-прежнему преданного высокой литературе читателя, каким являюсь я, кому-нибудь еще. Но необходимость поддержки критика В.Бондаренко, обязывает  сказать несколько слов в этой связи, потому что тема, которую он поднял, кричащая.

 Да, власть действительно решила жить без литературы. Власть поняла: как литературу ни обласкивай, как ни приручай, как ни запрягай, она всё равно когда-нибудь понесет, как  несет телегу взбрыкнувшая на возницу ошалевшая лошадь.
Теперь не литературе в её прежнем печатно-бумажном варианте власть желает отдать предпочтение. Интернет – вот что на первом месте. И пока ТВ. Но с теми таблоидно-скандальными шоу, которые, помимо рейтингово-прибыльных условий, выдадут на горА и отвлекаельно-развлекательную «компоненту». Управляя ею, можно завести обывательский рассудок в такую болотную тину, что и не выпутаться, не освободиться ни за что на свете!

В этом сила и Интернета. Власти он необходим. Она неохотно идет на ограничительные меры в адрес новейшего средства массового поражения рассудка и души обывателя. Легче всего утопить в  помойке Мировой Сети всё, что касается здравого смысла, истинного художественного вкуса, нормальных человеческих отношений,  библейской этики и прочего всего хорошего, что веками копило Человечество как необходимый оберег для его существования и благостного развития.
Конечно, прав наш современный критик, что литературу в её книжном, бумажном, варианте не читают. Поэтому  нет и книжных магазинов. Во всяком случае, в провинции их уже давно переделали на места, где есть иные вывески, например, «Красное и белое», «Магнит»…  и места, где торгуют приборами, с помощью которых почти весь состав бывшей Великой Империи воткнулся не в чудесный мир книжной классики, а туда, где образчики аудиовизуального непотребства. Видио стало обязательной частью жизни нынешнего обывателя. Обыватель «подсел» на дорогостоящие гаджеты, где можно найти для испорченной души наихудшие примеры разврата, насилия, пошлости, которые его почему-то вдохновляют больше, чем «диалектика душ»  истинных носителей русской духовности, предлагаемых литературной классикой.

Впрочем, несмотря на то, читателей всё меньше, а потребителей видио всё больше, есть  одна, еще не разгаданная тайна. И эта тайна о том, как ПИШУЩИЕ индивидуумы заполняют пространство сайтов с такой активностью, что их становится гораздо больше, чем самих читателей. Для примера: на портале «Проза РУ» на сегодняшнюю минуту зарегистрировано  302 513 авторов.  На ресурсе «Стихи ру» не меньше.  А сколько блогеров! Если взять все ресурсы Интернета и подсчитать пишущую наперегонки братию, то читателей в России не останется. Все подались в писатели, которые, в сущности, никому не нужны, кроме тех пройдох, кто ловко на тщеславном желании пишущих зарабатывает: издают на деньги всей  писательской ТЩЕТЫ бумажные варианты книг, которые никто не читает. За редким исключением, конечно. Плохо это или хорошо, что столько народу кинулось реализовывать свои писательские амбиции даже и тогда, когда власти в писателях не нуждаются? Вопрос требует обсуждения.
К тому же и я, наверное, грешу, потому что пишу.

 Необходима художественная оценка вроде цензуры. Ведь не повредила цензура ни «золотому веку» русской литературы, ни «серебряному». Да и социалистический реализм выдал такие образцы отечественной классики, несмотря на тщательнейший досмотр, что дух захватывает.

И тысячу раз прав В.Бондаренко, говоря, что системы отбора в нынешней России не существует. Необходим ОТБОР, чтобы среди писательского таёжного бурелома мы не потеряли могучую поросль.


Рецензии
А как Вы относитесь к отбору писателей через награждение премиями, ну хотя бы "Большая книга"? Я, например, не смогла одолеть и четверти романа "Дети мои" - без меры разбавленная неважными подробностями, "украшенная" эпизодами со Сталиным по сути небольшая повесть. Не оценила и Славниковой. Сборник рассказов Сенчина дважды пыталась читать и бросала: пустота. Быкова "Эвакуатор" - небольшой рассказ, "нашпигованный" пустыми подробностями и раздутый до повести. Я даже "Лавра" не оценила: пишет хорошо, а писать-то по сути не о чем.

С благодарностью за поднятую важную тему.

Вера Вестникова   19.01.2020 15:06     Заявить о нарушении
Я не стану переходить на персоналии... Но Вы правы. Если бы я сам не писал, то как читатель взорвался бы негодованием по поводу нынешней пустоты... в которой, как в черное дыре, и сам сгину...

Михаил Мороз   19.01.2020 15:52   Заявить о нарушении
Но если не называть имён, то как "разрулить" сложившуюся в нашей литературе ситуацию, когда литературы в современной литературе уже как бы и нет? Я, например, считаю, что хорошее филологическое образование, начитанность в отечественной и не только литературе позволяет мне высказывать своё мнение и высказываю его (не только в интернете). "Что не сказано, того не было". А молчание многими трактуется как знак согласия. Считаю, что надо говорить. Конкретно: с именами, цитатами, ссылками.

Вера Вестникова   19.01.2020 17:05   Заявить о нарушении
Что ж, мне по душе Ваша убежденность в правоте... Спасибо Вам за принципиальность, которой надо следовать...
С уважением,

Михаил Мороз   19.01.2020 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.