В шаге от тюрьмы

Хлеб уродился в этом году знатный, пшеница высокая с длинным плотным колосом. Я взяла, потерла его между ладонями,  сдула полову, на руке осталась пшеница.   Вся одна в одну, как по заказу, взяла в рот  разжевала, клейковина замечательная, хороший вкус, значит, хлеб будет пышным и душистым.
 
Сколько лет езжу на уборку урожая на весь сезон и не перестаю восхищаться колосистой пшеницей. Чуть дунет ветерок и пошли волны с легким шумом, как от морских волн.

Завтра начало уборки. Комбайны подготовленные стоят в ряд, ждут своего часа.

 Комбайнеры сегодня все у комбайнов, кто-то что-то подкручивает, кто-то протирает окна, все и без того подкручено и протерто, это от волнения. Для комбайнера самый важный отрезок лета, когда он может показать свои результаты и заработать денег.

На элеваторе тоже все готово к приему нового урожая, лаборатория оснащена препаратами в полном объеме, лаборанты все на местах, в это время стараются в отпуск не уходить.

 Посмотреть, как  «льется» пшеница в закрома, приезжают многие, как руководители, так и пресса.

Я подхожу к комбайнерам, спрашиваю,- волнуетесь?

- Есть немного, ответил самый молодой из комбайнеров, в этом году он окончил сельскохозяйственный техникум по специальности - механик.

Но в уборке урожая он не новичок, каждый год отец брал его, начиная с девятого класса помощником комбайнера, давал возможность посидеть за штурвалом комбайна. Мальчик взрослел и когда окончил школу, определился:  учиться будет только на хлебороба.

У остальных в основном, это была пятнадцатая, а у кого и двадцатая уборка. Они стояли и  обсуждали, кому первому начинать прокосы.

 Вначале комбайн обкашивает все поле, затем делает прокосы, разбивая поле на клетки. За ним идет трактор и пашет землю, это на случай пожара. Когда поле подготовлено, в торжественной обстановке с участием руководства колхоза и представителей  райкома партии начинается пуск первого комбайна. Социалистическое соревнование с этого момента вступает в силу.

Десятки глаз наблюдают за соревнованием. Механик со своими помощниками сидит на уазике с кучей запасных ремней, готовый в любую минуту подъехать и заменить лопнувший.

 Я, пристроившись в тенёчке, смотрю, как подошла первая машина и в нее "потекла" из бункера  пшеница. Загрузившись, машина отходит и направляется из поля к трассе, дальше ее путь лежит на элеватор. Так было всегда.
 
Я, открыв блокнот,  делаю пометку, от какого комбайна и какая машина приняла бункер. После обеда начал срываться дождик, самый не желательный в этот период времени.
 
Комбайны стали. Подъехала бригадный повар,- но что, пока дождик думает идти ему или погодить, я вас покормлю. Подъехали и водители машин, поставив технику в ряд, направились к повару.

- Тётя Дуся, покормите нас, чтобы не ехать на полевой стан?

- Конечно, покормлю, у меня здесь с запасом. Она наливала борщ, и раскладывала в чашки большие куски баранины, всем давала по лучине для вкуса. На второе у нее были котлеты с картошкой пюре, а к ней кусочек селедки. Запить - компот.

- Балуешь ты нас Дуся, и когда ты успеваешь котлеты лепить?!
 
- А у меня помощники есть, из училища прислали, на практику. Сейчас возятся с печкой, хотят ее отремонтировать, печь вам булочки и пирожки.

 -  Но тогда уберем хлебушек до зернышка, правильно я говорю, мужики? – сказал самый старший из комбайнеров.

Уберем, можете дядя Роман не сомневаться.

- А я в вас и не сомневаюсь, знаю, хорошо вас учили в школе механизации, да и отцы опыт свой передавали.

Небо очистилось от туч, пробежал ветерок.
 
- Через час начнем – сказал бригадир. Будем сегодня убирать пшеницу, пока не выпадет роса.

Снова загудели комбайны, заработали гусеничные трактора, опустив плуг, пахали убранную территорию поля. Работа кипела.
 
К вечеру приехал главный агроном,- но хлеб в этом году, как никогда: пятьдесят пять центнеров с гектара, план не только выполним, но и на много перевыполним,- говорил он мне, блестя глазами. Для него это большая радость, будет отмечен в Управлении сельского хозяйства, да и на Дне урожая, его колхоз.

В десять вечера выпала роса, комбайны стали забиваться соломой и работу остановили. Там где бункеры были полными, выгрузили и отправили на элеватор, а где не добрали, накрыли до утра.

Ко мне подошел бригадир, вы, где остановились, Галина Петровна?- обратился он ко мне.

- В доме колхозника,- ответила я.
 
- Мне нужно в село, я быстро туда - и - обратно,- сказал он,- заодно и вас доставлю на отдых.

Мы поехали.

 - Стойте, остановила я его. Откуда идет машина, ведь весь транспорт задействован по бригадам, а эта, над лесополосой, откуда появилась? смотрите, еще одна показалась.

- Странно,-  сказал бригадир, - я никаких распоряжений не давал.

- Выключайте фары, стоим и ждем, - сказала я.

 Машины приблизились к нам, мы их пропустили и поехали вслед, они свернули к полю, где стояли комбайны, и выключили моторы.

- Я, конечно, могу ошибаться, - сказала я,-  но у меня есть подозрения, что последние машины не пошли на элеватор.

- Но, а как же открепительный комбайнера, ведь будет расхождение с элеватором в количестве машин? – спросил бригадир.

- Но это если комбайнер дал открепительный и зафиксировал у себя, а если нет, то это сговор.

- Не может быть, у нас все кадры работают давно, за исключением четырёх, их на уборку прислали с соседнего района,  два водителя и комбайнера с помощником.
- Но вы наверно обратили внимание, что транспорт не наш прошел.

- Вы правы,  Галина Петровна, машины это не наши, из другого района. Что же будет?!

 - Давайте вернемся их маршрутом, посмотрим куда выгрузили.

Проехали над лесополосой, везде тихо, движения не видно.
 
-Дальше  ферма, она ждет реконструкции, посмотрим в ней,- предложил бригадир.

 Оставив машину на повороте, пошли пешком, чтобы подойти тихо. Большие ворота фермы были закрыты, а из дверей выносили мешки и укладывали на две подводы.

- Вот и пропажа нашлась, - сказал бригадир,- надо вернуться к машине и по рации вызвать милицию.

- Это тюрьма,- сказала я. У меня было так тяжко на душе. Неужели из такого большого количества участвующих в краже не оказалось ни одного здравомыслящего.

Вернулись к машине.

- Вы представляете, Геннадий Леонидович, что это ЧП не только коснется нас, но и на весь край прогремим. Мое предложение, сейчас вернуться к машинам и потребовать зерно загрузить в машины и отправить на элеватор и, чтобы духу их не было сегодня же в бригаде.

- Я хотел вам это предложить, но побоялся, что вы меня не правильно поймете, скажите, что я с ними в сговоре.

-Не важно, что я подумаю, важно сейчас принять правильное решение.

Водители находились в своих кабинах, и уже спали.

- Вставайте, мерзавцы,- сказал бригадир, даю вам час времени, если вы не загрузите обратно все до зернышка, я вас отдам под суд.Вы сейчас в шаге от тюрьмы.

- Протеста не последовало, включив моторы, они выехали с поля, мы поехали следом, надо было посмотреть, кто принимает участие в краже из колхозников.

Подъехали к ферме, послышался мат, - с вами  только связываться, все дело погубите, орал один из похитителей.

- Это не наши колхозники,- сказал бригадир.
 
Нас заметили, тот, кто орал взял вилы в руки и пошел на нас.

- Но вот и все,- сказал Геннадий Леонидович,- здесь мы и останемся.

 Нас разделяли два-три метра и в кого-то сейчас вонзятся вилы.

 Один из водителей догнал его и ногой выбил из рук вилы, а затем ударил кулаком в лицо. Тот пошатнулся, но не упал. Завязалась драка, бригадир подбежал и ударил нападающего на нас, он отключился.

- Быстро загружайтесь, и на элеватор, - сказал бригадир водителю.

  Похитителей было шесть человек, не считая водителей и нападающего. Они загнали первую машину в коровник, вторая, включив фары, освещала фронт работы.

Мы сели в машину и стали ждать, пока машина не будет полностью загружена.

 Конечно, сгружать им было легко, борт открыли, она и посыпалась, а вот обратно загружать, здесь они попотели, но загрузили, набирая в мешки и высыпая в кузов.

 Затем поменялись местами, освещала первая, а во вторую ссыпали оставшееся зерно. Остальное, сняли мешки с подвод и высыпали в кузов.

Мы поехали сопровождать машины на элеватор. Затем вернулись на поле, у нас оставались комбайнер и его помощник. Узнав в чем дело, комбайнер стал белым, на лбу показались капли пота.

-  Я не виноват, меня заставили, они пригрозили, что подожгут мой комбайн, и мне придется за него платить.

Бригадир отозвал меня в сторону, - я не смогу так быстро найти им замену, все комбайнеры в колхозе задействованы, это если кого-то снять с трактора.

- Я не возражаю, если вы их оставите, пусть работают, а там будет видно, какое принять решение в отношении них.
 
- Помощник вообще я думаю, не в курсе  этой кражи,  - сказал бригадир.

- Все возможно, но оставлять, без внимания, это нельзя, я поговорю об этом с компетентными людьми, которые смогут разобраться в этом деле, не гласно.
 
 


Рецензии
Уважаемая Анна! Я думаю, такое могло быть до счастливых перестроечных времен, которые нам предоставил Горбачев. За мешок зерна могли посадить-хищение социалистической собственности! Это в период горбачевского разброда и шатания начали разбазаривать и разворовывать общественную собственность. Притом, чем выше человек занимал должность, тем больше воровал. А уж при фермерах наступил порядок: этому способствовал тотальный контроль. В тюрьму не отправят, но инвалидом могут сделать.
С уважением,

Сергей Химочка   27.03.2024 16:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.