О страхе перед старостью и старением

Эрих Фромм в своей книге “Человек для себя”, в свойственной ему манере, чрезвычайно глубоко раскрывает тему страха перед старостью. Его взгляд на этот вопрос, мне очень созвучен.

“В психоаналитической работе часто приходится наблюдать людей, страдающих навязчивым страхом старости, тогда как они еще достаточно молоды. Они убеждены, что потеря физических сил будет сопровождаться и деградацией личности, то есть утратой эмоциональных и интеллектуальных сил. Эта идея чуть ли не сильнейшее суеверия, которое продолжает существовать, несмотря на бесчисленные доказательства противного.
Эта идея поддерживается представлением о так называемых качествах молодости, таких как подвижность, адаптивность и физическая энергия, необходимых в современном мире, ориентированном на достижение успеха в конкурентной борьбе, гораздо больше, нежели на развитие характера личности.

Однако, многочисленные примеры свидетельствуют о том что те, кто жил продуктивно и творчески в молодости, в старости ничуть не менее деятельны и энергичны.
Напротив, их душевные и эмоциональные свойства, развитые в процессе творческой жизни, продолжают совершенствоваться, хотя их физические силы и убывают.
А вот тот, кто жил непродуктивно, в самом деле увядает, когда физические силы - главный источник их активности, иссякает.
Деградация личности в старости - это симптом, то есть доказательство того, что человек вел непродуктивный образ жизни.

И так, страх перед старостью - есть выражение ощущения, часто неосознаваемого, что жизнь прожита впустую. Это реакция нашей совести на уродование самих себя.
Но существуют такие формы бытия, для которых старый возраст не помеха, и даже в некотором смысле - необходимость, которая особенно ценится, ибо это возраст опыта и мудрости.
Эту мысль блестяще выразил японский художник Кацусика Хокусай:
“С 6 лет мною владела страсть к рисованию, изображению различных форм. К 50 годам мною было сделано бесчисленное количество рисунков, но все что я сделал к 70, не стоит внимания. Только в 73 я кое-что узнал о действительном строении природы, животных, растений, птиц, рыб и насекомых. Потом, когда мне будет 80, я узнаю еще больше, а в 90 я постигну тайный смысл вещей. В 100 я безусловно достигну поразительных высот. А когда мне будет 110 лет, все что я не нарисую, хоть линию, хоть точку, все будет живым, будет дышать жизнью.
Написано мною в возрасте 75 лет. Некогда Хокусаем, стариком, помешанном на живописи…””

Эрих Фромм в своих трудах часто говорит о “продуктивно творческой жизни”, что означает не только деятельность, но и работу мысли, способность творчески осмыслять свой жизненный опыт, культурные и нравственные аспекты, да и вообще все аспекты бытия.


#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОСтарости #ОЖизни #ОТворчестве #ТекстСилы

Картина японского художника Хокусая "Водопад Амида"


Рецензии