Последний бой танкиста Михаила Никитина

Уроженец Ростовской области Михаил Алексеевич Никитин родился в 1906 году в поселке Тырсе, известном своими залежами строительного материала тырсы, это типа мелкого ракушечника. Трудовая жизнь потомственного донского казака Никитина Михаила в юности протекала на железной дороге. Не стал он знаменитым. Однако  его знали многие люди по месту жительства, на работе и бойцы на фронте  благородным, смелым и хочется показать его в наше время, знаменитым участником и ветераном Второй Мировой войны, но не признанным героем.  Боевых орденов и медалей за пять лет войны у Никитина было на полгруди на его фронтовой гимнастерке, скопилось их достаточно много.  Прошел он войну от начала до конца все 5 лет, теперь редко встретишь таких. Думали он погиб, а ведь он выжил и был залужено героем Советского Союза.

Кто решительно совершал подвиг или смелый благородный поступок  не думают накануне  о награде и не мечтают о славе, а исполняют  свой патриотический долг  и всё, так они воспитаны. Долг, честь о отвага  движет  такими людьми всегда вперёд. Прежде всего это обязанность перед своей Родиной в необходимости её защиты от всех врагов и не страшась опасностей спасают  из беды порой совсем незнакомых людей и даже наших братьев меньших.

До начала Второй Мировой войной он отслужил свой срок в армии танкистом в  1930-м году. Супругу свою нашел Михаил Никитин будучи на переподготовке на военных сборах в Приморском крае. Рослый, красивый и крепкий командир танка в кожаном форменном костюме танкиста быстро покорил чувства и сердце невесты, и она согласилась ехать с ним к его родителям в город Батайск Ростовской области создавать свою семью.

С первыми налетами германской авиации в 1941 году на Советский Союз засобирались жители города в эвакуацию, подальше от линии фронта на восток России или в Сибирь. На вокзале в первый эшелон не пускали простых людей из народа. Поэтому Михаил решил отправить семью свою во втором эшелоне поездом на Дальний восток  , к её родителям, а сам засобирался сразу же на фронт громить напавшего нашу страну врага.

Внезапно первый железнодорожный состав с семьями руководящих работников и государственных служащих попал под бомбёжку вражеской авиации и весь поезд рухнул с моста в реку Дон в воду на глазах у всего народа. Во втором поезде Никитина жена с двумя малолетними сыновьями успешно доехала к родной сестре и к своим родителям, которые жили тогда в своём частном доме во Владивостоке. Младшему Валерке исполнилось в 1941-м чуть больше пол- года, второй же Вовка был постарше немного.  Её муж Михаил Никитин всю войну провоевал в бронетанковых войсках. Сменил за пять лет несколько своих подбитых танков, был тяжело ранен и остался чудом живым, вылечили его советские военные хирурги в уцелевшем от бомбёжек столицы Германии Берлинском госпитале. Рассказывали участники боевых сражений, что живучесть танков и членов танковых экипажей обычно считалась около 10 минут.  Но если повезет и грамотно воевать,и бить врага умело,  не страшась его, то повезет и все 5 лет успешно воевать, как например Михаил Никитин,  и прожить можно долго.

В начале войны полк, в который попал Михаил Никитин командиром танка получил лёгкие танки БТ-2 и ждали к ним привоза снарядов калибром 45 мм. Прибыли боеприпасы, но они оказались другого большего калибра. Так сработали снабженцы. Тогда командир их танкового полка повёл своих танкистов в бой по пехотному, со стрелковым оружием. Сняли они со своих БТ-2 башенные пулеметы и отбили наступающих немецких пехотинцев от расположения своего танкового полка, благо патроны к пулеметам и пистолетам ТТ подвезены были своевременно.

          Тактико-технические характеристики БТ-2.
*Легкий танк БТ-2 пулемётно-пушечный.  *Масса 12 тонн. Танк колёсно-гусеничный.
*Экипаж три человека: командир танка, наводчик орудия и механик-водитель.
*Пушка калибром 45 мм. и пулемет 7,62 мм. Снарядов 72 или 115 выстрелов в зависимости от калибра орудия.  Скорость движения 53 км. в час. на гусеницах и  78 км. в час по шоссе на колесах.

На танки марки БТ-2 уже в 1941 году для поражения легко бронированной германской техники пушку стали устанавливали на заводе калибром 57   мм. Боекомплект уже состоял из 72 снарядов. Масса танка 12 тонн.  Запас хода по дороге 200 км.   В 1941-м и в начале 42-го годов, именно легкие танки взвалили на себя тяжесть боёв с германской армией. А из-за больших потерь средних танков Т-34-76 и тяжелых танков КВ от налётов немецкой авиации в наших войсках их практически не оставалось.

В начале войны у Красной Армии было всего 13 тысяч танков из них тяжелых танков КВ, (названных в честь маршала Клемента Ворошилова) с пушкой калибром 76 мм и самоходных артиллерийских установок КВ-2 с гаубицей калибром 152 мм, они же САУ- 152 было в наличие  636 и те разбросаны были по стране, а именно  распределены по всем военным округам нашего государства.

               
                ПО ДОРОГЕ НА БЕРЛИН.

Практика войны показала, что танковая бригада, как отдельная, так и входившая в состав танкового или механизированного корпусов, должна обладать значительно большей ударной силой, которая необходима ей как при прорыве обороны противника, так и при развитии наступления. Однако наличие в бригаде двух танковых батальонов, укомплектованных средними Т-34 с короткоствольной пушкой и лёгкими танками, в какой-то степени затрудняло определение наиболее оптимального варианта построения боевого порядка в соответствии с боевыми условиями и осложняло управление подразделениями. Средний танк Т-34-76, имел массу 27 тонн и экипаж 4 человека.

В связи с этим в 1943 году был принят приказ о новом штате танковой бригады. Теперь в ней имелось три танковых батальона, вооружённых средними танками Т-34 всего 65 единиц. Наличие в составе бригады мощных танков Т-34 значительно увеличило её ударную силу, огневую мощь и подвижность.  А в связи с принятием на вооружение улучшенных танков Т-34-85, который имел уже более мощную противотанковую нарезную пушку калибром 85 мм. с длинным стволом, пробивающую броню практически любых немецких танков, укрепилась огневая мощь и это радовало на фронтах всех наших защитников отечеств. Только когда стали поступать на фронт новые мощные средние танки Т-34-85 ,  положение на фронтах стало  улучшаться в пользу Красной Армии СССР.

В основном летом 1944 года в войсках шёл активный процесс освоения новой техники – средних танков. Так, например, во всех частях 3-го Украинского фронта накануне Ясско-Кишинёвской операции проводились учения с боевой стрельбой. Одновременно проводились стрельбы из новой 85-мм пушки танка Т-34-85 по немецким тяжёлым танкам с целью показать танкистам её боевые качества. Судя по воспоминаниям фронтовиков, советские танкисты обучались быстро и с отчаянным патриотизмом.

С появлением на фронтах немецких тяжелых танков тогда остро стал вопрос о модернизации танка Т-34-76 по вооружению. Во второй половине 1943 года была сконструирована увеличенная башня, в которую поставили длинноствольную пушку калибра  85-мм. Танк с новой пушкой получил обозначение Т-34-85 и был утвержден к серийному производству. Незначительное увеличение веса Т-34-85 не повлияло на его отличную маневренность. В начале 1944 года эти танки уже поступили на фронт.

Корпус танка изготовлен из катаных броневых плит, сваренных между собой, и внутри делится на четыре отделения (от курсового пулемёта в носовой части корпуса к корме): первое отделение управления, второе боевое отделение, третье моторное и трансмиссионное. В первом находятся сиденья механика- водителя и стрелка-радиста, механизмы и приборы управления. Основная часть боекомплекта размещалась на днище в штампованных коробах с крышками и на стенках башни боевого отделения.

По боковым стенкам, кроме того, расположены баки с горючим-дизельным топливом и элементы подвески опорных катков. Над боевым отделением находится башня с установленными в ней пушкой и спаренным пулеметом. В башне находятся радиостанция, приборы наблюдения перископы, прицелы и часть боекомплекта пушки, а также патроны для пулемета, сиденья командира, заряжающего и наводчика. Размещение в башне Т-34-85 третьего члена экипажа (наводчика) облегчило обслуживание вооружения и позволило командиру танка полностью заняться наблюдением и оперативным командованием экипажем.  Бронебойный снаряд пушки калибром 85 миллиметров пробивал с расстояния 500 или 1000 метров броню толщиной 111 и 102 мм соответственно. В боекомплект входили также осколочно-фугасные и подкалиберные снаряды. Последний пробивал с расстояния 500 м броню 138 мм толщиной.

В моторном отсеке, отделенном броневой стенкой от боевого отделения, находится дизель-мотор. В трансмиссионном отделении помещаются главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы, электрогенератор, бортовые передачи и два бака с горючим. На базе танка Т-34-85 созданы затем самоходная установка СУ-100 и огнеметный танк ТО-34-85.

               ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ   танка  Т-34-85.

* Вооружение пушка калибром 85-мм и два пулемета 7,62-мм.
* Боекомплект 56 снарядов, а с 1943 года увеличен до 100 выстрелов. Патронов 1950 к пулемётам.
* Масса танка Т-34-76 выпуска 1940 года составляла  26,5 тонн,  а  нового Т-34-85  выпуска  1943 – 45  года была  32 тонны.
* Скорость макс.   52 км/час  по ГРУНТОВОЙ дороге. * Мощность двигателя 500 л. с.
* Запас  хода по шоссе 300 км (на основных установленных внутри танка топливных баках)  и 400 км. с учетом дополнительных снаружи корпуса баков.


На тридцатьчетверках траки для гусениц танков стали изготавливать литыми из специального износостойкого и прочного сплава. Легкие танки в начале войны ездили на стальных штампованных траках, которые часто изнашивались и надо было возить собой ЗИП.

Одно только хорошее оружие само по себе не принесет победу. Ее «рецепт» обязательно включает в себя еще и храбрых умелых воинов, которые этим оружием умело пользуются, а также толковых командиров. Михаил Алексеевич Никитин, продолжал воевать, но  уже на замечательном танке Т-34-85 и командовал ротой этих боевых машин, зарекомендовал себя и как умелый танкист, и как грамотный командир.

У танковой военной промышленности не было достаточно возможности крепить радиостанции в каждом танке из-за дефицита комплектующих изделий, поэтому командиры танков действовали в бою визуально повторяя маневры командира взвода «Делай как я!», выполнявшего команды выше стоящего командира роты, имевшего радиосвязь со старшими командирами.

Отдельные гвардейские танковые полки, вооруженные новыми отечественными танками, стали мощнейшей ударной силой на полях сражений Великой Отечественной. Часто им приходилось быть на самых опасных участках фронта — там, где было особенно горячо и трудно. Их экипажи выполняли наиболее важные и ответственные задачи, вели борьбу с немецкими тяжелыми танками и самоходными орудиями как во время наступления, так и при отражении атак.  Наш средний танк с противотанковой пушкой 85-го калибра бронебойным снарядом свободно пробивал в середине войны любой немецкий танк.

А наши новые тяжелые  шестидесяти тонные танки ИС-2  незаменимы были  при прорыве сильно укрепленной обороны  врага с  их более мощной пушкой калибра 122-го мм. Очень полезны были ИС-2  для  разрушения долговременных бетонных немецких укреплений. Одним из героев-гвардейцев, воевавших потом и  на этих тяжелых танках, в конце войны был Михаил Никитин. Он за первые три с половиной года войны был уже довольно опытным и умелым командиром танкового батальона в звании майора.

В июле 1944 года танковый полк, в котором воевал Никитин был придан 11-му танковому корпусу и вместе с ним прибыл в район города Ковель. Ещё с весны за этот важный узел коммуникаций шла напряжённая борьба, в которой Красная Армия, к сожалению, пока не могла похвастаться серьёзными успехами. Горьким результатом наступления стала безвозвратная потеря наших средних танков Т-34  в количестве  79 машин  и четырех самоходных орудий   СУ-76, которые прозвали солдаты «прощай Родина», потому что у самоходки Су-76 не было крыши и внутрь её можно было легко забросить гранату.

Никитин за бои у Мацеюва был представлен к ордену Отечественной войны  второй степени. В наградном листе говорилось о том, что он не только командовал своим батальоном, но и принял командование первой ротой 50-го полка, поддержав тем самым наступление 36-й танковой бригады.

В это время прибыл эшелон с новыми тяжелыми танками ИС-2 и майор Никитин  был назначен командиром батальона тяжелых танков ИС-2.  С ходу и в боях велось переобучение экипажей на новые танки. ИС-2 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, его аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название новых серийных тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-45 годов, особенно отличившись в ходе штурмов городов в опасных уличных боях. ИС-2 безаварийной работой перекрывали гарантийный километраж в 1000 км. Эти машины 1945 года выпуска считались довольно надёжными и нетребовательными при эксплуатации. Этот танк первым ворвался в столицу Германии повреждённый Берлин.

* Тяжелый танк ИС-2.  Калибр танковой пушки  122 миллиметра.
* Экипаж 4-5 человек в зависимости от модели танка. Масса танка 68 тонн.
* В комплект вооружения входило три пулемёта ДТ. Запас хода около 1000 км.
* Максимальная скорость по просёлочной дороге была равна 60  км/час.

Механик-водитель располагался в новейших тяжелых танках ИС-2 по центру в передней части бронекорпуса. Плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС-2 не позволила разместить в нём пятого члена экипажа — стрелка-радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь на ходу из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электро-спускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном кронштейне танка. Впоследствии, из-за низкой эффективности неприцельного огня механиком-водителем, от курсового пулемёта и вовсе отказались. Остальные три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего.

Командир машины имел на крыше основной башни танка литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через два  люка в башне:  люк командирской башенки и люк заряжающего.  В днище танка также имелся люк для аварийного покидания экипажем подбитого танка.
Основным вооружением ИС-2 являлась пушка  калибром 122 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне.  Снаряды и метательные заряды к ним укладывались в башне в обоймы и вдоль обоих бортов боевого отделения. В его составе были:  28   выстрелов для пушки и 2850 патронов для пулеметов, включая ДШК для борьбы против авиации противника. Все виды снарядов выстреливались на полном заряде, который сообщал им начальную скорость полёта снаряда  около—800 м/с.

На танке ИС-2 устанавливались три пулемёта конструкции Дегтярёва - ДТ калибром 7,62-мм: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем пулемётам составлял 2520 патронов в дисках. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при острой необходимости их можно было снять и использовать вне танка.

Начиная с января 1945 года на танк ИС-2 стали устанавливать крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК  для стрельбы по самолётам противника. Боекомплект ДШК составлял 250 патронов в лентах в коробке, крепящейся к пулемёту. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат   Ф-1 и снабжался личным оружием пистолетом марки ТТ. В экипаже имелся пистолет-ракетница для стрельбы сигнальными ракетами.

Попытка взять город Седлец с ходу успеха не имела. Немецкие войска организовали здесь прочную оборону и постоянно контратаковали. Несколько дней бои шли с переменным успехом. Тяжёлые танки 50-го полка прорыва в это время работали как средство усиления для «тридцатьчетвёрок», находясь примерно в полукилометре за боевыми порядками наших средних танков и обстреливая противника с дальних дистанций. В боевых действиях немцы старались избегать прямого боевого контакта с русскими тяжелыми танками ИС-ами.

                НА  ШТУРМ   Б Е Р Л И Н А ! 

В 1945 году и до окончания войны у Михаила Алексеевича в батальоне находилось под его командой  30 боевых машин, или три роты танков ИС-2, плюс ещё одна боевая гусеничная машина его, как командира батальона. Никитин продолжал воевать комбатом в звании майора.

В ходе Берлинской наступательной операции его батальон сражался на Зееловских высотах. В апреле 1945 года недалеко от населённого пункта Неи-Лангзов батальон Никитина вступил в бой с 16-ю немецкими танками. Затем севернее населённого пункта Вербиг танкисты его подразделения вступили в бой с несколькими вражескими танками. Три немецких танка были уничтожены, а  одна его рота  блокировала шоссе Гузов — Зеелов. Немцы попытались уничтожить советские танки огнём из фаустпатронов. В ответ ИС-ы открыли огонь осколочными снарядами и уничтожили, по данным советских армейских отчётов, около 35 немецких «фаустников».

Через пару дней батальон майора Никитина вступил  в бой с огромным количеством, около  90 немецких танков в районе городка Оберсдорф. Задача советских тяжёлых танков заключалась в том, чтобы отвлечь силы противника от батальона наших танкистов на средних танках Т-34, который должен был обойти немецкую группировку с севера. Два немецких танка удалось подбить ещё в начале боя. Немцы начали массированный обстрел  наших ИС- ов. Несмотря на соотношение 1:3 не в нашу пользу, все три роты майора Никитина  вели бой до того момента, пока «тридцатьчетвёрки» не вышли на западную окраину Оберсдорфа, угрожая противнику окружением. За это время немцы лишились ещё шести танков и ещё две немецкие боевые машины были подбиты, когда противник начал отходить.

В конце апреля 1945 года на майора Никитина было написано представление к званию Героя Советского Союза. В нём отмечалось грамотное руководство и высокая боевая результативность рот его батальона. Не трудно понять, что этот документ  не мог быть утерян или пропал в результате напряженных боёв при взятии Берлина, всё могло случиться пропадали не только документа но и люди. Только немецких танков под его командованием было уничтожено несколько десятков, а живой силы свыше батальона. В полной же мере его командирские способности раскрылись во время Берлинской наступательной операции, за участие в которой он был награжден только Орденом Красного Знамени.

В 1945 году   при штурме  столицы вражеской Германии командир батальона Михаил Никитин из своего подбитого и горящего танка вытащил вместе с механиком водителем двоих своих членов экипажа наводчика и заряжающего через десантный люк расположенный в днище танка, раненых осколками   бронебойного снаряда, пробившего сбоку корпус в моторном отсеке танка. Сам   командир тут же укрылся со съемным танковым пулемётом за ближайшим пнём, торчащим из-под земли и стал стрелять по наступающей пехоте и по миномётчикам противника. Тут в пень, прилетела мина вражеская и взрывом от неё ему всю спину посекло осколками. Когда сюда к нему подоспели его боевые товарищи, вокруг танка валялось более трех десятков немецких автоматчиков и фаустников в гестаповских мундирах. Оборона столицы Германии, надо признать, была организована немцами достойно по всем правилам военной стратегии. Сам комбат Никитин, полуобгоревший и израненный, лежал на земле недалеко от своего танка ИС-2  с пулемётом в руках. У него еще хватило дыхания, чтобы рассказать своим бойцам о том, что тут было. Герой офицер едва вымолвил слова: - Спасибо, товарищи, что не оставили меня фашистам...

Лечили комбата Никитина наши доктора в берлинском госпитале, захваченном накануне дня Победы над фашистской Германией. Девять месяцев провалялся майор Никитин на больничной койке в этом госпитале. Удивила майора оснащенность медицинским оборудованием и медицинской техникой этого суперсовременного госпиталя. Поражали его выдвижные из стен или из пола необходимые в нужный момент медицинские устройства и приборы. Понятно давно, что уже  в 1945 году немецкое медицинское машиностроение в Германии ушло далеко вперед в своём развитии от всех стран в Европе.

Руководил этим военным лечебным госпитале советский майор медицинской службы талантливый хирург и главный врач, дай бог ему здоровья и вечной памяти за спасённые жизни бойцов Красной Армии. Мечтал он вернуться на родину домой после праздника Победы, но ему приказали служить именно здесь ещё несколько лет и налаживать работу современной медицины в послевоенной Германии. Ну и долечивать советских бойцов раненых при штурме Берлина и мирное  население надо было тоже  обязательно лечить.

Восемь  осколков, которые врезались в легкие майора Никитина фронтовые хирурги не решились извлекать. Эти осколки оставались в его организме на всю оставшуюся жизнь до 85 лет. На правой стороне спины от вырванного куска мышц осталась яма с небольшой кулачок, хирурги говорили с осколками жить можно. Многие бойцы сослуживцы думали, что их комбат погиб, однако в госпиталь отвезли не напрасно его окровавленного, с ожогами, и в бессознательном состоянии.

Повоевать во время Второй Мировой танку ИС-3 так и не пришлось, но его первый выход на «арену» был очень эффектным. В Берлине 7 сентября 1945 года состоялся боль¬шой военный парад в честь окончания войны. В параде участвовали отряды оккупационных войск СССР, США, Англии и Франции. На почётной трибуне присутствовали главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал Георгий Жуков, командующий 3-й американской армии генерал Джордж С. Паттон, другие высшие офицеры союзников. По расчищенному от завалов Шарлоттенбургскому шоссе прошли колонны бронетехники. Первыми двигались 32 лёгких американских танка М24 «Чаффи» и 16 бронеавтомобилей М8 армии США, за ними — французские танки, бронетранспортёры и бронеавтомобили. Английские бронетанковые войска были представлены машинами 7-й танковой дивизии — танками «Комета» и 30 бронеавто-мобилями.

Завершали парад советские тяжёлые танки совершенно неизвестного союзникам типа, вооружённые пушками большого калибра. Это были ИС-3. Колонна состояла из 52 машин — сводный отряд, созданный на базе 71-го гвардейского полка тяжёлых танков 2-й гвардейской танковой армии. На родине ИС-3 впервые были продемонстрированы  только на военном параде в Москве 1 мая 1946 года.

Майор Михаил Алексеевич Никитин  с нескрываемым восторгом  и гордостью за свою Родину наблюдал с территории госпиталя  прохождение  парадным строем советских войск и размечтался побывать бы самому участником военного парада вот на одном из этих тяжелых танков но  война окончилась для него немного раньше, а эти ИС-3  долго ещё служить будут   могучим предупреждением всем агрессорам повоевать с советской или современной Россией.

Тяжелый танк ИС-3.  Первые 6 танков прямо с завода прибыли в  Берлин в 1945 году для участия в параде Победы над Германией во Второй Мировой войне.  Немцы, англичане и американцы были шокированы и напуганы агрессивным видом советского новейшего танка ИС-3. Масса его 49  тонн, а общий вес  68 тонн  с боеприпасами, ЗИПом и топливом.  Экипаж 5 человек. Калибр пушки 122 мм. Боекомплект 30 выстрелов из них 10 бронебойных снарядов, плюс патронов к пулемётам  Дегтярёва 20 дисков. Масса одного снаряда 25 кг. Бронебойный пробивал вражескую броню 15 см. В боекомплект   входили два пистолет-пулемёта и 25 гранат. Скорость этого тяжелого танка максимальная 80 км. в час по грунтовой просёлочной дороге.


В 1946 году зимой вернулся после лечения из госпиталя майор Никитин во Владивосток к жене и детям.  Это отдельная и почти трагичная история. Ехал он из Берлина по дороге кривой на попутных машинах ехал с фронта домой. Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла там, где русская слава все тропинки прошла. От Москвы домой наши фронтовики из дальневосточных районов страны  ехали поездами  к своим семьям около 10 суток.

Если в двух словах, то супруга майора Михаила Никитина не дождалась с войны. Вышла замуж за флотского офицера интенданта и объясняла своё решение тем, чтобы дети её не голодали и были сытыми. Майор Михаил Никитин выгнал чужака из своей семьи, пригрозив застрелить его  через минуту из своего трофейного пистолета Браунинга. Иначе и не могло быть. Жену простил Михаил, потому, как очень сильно её любил и каждый Божий день ждал этой встречи с женой. Он как отец  воспитал своих мальчишек правильно, достойными людьми и помог им пройти свою школу в жизни.


Трудились Никитины все вместе много лет во Владивостоке на Диомидовском судоремонтном заводе Валерий главным инженером. А брат его работал в одном из цехов на этом же заводе начальником цеха. Много лет братья Никитины посвятили ремонту малых военных кораблей для родного Тихоокеанского флота России. Их отец Никитин Михаил Алексеевич участник и ветеран Великой Отечественной войны лёг в землю только в 1991 году на огромном морском кладбище Владивостока. Бог дал ему пожить до глубокой старости. Недалеко от его скромной могилы находится мемориальный комплекс погибшим в 1905 году в Корейских водах  морякам геройского крейсера «Варяг». Слава и добрая память нашим героям.!!!


Рецензии
очень интересно!

Александр Комаровский   19.04.2022 15:12     Заявить о нарушении