Плакала береза

Сцена первая
БЕРЕГ ОЗЕРА

На берегу озера стоит береза. Утреннее солнце освещает ее мягким светом.

БЕРЕЗА
Рассвет. Какое чудесное время! Восходит солнце и обогревает мои ветви и листья. Я слышу, как травы поют свои таинственные песни, земля наполняется теплом и жизнью. Птицы прилетают и вьют гнезда в моих ветвях каждую весну. Порой люди приходят сюда, сидят на берегу озера. Все вокруг в покое и гармонии – люди, вся природа, травы, солнце, ветер, озеро.

ТРАВЫ (хором)
Березка! О, друг наш! Березка!

БЕРЕЗА
Я слышу вас, травы! Сколько лет мы растем бок о бок! Сколько судеб птиц, зверей и людей мы с вами повидали! Сколько песен спели мы друг другу под лучами солнца! Сколько прекрасных закатов и зорь мы видели!

Появляется девушка, она подходит к березе, ласково касается рукой ствола.

БЕРЕЗА
Христина! Как давно ты не приходила ко мне! Как я рада!

ХРИСТИНА
Ах, моя милая березка! Если б ты знала, как я счастлива! Мне хочется поделиться со всем миром! Ты помнишь того, с кем я приходила сюда, мы с ним сидели рядом под твоими нежными ветвями, ты укрывала нас от палящего солнца летом, от дождей осенью. Мы с ним очень счастливы вместе, и скоро поженимся! Если б ты только понимала, о чем я говорю! Но мой жених твердит, что у деревьев и животных нет души, неужели это так?! Все равно, я доверяю тебе эту радостную весть, ведь ты единственная, с кем я всегда могла поделиться и счастьем моим, и болью моей, не боясь быть непонятой! Ах, сколько раз людские руки отталкивали меня, но только твои листья тихо шептали мне слова утешения. Люди ранили меня словами, а обняв тебя, я чувствовала, как мои горькие слезы высыхают!  Теперь я нашла дорогого мне человека, мою вторую половинку, я буду очень счастлива! Я скоро снова приду к тебе и расскажу обо всем, а сейчас мне пора!

Христина уходит.

Сцена вторая

На берегу появляются два парня Один из них подходит к березе, глядит вверх на ветки, поворачивается к другому.

ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
Скоро все свершится! Я обрету семью, мать всегда говорила, что это величайшее в жизни счастье!

ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
Да, кроткая послушная жена, полный дом детей!  А что еще нужно человеку в жизни?  Молиться, верить и любить!

ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
 Христина говорит, что берегла себя для меня, она будет хорошей женой. А хорошая жена – та, которая улыбается только для мужа, молчит, когда говорит муж, и хранит его дом!

ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
А если в чем заупрямится – ты покажешь ей, кто в доме хозяин!

Оба смеются.

ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
Слушай, ты говорил, что ищешь, из чего бы сделать статуэтки в подарок семье твоей невесты. Вот неплохая береза!

ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ (обходит березу, стучит по стволу)
И то правда, подойдет! Знаешь, мы с Христиной часто приходим сюда, она любит здесь гулять. Она березу эту почему-то сильно любит, плакать будет, как узнает… Ну да ладно, сделаю статуэтки – еще спасибо скажет! Надо будет достать из сарая деда инструменты. За работу! Поможешь?

ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
Помню, читал, когда европейцы впервые приехали в Австралию, они говорили про местную природу: Если оно стоит – сруби его, если оно движется – застрели его!

Оба уходят.

ТРАВЫ (хором)
О, ужас! О, горе! О, ужас! О, горе! Березка! Березка! Березка!

БЕРЕЗА
Травушки мои милые! Последний день мой настал! И кто поможет мне?! Зачем им губить меня?! Что я им сделала плохого?! Погибнуть под топорами злых людей – что может быть ужасней?!  Какая у меня несчастная судьба! Христина! О, отчего твой жених так жесток?! Он, должно быть, нежен и ласков с тобой, но ты не видишь за словами его черную душу! Если б я могла, я бы крикнула тебе  - услышь меня! Услышь! Я безмолвна… Безмолвна, бессильна…я не в силах помочь тебе, раскрыть правду о нем! Он погубит меня прежде, чем ты узнаешь… Прости меня, Христина! Мне страшно… как мне страшно!

Приходят жених Христины и его друг с топором.  Они подходят к березе и примеряются, куда нанести первый удар. Гаснет свет. Раздаются удары топора.

БЕРЕЗА
Нет!

ТРАВЫ
Нет!

БЕРЕЗА
Нет!

ТРАВЫ
Нет!

Сцена третья

КОМНАТА ХРИСТИНЫ

Звучит тихая печальная музыка. Христина в волнении ходит по комнате, сжимая руки. Входит мать девушки.

МАТЬ ХРИСТИНЫ
Что с тобой, дочка? Отчего ты не спишь в такой час? Ты скучаешь по жениху?

ХРИСТИНА
Нет, мама Просто я видела тревожный сон… Береза падала на землю…

МАТЬ ХРИСТИНЫ (подходит к дочери, берет ее за плечи)
Не обращай внимания! Да мало ли, отчего приснится береза! Это всего лишь сон, он ничего не значит! Сейчас ты должна быть спокойной, радостной, и готовиться к свадьбе! Завтра мы едем на примерку платья, ты не забыла?

ХРИСТИНА
Нет, не забыла… Мама, я хотела завтра сходить к озеру…

МАТЬ ХРИСТИНЫ
Ни к какому озеру ты не пойдешь, у нас еще столько дел! Вечно ее тянет к этому озеру! У тебя впереди такое важное событие!  Ложись ка лучше спать!

Мать уходит. Христина подходит к окну, с тоской глядит на темное небо.

ХРИСТИНА
Отчего на сердце так тяжко?! Еще вчера все казалось таким прекрасным, а теперь, когда я увидела этот сон… Что же происходит?!

Сцена четвертая

БЕРЕГ ОЗЕРА.

К озеру приходит Христина, недоуменно оглядывается вокруг, замечает кучу березовых веток на земле.  Девушка опускается на колени и закрывает лицо руками.

ХРИСТИНА
О, горе! Ох, как же это?! Кто же это сделал?! Какой злодей смог это совершить?! Березка моя! Родная моя! О, если бы я знала, я б не отходила от тебя ни на миг, чтоб никто не посмел приблизиться к тебе! Зачем тебя погубили?! Неужели на дрова?! Разве мало им деревьев в лесах?! Да за что же это все – тебе погибель, мне горе?! Если б я знала!  О, а ведь мне был сон! Этот ужасный сон!  Я чувствовала – что-то будет! И не знала, что тебя уже не спасти… Да кто ж был так бессердечен?!  Столько лет ты была мне верным другом, я навещала тебя, как только могла прийти. Мой жених смеялся надо мной, что я так любила тебя. Он не понимал, что я чувствовала, когда приходила сюда к тебе. И не поймет, думаю, никогда. Моя мать тоже не поймет. Никто этого не сможет понять. Мое сердце никогда уже не будет прежним! Они срубили его, срубили вместе с тобой… Я никогда не прощу того, кто это сделал, никогда! Никогда…

Девушка поднимается и убегает.

Сцена пятая

КОМНАТА ХРИСТИНЫ

Жених  подходит к неподвижно сидящей на стуле девушке.

ЖЕНИХ ХРИСТИНЫ
Ты опять плакала? Все еще печалишься об этой березе?

Христина едва заметно качает головой.

ЖЕНИХ ХРИСТИНЫ
Вот гляди, тебе подарок! Я вырезал твою статуэтку  из дерева, чтоб ты повеселела!

Жених протягивает Христине небольшой  сувенир из  дерева.

ХРИСТИНА (глядит на подарок, чуть улыбается)
Как красиво, милый!

ЖЕНИХ ХРИСТИНЫ
На нашей свадьбе ты должна быть веселой!  Мы будем очень счастливы, вот увидишь! Я сделаю все для этого! Но ты должна во всем меня слушаться! Ведь как сказано в Священном  Писании – да убоится жена мужа своего! Ну, идем, дорогая, прогуляемся к твоему любимому озеру. Правда, не знаю, что ты находила в этом месте такого?! Но ты скоро обо всем забудешь, ведь нас ждет новая жизнь вместе, семья и много детей!

Жених сжимает руку Христины, заставляет ее подняться. Девушка следует  за ним, словно кукла, по-прежнему безучастно глядя перед собой. Оба уходят


Рецензии