Правда и фантазии о Великом крае Глава 38

Правда и фантазии о Великом крае Глава 38.

Что творится в мире.
В Феврале 1917 года, стоявший на глиняных ногах, царский режим рухнул. За какие-то несколько дней обрушилась трехсотлетняя монархия. Почему так быстро и легко?! Загадка, до сих пор до конца неразгаданная.

Одна из причин: потеря морального доверия к Николаю Второму и его окружению. Недооценка фактора народного отношения к власти погубила многих близоруких властителей: Святополка, Ярополка, царевну Софью, Годунова, Лжедмитрия. Из иностранных: Марию Стюарт, Карла 1, Людовика 16, Ричарда 3…

Часто на трагическую судьбу этих людей оказывало роковое воздействие их окружение, которое само рубило сук, на котором сидело. Ошибки близких  давали врагам повод и возможность для психологической травли; а, имея повод, можно и врать в три короба.
Жена императора имела моральное право приблизить Распутина, как единственного способного помогать ее сыну. Как мать да, но, как императрица, она обязана была поставить отношения со святым старцем в определенные рамки.
Для крестьян был характерен консерватизм, и  строгие иерархические понятия. Если человек из их среды смог стать своим в царской семье, то самодержец терял свой сакральный статус. С этим неприятием широкой массой разрыва между титулом и поведением столкнулся Пугачев; он так и не смог с этим справиться. Верховная власть – она от Бога, нарушающий этот принцип – уже не помазанник, а самозванец.
Великие князья гораздо больше были озабочены собственным бизнесом, чем судьбой родины. Брат царя наделал столько ошибок во время войны, что Николай был вынужден взять управление армией на себя. Это заставило его покинуть Петроград, где Распутин, поддерживаемый царицей вообще оборзел. Он стал активно лезть в политику, пытался влиять на военные действия.
В итоге зарвавшегося целителя убили, но это не смыло пятна с царской семьи, а учитывая участие Юсупова, сделало его еще больше.
Если добавить Ходынку и Кровавое Воскресение, то становится понятным, что к Февралю 1917 года авторитет Романовых стремился к нулю.

Поступь Революции.
Итак, в 1921 году на Алтате наступил голод. Кто в этом был виноват? Беспримерная засуха или подлая, по отношению к народу,  политика Советского правительства?
Большевики, да и другие левые партейцы (меньшевики, левые  эсеры) относились к крестьянам чуть лучше крепостников-помещиков. С другой стороны, голод на Руси случался и в те времена, когда коммунистами и не пахло.
По любому, продразверстка была не лучшим способом решения проблемы, и не могла не вызвать активного сопротивления. Подобной ситуацией, близкой к бунту, не могли не воспользоваться  любители половить рыбку в мутной воде: всякого рода маргиналы, люмпены и бандиты.
Летом 1921 года неизвестным врагом было совершенно покушение на жизнь коммуниста Игнатьева. Вскоре продинспектором  Метельковым был убит богатый гуляка Степка Крученый.
Затем уголовник Ванька Козаков, бежавший из заключения, убил Метелькова. И под конец тот же Ванька Казаков совершил покушение на участников культпросветработы, к которым относился и Дима. Этот злодей, когда шел спектакль, выстрелил с улицы из обреза в окно комнаты, где была сцена.
Пуля пролетела вкось через сцену. Она ранила в руку одного из участников самодеятельности Костю. Ни медпункта, ни аптечки в селе еще не было. Костю срочно увезли в Назарово в больницу. Но спасти не смогли. Он умер от гангрены руки.
Преступление это взволновало и возмутило всех. Народ  сразу решил: такую мерзость мог сделать только Ванька Казаков. Но как его поймать?
Он был коварный и неуловимый. Слабые боялись его, как гадюки. Сильных он обходил, как хитрая лиса.
Поймать убийцу удалось лишь  Мартину Думпе. Мартин сумел Ваньку Казакова обхитрить, но доставить его в Назарово живым не смог. Гад был ядовитый и скользкий.
Выстрел на сцену и гибель Константина вызвали в молодежи глубокую жалость к нему и настороженность. О ликвидации убийцы все жители Алтата узнали со вздохом облегчения. Бандитов боялись не меньше чем комиссаров. 

Что творится в мире 2.
К Февралю 1917 года все нити управления центральной властью были потеряны. Кто-то должен был взнуздать ошалевший  от свободы народ, особенно люмпенов, которых было огромное количество.
В стране в это время, согласно последней переписи, находилось порядка четырехсот тысяч маргиналов, люмпенов и свободных уголовников, в том числе рецидивистов. Амнистии, которые будут раздавать последующие власти, пополнят эту, готовую ко всему братву. Это ребята, которым терять нечего кроме цепей в виде уголовного и морального права. Эта гопота  станет в дальнейшем основой банд большевиков, Петлюры, Махно и многих других атаманов помельче.
Создается Петроградский совет рабочих депутатов: председатель меньшевик Чхеидзе, заместитель эсер Керенский. Как видим, большевиками-ленинцами и не пахло.
Кто такие меньшевики? Если коротко, то это большевики, не поддерживающие Ленина. Когда-то во время голосования по поводу газеты «Искра», которую никто кроме большевиков и охранки не читал, они оказались в меньшинстве. С тех пор, несмотря на приклеившейся имя, во время внутрипартийных споров меньшевики лидировали, как более продвинутый отряд партии.
Эсеры были наиболее популярны, так как стремились не к классовой борьбе, а к объединению народа на почве общих интересов: стремление к миру, социальной и экономической стабильности.
Эсеры постулировали, что между трудовым крестьянством и фабрично-заводским рабочим нет принципиальной разницы; источником существования является собственный труд. Конечно,  странной кажется постановка на одну доску труда рабочего, который, по сути,  является исполняющим команды  роботом, и крестьянина, выполняющего целый комплекс работ в постоянно изменяющихся  условиях. Навыки крестьянина уникальны, и даются только опытом и любовью к земле. Рабочий же, как правильно говорили марксисты, отчужден от орудий труда, средств и результатов производства.
Но спасибо хоть на признании равенства; по мнению большевиков, пролетариат по сравнению с крестьянством, класс передовой и продвинутый интеллектуально и морально вперед. Это мнение кажется странным, даже неадекватным. Пролетариат – это были те же крестьяне, не сумевшие удержаться на земле.
Но ничего странного не было: изначально пролетариат для Ленина был не более чем ширмой для реализации интересов руководимой им банды (группы лиц, ордена).
Большевики объявляли, что власть должен завоевать пролетариат. Меньшевики и эсеры считали, что это утопия. Странно, что эти неглупые люди не понимали, что Ленин и сподвижники верят во власть пролетариата не больше их (вернее, вообще не верят), а ставят во главу угла  хитрость и коварство. Этот расчет надежнее, как не раз показывала история.
В Феврале 1917 Ленин, подобно татаро-монголам отступил, чтобы вернуться и уничтожить соперников.

Поступь Революции 2.
В 1921 на территории бывшей Российской империи началась очередная война между правящим режимом и крестьянством. Война не прекращалась до вторжения немцев; НЭП был только временным перемирием. Это объясняет неоднозначное поведение население в зонах оккупации, и современную двойственную оценку войны, как таковой. Многие считают, что немцы несли освобождение от большевизма, и их не сбить с этой весьма спорной позиции. Латышам, к примеру, бесполезно напоминать, что их первыми крепостниками были рыцари Тевтонского ордена.
Крестьянская война была по сути страшней, чем схватка с Белым движением. Борьба за власть сменилась геноцидом народа. Это напоминало опричнину; интернациональная банда живодеров (опричники) при поддержке власти уничтожала народ (земщину).
История совершила крутой вираж по спирали; началось тотальное уничтожение крестьянства, как класса. Эсеры убили Александра Освободителя, большевики завершили их дело, вернув закрепощение (крестьяне были лишены паспортов).
Но при крайней необходимости власть поглаживала население; это произошло в период НЭПа (новая экономическая политика).
Совсем по-разному воспринимал события простой народ, что всегда было поводом к гражданской войне, которая, похоже, не закончилась до сих пор. Многие, наученные горьким опытом, в принципе не верят власти; ее стоит бояться, как пахана на зоне.
Убийства в Алтате в 1921 году были связаны не так с борьбой за хлеб, как с разложением отдельных продинспекторов. Один из них, Тюренков, запутавшись в гулянках, пытался покончить даже с собой, но остался жив.
В то время наряду с самоотверженными борцами за новую жизнь в партии и государственных органах оказались также разложившиеся элементы и карьеристы. Этому положил конец 10 съезд РКП б. В результате проведенной чистки партии от таких недостойных людей, из нее была исключена четвертая часть всего состава.
Чистка значительно усилила партию и весь государственный аппарат. Возросли дисциплина и порядок. В стране был объявлен переход от военного коммунизма к новой экономической политике. Продразверстка была заменена натуральным налогом. В результате денежной реформы создалась устойчивая советская валюта.
Временно, на период восстановления народного хозяйства от последствий войны, были допущены под контролем государства частная торговля и частные мелкие предприятия. С предельной ясностью об этом написал В.И. Ленин в своей работе «Шаг назад, два вперед».
Если бы нэпманы после трудов праведных,  вместо бани и ресторана, почитали бы внимательно  эту брошюру, они бы собрали монатки, и укатили бы подальше.

Что творится в мире 3.
Февральский переворот 1917 года круто изменил судьбы страны, даже не подозревающей еще об этом Москвы, не говоря о более дальних регионах рухнувшей империи.
Еще больше были бы удивлены сибирские крестьяне, узнав, что их судьба решалась в маленьком швейцарском Берне, и в несколько большем Лондоне на съездах РСДРП. Это были посиделки кочующих эмигрантов, приговоренных к тюрьме на родине.
Меньшевики и Плеханов пропагандировали «непротивление войне». Плеханов был «оборонцем» среди эмигрантов.
Всем казался странным тезис об отказе к сопротивлению по отношению к оккупации и порабощению Германией. Но это пока; потом гений Ленина разбил все сомнения его соратников. Но не крестьян. Народ так и не понял Брестского мира, который являлся капитуляцией на фоне почти выигранной войны. Попытаемся понять психологию простого обывателя в те дни. Насколько это сложнее, чем бодро перечислять даты и события.
Сибирь не знала крепостного права и помещечьего  землевладения. Процент пролетариата был гораздо меньше чем в остальной России. Казаки отказывались целовать крест царю, хотя служили справно.
Эти особенности мало учитывались социалистическими теоретиками. А что вообще учитывалось? Распутинское правление Николая Второго и Александры Федоровны? Поток отвратительной лжи, который морочил головы людям. Потом Февральский переворот от которого большинству стало только хуже.
Давайте представить себе этот духовный лес,  в котором блуждали мужики и бабы. Интеллигенция, подобно штамму вирусов, вызывающих рак, порождает радикальные политические  партии: РСДРП, которое включает  большевиков (Ленинцев), меньшевиков (сторонники Мартова), эсеров  (социал-демократы, союз за освобождение рабочего класса). От кого этот класс надо было освобождать не понятно, но это было только начало беды.
Настоящее несчастье заключалось в том, что никто, включая недоученных философов, не мог понять их китайской грамоты. Ленин считал, что рабочих надо воспитывать, как собачек, а крестьян, как в корне невоспитанный элемент, заставлять делать, что скажут. Большевики – большая банда, истинный интернационал палачей.
Для того чтобы попытаться понять психологию отдельно взятого индивидуума в этом мире сплошной демагогии и страха, имеется уникальный инструмент. Это – народная песня; она отражает настроение и отношение к происходящему вида, и, даже, класса. Давайте попытаемся вникнуть в тексты этих, на первый взгляд, простых произведений. Попытаемся понять, о чем идет речь.
Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали,
Товарищ мы едем далеко,
Подальше от нашей земли.
Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит,
И берег так мрачен и тесен,
Как вспомнишь, так сердце болит.
Товарищ я вахту не в силах стоять,
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем прогорят,
В котлах не сдержать мне уж пару.
Пойди заяви всем, что я заболел,
И вахту до срока бросаю,
Весь потом истек, от жары изнемог,
Работать нет сил, умираю.
Ты вахту до срока не смеешь бросать,
Сказал капитан кочегару,
Ты к доктору должен пойти и сказать,
Лекарство он даст, если болен.
Товарищ ушел, он лопату схватил,
Собравши последние силы,
Дверь топки привычным толчком отварил,
И пламя его озарило.
Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут, она зарыдает,
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает.
О чем эта песня? О совершенно реальных событиях Русско-японской войны 1905 года. Все началось с поражений, и было принято решение о перемещении Балтийского флота. Поплыли, но не близким путем, через Средиземное море, а, огибая Африку. Союзники, так называемые, запретили проход эскадре через Гибралтар, и Суэцкий канал. Так кто они были эти Англичане, которые спровоцировали первую Русскую революцию, первую и вторую мировую войны?
Моряков ждала страшная жара на экваторе, а потом шторм у Мыса Доброй надежды (который гораздо правильнее был назван Диасом Мысом Бурь).
Люди не выдерживали, и умирали от перенапряжения, что описано в песне. Оставшихся слабоумные водители привезли в Цусимскую бухту, где флот был уничтожен. Вместо людей вернулись только похоронки. Вот он источник ненависти по отношению к неразумной власти. Подробностей люди не знали, но они понимали, что их отцы и братья полегли не за дело. В этой «удачной» военной операции активно участвовали лидеры будущего Белого движения. Так чего от них можно было ждать?

Поступь Революции 3.
Исторический десятый съезд партии усилил смычку города с деревней. Укрепился союз пролетариата и крестьянства. Авторитет советской власти стал намного выше.
В эти годы, с окончанием гражданской войны, с победой нарождающегося социалистического строя, капиталистические страны стали официально, дипломатически, одна за другой признавать молодую советскую страну.
С введением НЭПа (Новая экономическая политика) жизнь стала улучшаться. Это было видно по улицам, по отремонтированным заборам  и воротам, по заготовленным бревнам и срубам новых изб и домов, а в потребительском обществе по увеличению промышленных товаров.
Все больше из города в село поступали хозяйственный инвентарь, косы, плуги, простейшие сельскохозяйственные машины.  А в город везли зерно, мясо, кожу, молочные и другие продукты.
С улучшением жизни люди потянулись к знаниям. Больше становилось учеников, но не хватало учителей.
Опыт культработы нарастал.
После войны молодели и укреплялись старые и зарождались новые семьи.
В селе участились свадьбы. Стала возрастать и нарождаемость будущих кадров. Странная вещь жизнь; на фоне ужаса она не сдает своих позиций.

События в мире 4.
Февраль 1917: в Петрограде стачки, перестрелки, всеобщая анархия. Царь ведет себя, как потерянный; вместо того, чтобы, пока не поздно, спасать семью, он пытается задушить революцию жалкими армейскими частями, которые, к тому же, не подчиняются командирам.
Образуется Петроградский совет с Керенским и другими, в то же время формируется временный комитет государственной думы с Родзянко и Львовым  во главе. Это – двоевластие, суть которого не ясна даже продвинутым историкам.
А идеи какие носились. Парвус, вместе с  Троцким хотели  власть без царя, а правительство рабочее. Набрать министров по заводам решили; прям от станка в большую политику.
Большевики решили начать с диктатуры пролетариата, а дальше нырнуть в бесклассовое общество. Все эти движения под руководством прогрессивных революционеров. До простого крестьянина подобные идеи не доходили, иначе у него потекла бы крыша.
Поклонники Ленина занимались пропагандой социалистической революции на театре военных действий. Ах, не вовремя отменили военно-полевые суды; быстро и эффективно. Как объясняли смысл удивительной мысли: империалистическая война должна превратиться в войну против мировой буржуазии. На фронте должно было начаться массовое братание пролетариев, которые потом, обнявшись, пойдут гасить буржуинов.
Ну а народ занимался своими делами, а свободное время пел песни; пускай грустные, но понятные.
Еще одна песня, в которой отразилась народная память о паскудной войне, которая стала катализатором переворотов в Российской Империи. Так возникла ненависть к войне и к неспособной власти, которой так удачно воспользовались большевики.
Наверх вы товарищи, все по местам,
Последний парад наступает,
Врагу не сдается наш гордый Варяг,
Пощады никто не желает.
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкают.
Не знают не камень, не крест, где легли,
Во имя мы Русского флага,
Лишь волны морские расскажут в веках,
О доблестной битве Варяга.
Свистит и гремит и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг»,
Подобьем кромешного ада.
В предсмертных мученьях трепещут тела
Вкруг грохот, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами,
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче уснем под волнами.
Автором песни является австриец Гейнтц, о чем, понятным причинам не очень любят вспоминать. Каждая народная песня имела автора, но они, в отличие от большинства бардов, пели не о себе, а растворялись в общенациональной теме.
Если произведения Окуджавы малопонятны для людей без высшего образования, то народные песни доходчивы, и понятны всем; они легко запоминаются и воспроизводятся на совместных посиделках. Караоке не нужно. Есть исключение – песня из фильма «Белорусский вокзал», которую любят, буквально, все. Так, многие и не знают, что это песня Окуджавы, настолько она необычна для его творчества.
В «Варяге» ярко и выпукло описаны трагические события, в то же время она поется на бравурный мотив. Это многих удивляет: о поражении, и в таких веселых тонах. Тут все дело в менталитете; россияне были приучены мало ценить жизнь, красиво умереть важнее, чем победить. Ведь победа в мире, которым правит зло, невозможна. Воздаяние оно там за гробом. Староверы шли на самосожжение, распевая бодрые религиозные гимны. Христос на русских иконах всегда имеет спокойное выражение лица.
Русские моряки пошли на бой, в котором были изначально обречены, и пошли с улыбкой; это поразило австрийца. Те же японцы в подобной ситуации невозмутимы, но никак не веселы; смерть слишком серьезное событие. У нас не так. На проводах своего знакомого в Афганистан, я наблюдал удивительное веселье, то же творится на поминках.
Зато это не очень серьезное отношение к жизни и смерти, позволяло проявлять массовый героизм, которому поражались закаленные в боях польские, французские и немецкие солдаты.
Чтобы пояснить свою мысль, приведу еще один пример.
Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши жены?
Наши жены пушки заряжены, вот где наши жены.
Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши детки?
Наши детки, пули наши метки, вот где наши детки.
Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши матки?
Наши матки, белые палатки, вот где наши матки.
Поется не просто на бравый, а на веселый, танцевальный ритм. Под эту песню отплясывали мужики, бабы и их дети. А ведь в песне описана трагическая судьба русского мужика, которого отправляли служить на 25 лет. Это конечно имело смысл (не пропадало обучение), но было бесчеловечно: ради интересов государства, человека лишали личной жизни.
Но простые люди, без всяких книжек, понимали мудрый житейский принцип: жизнь надо принимать такой, какая она есть. Надо уметь мириться с неизбежным, и радоваться каждому дню, который дает Господь.
Поэтому понятно, почему большинство крестьян не принимали лозунг: «Долой самодержавие». Уж какое есть, не было бы еще хуже. Так в итоге и получилось.

Поступь Революции 4.
Еще в 1921 году старшая сестра Димы Устинья пригласила его в кумовья. У ней родился третий сын. Диму произвели в крестного отца. В церкви священник окунул крошку Шурика в чашу с водой. Младенец напрягся, закричал и покраснел. Диме с кумой, соседкой Устиньи, батюшка сказал:
- А теперь повернитесь к выходу из церкви, дуньте и плюньте. Малыш будет долго жить.


Рецензии