Сагайдаков Ефим Абрамович Лётчики Из цикла Не верн

   Сагайдаков Ефим Абрамович родился в 1922 г. в Кировограде. Еврей. Окончил
  военную школу лётчиков в Борисоглебске. Во время учёбы познакомился со своей
  ровесницей Александрой Павловной Поляковой, уроженкой Борисоглебска, которая
  обучалась в той же школе. Перед отправкой на фронт в августе 1942г. поженились.
  Первоначально воевали в разных полках.
   Ефим Сагайдаков в составе 702-го ночного бомбардировочного авиаполка совершил
  157 ночных боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники противника, в
  результате чего достоверно было установлено, что им уничтожено до 12 огневых
  артиллерийских точек, 7 миномётных точек,8 зенитно-пулемётных точек,  до 13
  автомашин противника с грузом. Неоднократно поощрялся за точное и отличное
  выполнение боевых заданий командования. Был награждён орденом Красной Звезды и
  медалью "За отвагу".
   Из боевой характеристики: "...В боях с немецко-фашистскими захватчиками
  проявил себя, как смелый и выдержанный командир. Отлично владеет штурманским
  делом, всегда точно выводит самолёт на заданную цель и отлично выполняет боевые
  задания". В пользу такой характеристики свидетельствует боевая хроника.
   В ночь с 11 на 12 августа 1942г. Сагайдаков подавил миномётную батарею в
  районе деревни Семёновское, в ночь с 12 на 13 августа 1942г. бомбил станцию
  Сычёвка по резервам противника. Как подтверждали другие экипажи, на
  перекрёстке дорог, были видны разрывы, пожар и разрушения, обнаружена
  повреждённая вражеская техника.
   Александра Полякова только на Сталинградском фронте в составе 970-го ночного
  бомбардировочного авиаполка совершила 35 ночных боевых вылетов. В донесениях
  отмечалось, что "Полякова как пилот, несмотря на наличие большого количества
  зенитных прожекторов на подступах и в районах цели и на сильный обстрел
  зенитной артиллерии противника, всегда прорывалась в намеченную цель, чем
  обеспечивала прицельное сбрасывание боевого груза. Самолёт имел осколочные и
  пулевые пробоины. Неоднократно при выполнении боевых заданий попадала в
  сложные метеоусловия (обледенение, туман, сильные осадки), где принимала
  всегда правильные решения и выглядела победительницей". Была награждена орденом
  Красной Звезды.
   В ходе боёв на Курской Дуге воевали не только в одном 970-м ночном
  бомбардировочном полку, но и составили семейный экипаж: Александра летала
  пилотом ночного бомбардировщика, Ефим-штурманом-бомбардиром. Правда, по
  непонятным причинам, скрывали свои семейные отношения. Во всяком случае, в
  воспоминаниях ветеранов полка мы не находим даже упоминания об их отношениях.
  И это представляется неважным при описании их боевых дел и совершённого ими
  подвига.
   Из воспиминаний однополчанина Сагайдакова и Поляковой Бориса Михайловича
  Пустовалова:"Ещё под Сталинградом, в самый разгар битвы, к нам в полк пришла
  лётчица Шура Полякова. Невысокого роста, черноволосая, с нежным румянцем на
  щёках, честно сказать, девушка не вызвала у нас особого восторга. Мы
  неудомевали по поводу такого решения руководства. Ведь в это время в
  предгорьях Кавказа воевал на У-2 женский авиационный полк.Почему бы ей не быть
  там, среди девушек-лётчиц, рассуждали мы. Но судьбе было угодно распорядиться
  иначе: Шура Полякова стала единственной лётчицей среди нас, ночных
  бомбардировщиков...Мы знали, что Шура в Борисоглебске окончила аэроклуб. Но
  считали, что летать в аэроклубе- это одно, а война, боевые вылеты под
  Сталинградом...Словом "баба на корабле-не миновать беды!"-так приблизительно
  рассуждали мы. А Шура тем временем вылетела на боевое задание, успешно
  отбомбилась. И началась её нелёгкая работа. Мы вскоре почувствовали
  в характере этой девушки совсем не девичьи черты. Она решительно отвергла
  щадящий режим, предложенный руководством, и водила ночной бомбардировщик,
  ни в чём не уступая нам, нередко совершая за ночь по 5-7 боевых вылетов...
   Штурманом в экипаже Поляковой был мой друг Ефим Сагайдаков. Невысокого роста,
  с мягкими движениями и негромким голосом, он, как правило, мало говорил, 
  больше слушал. Но едва заходила речь о лесе, воде, вообще о природе, Ефим
  преображался, и тогда лучшего рассказчика трудно было представить! Дома, еде-то
  под Воронежем, у Ефима была одинокая мать (Лебединская Елизавета  Михайловна-
  И.Ф.). Она слала ему бодрые письма, он всегда читал их вслух и всякий раз при
  этом спрашивал:"Как ты думаешь, что она хотела этим сказать?".
  Я пытался по-своему истолковывать слова матери, чтобы успокоить Ефима, хотя мы
  знали, что она тяжело болеет, без надежды на выздоровление, но любит и ждёт
  сына, желая увидеть его живым и невредимым. Помню, в тех письмах не было
  стандартных призывов к героизму и мести. Мать Ефима просила, чтобы он выполнял
  свою работу старательно, но осторожно, так как она, эта работа, по её мнению,
  была слишком опасной. Ефим понимающе улыбался, когда читал эти милые наивные
  строки, едва заметно кивал головой, очевидно, разделяя озабоченность матери.
  Но  штурман Сагайдаков знал своё дело. Он мог мгновенно решать в уме самые
  сложные задачи по самолётовождению. Знание астрономии и ночного неба часто
  помогали ему вести самолёт, не пользуясь приборами. Не было случая, чтобы
  штурман Сагайдаков опоздал к цели или уклонился от маршрута.
   Однажды экипажу Поляковой пришлось сесть с отказавшим мотором. Шура 
  повредила ногу, и Ефим нёс её на себе около трёх километров по раскисшей от
  дождей, разворочённой целине...".
   Командованием фронтом 970-му ночному бомбардировочному полку была поставлена
  боевая задача в ночь с 9 на 10 мая 1943г. уничтожить живую силу и технику
  противника, которые по данным авиаразведки, разгружались на станции Глазуновка,
  южнее города Орла.
   Выполнение задачи осложнялось тем, что станция прикрывалась мощным огнём
  зенитных батарей и прожекторами.В числе лучших лётчиков, посланных на задание,
  был и экипаж в составе пилота Александры Поляковой и штурмана Ефима Сагайдакова
  При подлёте к цели зенитный снаряд влетел в мотор бомбардировщика, осколки
  снаряда изрешетили машину. Есть предположение, что Александра и Ефим направили
  горящий самолёт на вражеский эшелон. Факт огненного тарана следует
  дополнительно  исследовать, что совсем не умаляет героической  биографии героев
  этого очерка.
   Прошли годы и земляки Александры на стене Борисоглебской школы №5 установили
  памятную доску: "В этой школе с 1930 по 1940гг. училась Александра Полякова.
  Единственная в мире женщина-лётчица, совершившая в ночь с 9 на 10 мая 1943г.
  огненный таран".
   Помнят о  героическом экипаже и в Борисоглебском высшем авиационном училище
  лётчиков.
















 
 


















































 


Рецензии