Сказочная История Седьмая

фото взято из интернета, "жизнь евреев во Франции"

Бедная Церковная Мышь и другие

                "Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления,
                и была зима. И ходил Иисус в Храме,
                в притворе Соломоновом»
                (Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 22-23)


Дебра расставила подарки от Тоомаса  - Мышей и Ханукию на столе, поставила блюдо с пончиками и посмотрела на часы.
 До прихода Тоомаса оставалось минут пять.
- Шмуль, пожалуйста, включи чайник и неси чашки. Вот-вот придёт Тоомас, - крикнула в сторону библиотеки девочка. Сама она отодвинула три стула от стола и стала смотреть в окно.

Раздался звонок домофона.
- О! Тоомас пришёл! - крикнул Шмуль и нажал на кнопку у двери на стене.

Дебра вышла и открыла дверь Тоомасу.
- Шалом Тоомас, мы так всегда приветствуем друг друга. И теперь тебя.
- Шалом. А что означает это слово?
- Раздевайся и проходи. Означает «мир» и «безопасность».  Мы для тебя устроим еще раз Хануку!
- Да? Здорово!

Ребята прошли в гостиную, где Шмуль ставил поднос с чашками и чайник.
- О! Пончики!?! Это еда на Хануку? - спросил Тоомас.
- Ага! - ответил Шмуль, и взяв одни пончик, мигом положил его в рот.
- Шмуль, дождись, когда мы сядем! - приструнила брата Дебра.

И вот мальчики и девочка, сидят за столом, накрытым белой скатертью, на столе стоит зажжённая Менора-Ханукия, разлит горячий чай по чашкам.
- Сначала мы молимся, как ты знаешь, но на Хануку есть дополнительные молитвы. - сказала Дебра.
Шмуль надел кипу и произнёс:
-  Барух Ата Адонай Элоhэйну Мэлэх hаолам Шеаса Нисим Лаавотейну Байамим hайом Бизман hазэ. Барух Ата Адонай Элоhэйну Мэлэх hаолам Шеhэхейану Вэкиману Вэhигиану Лизман hазэ.
 -  Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, сотворивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время.  Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший дожить нам до этого времени, - перевела Дебра.

И близнецы вместе произнесли "амен".
- Амэн, - воодушевлённо произнёс Тоомас.
- Приятного аппетита! - весело произнесла Дебра.
- Как здорово Тоомас, что тебе интересно! Можно еще раз получить удовольствие от света свечей и поедания пончиков. Я ем пончики часто, но за праздничным столом они кажутся гораздо вкуснее! - уплетая пончики, радовался Шмуль.
- А тебе только поесть! - засмеялась Дебра.

- А я нашёл в Новом Завете упоминание о Хануке!
- Да? Неужели? Где? - наперебой спросили близнецы.
- Сейчас, - Тоомас достал из кармана маленькую книжку, открыл там, где была закладка и прочитал: "... Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в Храме в притворе Соломоновом", Евангелие от Иоанна, глава десятая, стихи с двадцать второго по двадцать третий.
- Вот это да!!! - восхитился Шмуль, - а что там ещё написано? 
- Про Хануку? Ничего, только это! Но я понял, что Иисус знал об этом Празднике и
не отменил его! - поделился своей догадкой Тоомас.
- А разве можно отменять Праздники? - удивился Шмуль.
- Я этого не знаю, но в Церкви не говорили про Хануку. Я ни разу не слышал.

...

- Можно я ещё скажу? - спросил Тоомас.
- Конечно!! - ответили близнецы в один голос.
- Я нашёл сайт евреев, которые верят в Иисуса. На этом сайте пишут, что Иисус, они называют Его Йешуа, и есть Свет. И я нашёл в Новом Завете об этом!

Тоомас взял свою маленькую книжку, открыл на второй закладке и прочитал:

 - Евангелие от Иоанна, первая глава: «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Всё через Него на;чало быть, и без Него ничто не на;чало быть, что на;чало быть. 4 В Нём была жизнь, и жизнь была свет людям. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали через него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него на;чал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Бога, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

- Тоомас, ты можешь дать мне твою книжку? - спросил Шмуль, - мне очень интересно, что в ней написано.
- А что это у тебя за книжка? Это ведь не Библия! - озадаченно произнесла Дебра.
- Это Новый Завет, отдельно изданный, без вашего Танаха. А вместе эти две книги и есть вся Библия, я теперь понимаю это.  Да, Шмуль, конечно я тебе её дам! Я принёс вам подарки! - ответил Тоомас и достал из рюкзака два свёртка.

В свёртках были книги. Это были издания Нового Завета. Маленькие книжки могли поместиться почти в любой карман.
- Как удобно! Можно всегда носить с собой! - радостно подметил Шмуль.
 - А это свертки родителям? - уточнила Дебра.
- Да. Я надеюсь, что они примут их.
- Я думаю примут. Мы не религиозные и не боимся читать то, что некоторым евреям "запрещено". Ты же слышал мамин рассказ о том, что она ходила в воскресную школу при церкви. И бабушкам никогда не запрещалось нам рассказывать о христианских праздниках. Просто родители всегда нам рассказывали о наших праздничных днях и говорили, что если мы сами захотим про христианские праздники узнать подробнее, то однажды придёт время и мы узнаем. Кажется, это время пришло, - ответила Дебра.
- Кстати, Тоомас, ёлку мы не ставим не из-за того, что мы не празднуем "рождество" или "новый год", - вставил Шмуль.
- Мальчики, давайте об этом в следующий раз! Я хочу почитать этот Новый Завет! - перебила брата Дебра.
- Тогда, пока и приятного чтения! - сказал Тоомас, выходя из-за стола и направляясь в коридор. Близнецы пошли за ним, чтобы проводить его.

...

После ухода Тоомаса прошло около часа,а близнецы так и не вернулись в гостиную.

Теодора, уже известная нам Мышь из шерсти, подошла к тарелке с пончиками, повела носом и начала смачно причмокивать, готовясь к процессу поедания приятно пахнущих, жареных в масле шариков из теста. Но тут Рокфор остановил ее:

- Теодора, посмотри на книгу!

Да, старинная книга лежала на тумбочке, недалеко от стола и слегка двигалась.

- Этого не может быть! - произнесла Теодора.
- Ещё как может, - вдруг произнесла книга, открывая верхние страницы. - Вам можно двигаться и разговаривать, а мне - нет? Если мы находимся в сказке, то тогда разговаривать могут все - даже стулья!
- Лучше не надо! Иначе мы устанем слушать друг друга или вообще никого не услышим из-за гама! - произнесла Теодора.
- Книга, ты хочешь нам что-то рассказать? - спросил Рокфор.
- Да! Наконец-то от меня будет толк! Я действительно издана в 1737 году, во мне масса информации обо всех событиях того времени и даже много о том, что происходило в древности. Прыгайте ко мне! Я имею внутри себя историю про народ, к которому принадлежит эта семья. И я вам её расскажу. А вы уже сами придумаете как передать её мальчику и девочке.

Теодора и Рокфор пробежали по столу, прыгнули со стола на тумбочку. Только вот Теодора зацепилась за острый край настольной лампы и порвала своё платье-накидку.
- Теперь дети заметят что с нами кое-то происходит..., - печально произнесла Теодора, - и может быть нас поставят в шкаф за стеклянные дверцы.
- Теодора, сейчас не время печалиться, еще успеешь! Давай послушаем книгу! - Рокфор помог аккуратно расправить наряд Теодоры и снять ткань с острого выступа настольной лампы.

- Извини меня Мышь, - вдруг произнесла лампа и дала нежный свет.

Книга, перелистнула несколько страниц и произнесла:

- Итак, французы, они же древние кельты и галлы. Первое зафиксированное использование названия «кельты» — ;;;;;;.
      Античный мир впервые узнал о кельтах через греческую колонию Массилию, основанную около 600 до новой эры.
      В пятом веке до новой эры Геродот упоминал Кельтоев, живущих в верховьях Дуная, а также на дальнем западе Европы.
      Греческое слово "Кельтои" было использовано греческим географом Гекатеем Милетским в 517 году до новой эры, когда он писал о народе, живущем вблизи Массилии. Как вы понимаете, это наш Марсель.
      Римское название "галлы" использовалось в большей мере в отношении племён, обитавших севернее Массалии, близ Океана и у Геркинской горы.
     Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой, кельты издавали оглушительные вопли и трубили в боевые трубы — карниксы, раструбы которых были сделаны в виде голов животных.
     В первом тысячелетии до новой эры кельты для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод. Колесо является атрибутом Тараниса, кельтского божества-громовержца.
     В 390 году до новой эры вторгшиеся кельты разграбили Рим, одновременно уничтожив все римские исторические записи, сделанные до этого времени.
     Но, междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть кельтов в первом веке до новой эры  за Рейн.
     Юлий Цезарь в 58—51 годах до новой эры овладел всей Галлией. Он писал, что люди, известные римлянам как галлы, на латыни Galli, называли себя кельтами.
    Кельты, пожелавшие остаться на территории Римской империи, подверглись сильной романизации.
   
- Подожди, Книга! - остановила рассказчицу Теодора, - ты обещала рассказать нам о народе семьи, у которой мы теперь все находимся.
- О! Извините, я забылась. Сейчас, - страницы зашевелились и, определённая их часть, как невидимой рукой, была перевернута в левую сторону.
Книга, откашлялась и заговорила вновь:
 
-Известно точно, что императоры Феодосий II и Валентиниан III обратились к указу Амация, префекту Галлии 9 июля 425 года, новой эры, конечно, который запрещал евреям и язычникам практиковать закон или занимать государственные должности (милитанды), чтобы христиане не подчинялись им и не были подстрекаемы к измене своей вере.
     На похоронах Хилари, епископа Арля, в 449 году евреи и христиане смешались в толпе и плакали, а первые пели псалмы на иврите.
     С 465 года Церковь официально признала евреев.
В шестом веке присутствие евреев было документально отмечено в Марселе, Арле, Узе, Нарбонне, Клермон-Ферране, Орлеане, Париже и Бордо. Эти места были в основном центрами римской администрации, расположенными на прекрасных торговых маршрутах. Евреи построили в этих центрах синагоги. В согласии с феодосийским кодексом и согласно указу императора Константина, евреи были организованы в религиозных целях. У них были раввины или шацзаним, архисинагоги, патрисинагоги и другие синагоги. Евреи работали главным образом как торговцы, поскольку им было запрещено владеть землёй; они также служили налогоплательщиками, матросами и врачами.
     Присутствие евреев во Франции при Карле Великом задокументировано, причем их положение регулировалось законом. Рахданитские еврейские торговцы были почти единственной группой, поддерживавшей торговлю между Западом и Востоком. 
     Карл Великий установил формулу для еврейской клятвы государству. Он разрешил евреям предъявлять иски к христианам. Им не разрешалось требовать от христиан работать в воскресенье. Евреям не разрешалось торговать валютой, вином или зерном. Юридически евреи принадлежали императору и могли быть судимы только им. Многочисленные провинциальные советы, во время правления Карла Великого, не касались еврейских общин.
     Людовик Благочестивый (814—833, 834—844), верный принципам отца, строго защищал евреев, которых уважал их как торговцев. Как и отец, Людовик считал, что "еврейский вопрос" можно решить постепенным обращением евреев в христианство.
     Святой Агобард Лионский (779—841) много конфликтовал с французскими евреями. Он писал, что они становятся богатыми и могущественными.
     Преследования евреев широко распространились во Франции, начиная с 1007 или 1009 годов. Эти гонения были спровоцированны Робертом II (972—1031), королём Франции (987—1031), называемым «Благочестивым». Он сговорился со своими вассалами, чтобы уничтожить всех евреев на их землях, которые не приняли крещение. Многие евреи были казнены или покончили с собой. Роберту приписывают пропаганду принудительных преобразований местного еврейства, а также насилие толпы против евреев, которые отказались принять христианство. Роберт II Благочестивый был хорошо известен отсутствием религиозной терпимости и ненавистью к еретикам. Именно Роберт восстановил римский императорский обычай сжигать еретиков на костре.
 В Нормандии при Ричарде II, евреи Руана страдали от гонений, которые были настолько ужасны, что многие женщины, чтобы избежать ярости толпы, прыгнули в реку и утонули.
 Знаменитый учёный-талмудист Якоб бен Йекутиэль стремился ходатайствовать перед папой Иоанном XVIII, чтобы остановить преследования в Лотарингии в 1007 году. Якоб отправился в Рим, но был заключён в тюрьму герцогом Ричардом, вместе с женой и четырьмя сыновьями. Он оставил своего старшего сына, Иуду, в качестве заложника с Ричардом и вместе со своей женой и тремя оставшимися сыновьями отправился в Рим. Он подкупил папу, который отправил специального посланника королю Роберту, чтобы тот прекратил преследования.
     Если верить Адемару Шабанскому, который писал в 1030 году, его считали фабрикантом, антиеврейские настроения возникли в 1010 году, после того как западные евреи обратились к своим восточным единоверцам, предупреждая их о военном движении против сарацин, то есть арабов и мусульман.
 Согласно Адемару, христиане, которых призывал папа Сергий IV, были потрясены разрушением Храма Гроба Господня в Иерусалиме мусульманами в 1009 году. После разрушения европейская реакция на слухи о письме была очень резкой.
 Рауль Глабер, бургундский монах и хронист, обвинил евреев в его разрушении. В том же году Алдуин, епископ Лиможский, предложил евреям своей епархии выбор между крещением и изгнанием. В течение месяца богословы спорили с евреями, но без особого успеха, потому что только три или четыре еврея отреклись от своей веры; другие кончали жизнь самоубийством; а остальные либо бежали, либо были изгнаны из Лиможа.
Подобные изгнания имели место и в других городах Франции.
     К 1030 году Родульфус Глабер знал больше об этой истории.
Согласно его объяснению 1030 году евреи Орлеана, якобы, отправили на Восток письмо нищим, которое спровоцировало приказ об уничтожении храма Гроба Господня. Глабер добавляет, что при обнаружении преступления, изгнание евреев было повсеместно объявлено. Некоторые из них были изгнаны из городов, другие были казнены, а некоторые убивали себя; лишь немногие остались во всем «римском мире».
     Ещё одно сильное волнение возникло около 1065 года. В этот день папа Александр II написал Беренгеру, виконту Нарбонны, и Гифреду, епископу города, восхваляя их за то, что предотвратили резню евреев в своём районе, и напоминая им, что Бог не одобряет пролития крови. В 1065 году Александр II увещевал Ландульфа VI, герцога Беневенто, что «обращение евреев не должно быть получено силой». Также в том же году Александр II призвал крестовый поход к маврам в Испании.
     Кстати, сейчас все эти данные можно прочесть в интернете, как сказал "стражник книг", укладывая меня в коробку. А я ведь часть истории! - печально проговорила Старинная Книга.

- Я больше не могу это слушать! - подскочила Теодора. Она не удержалась на месте и свалилась с тумбочки. Рокфор прыгнул за ней и ....


... 


В комнате стало светло от включённого света. Вошедшая в гостиную Дебра сразу обратила внимание на светящуюся лампу на тумбочке, на открытую книгу и на мышей лежащих на полу.

- Странно, я точно помню, что не включала лампу и мыши были на столе, у Ханукии. Книга, кто её мог читать?

Дебра поднесла игрушки к лицу, и увидела, что наряд Теодоры слегка разорван.
- Интересно, что тут происходит?


В это время в прихожей послышались звуки - это вернулись родители.


Рецензии