Вдохновение Фонтанки. Глава 4. И снова Питер!

"Уважаемые дамы и господа! Наш самолет совершил посадку в аэропорту Пулково в самом красивом городе страны, Санкт-Петербурге. Температура воздуха за бортом плюс двадцать градусов, в городе - двадцать пять градусов выше нуля. Желаем вам приятного отдыха! Спасибо за выбор нашей авиакомпании!" - отрепетированный голос стюардессы объявил о прибытии.
Маргарита сошла с трапа:
- Ну, здравствуй, самый красивый город!
- Добрый день! - показался пред молодой женщиной человек лет сорока. - Вы - Маргарита? А я Владислав, ваш гид.
Как  настроение? Полет прошел легко?.. У нас с вами обзорная экскурсия, обед во время нее и планирование мероприятий на ближайшую неделю. Ваша группа уже в автобусе. Разрешите  сумки?
- Спасибо! В какое время я попаду в отель?
- Часам к пяти вечера точно попадете. Автобус доставит всех после экскурсии прямо туда. Может по пути расскажете -  какие места хотите посетить: Петергоф, Павловск или, возможно, Кронштадт? Музеев  тоже на любой вкус хватает. Позже сообщу информацию подробнее.
- Очень хорошо! Значит, практически сами за меня думать будете. Я согласна на любую познавательную прелесть, какая в Питере найдется.
- Идемте... Вот и автобус. Запоминайте его номер: три, восемь, семь, он синего цвета. Устраивайтесь поудобнее. Мест достаточно.
- Благодарю.
Первый день по приезду в Питер прошел как один час. К вечеру Марго попала в свой номер и была приглашена на ужин приятным женским голосом по телефону. После вечерней трапезы, ванная с ее бутыльками-флаконами манила уставшую леди. Маргарита взяла красочный рекламный буклет и наполнила джакузи водой. "Так, посмотрим, чем еще предлагают побаловать туристов", - сказала она самой себе. Фотографии  городских пейзажей меняли одну за другой: нарядные дворцы, пышные музеи, светящиеся маркеты и торговые дома, огромные  набережные, узкие улочки и каналы. Взор ее остановился на узнаваемом изображении. "Знакомый катер... или ошибаюсь? Ладно, утро вечера мудренее. На новом месте, как говорится..."

Следующим днем женщина, позавтракав, отправлялась в Петергоф. Пока добирались, Марго теребила навязчивый буклет.
- Подскажите, - обратилась она к Владу, - где я могу найти этот катер?
- Это речной трамвайчик, девушка. Насколько помню, его экскурсия берет начало с набережной реки Фонтанки. Интересуетесь красотами ночного города?
Владислав еще долго перечислял какие виды открываются в панораме, но Марго не услышала и половины сказанного.
- Вы не в курсе кто работает на этом трамвайчике?
- Имен не помню, кажется, супружеская пара.
Маргарита в ответ разочаровано вздохнула, но позже подумала, что людям свойственно и ошибаться. На некоторое время девушка забыла о терзающем любопытстве, поскольку прелести Петергофа поглотили ее целиком.
Запоздало добравшись до отеля, на ресепшене спросила:
- Вы бы могли мне помочь прямо сейчас попасть на этот речной трамвайчик? Здесь написано, что экскурсия начинается уже через час. Своим ходом боюсь не успеть.
- Я позвоню организатору экскурсии, с вашего позволения. Надо узнать, есть ли еще свободные места.
Молодая девушка набрала указанный в буклете номер.
- Порядок: вы еще вполне можете успеть сегодня попасть туда, если хотите. Вам вызвать такси?
- Да, пожалуй, я воспользуюсь вашими услугами. Большое спасибо!

                ***
- Проходим, пожалуйста, проходим. Держитесь, здесь несколько скользко, - звучал заботливый голос.
Маргарита оказалась на палубе трамвайчика.
- Пройдите туда, девушка, там наш экскурсовод выдаст  плед. Ночи на воде бывают холодными.
- Здравствуйте! Теплый плед для меня найдется?
- Добрый вечер! Конечно! Возьмите и поторопитесь к группе, пожалуйста, - знакомый голос заставил Марго поднять глаза и всмотреться в лицо женщины.
- Лидия?
- Простите... мы знакомы?
- Десять лет назад я была здесь и познакомилась с чудесными людьми - Мастером и его сестрой.
Лидия приветственно заулыбалась:
- Припоминаю. А потом таинственно скрылись на долгие годы.
- Извините, где Михаил?
- Давайте договоримся, - тень печали и тревоги легла на  лицо Лидии, - я вам все расскажу после экскурсии. Люди ждут!
- Прошу вас, скажите мне одно: что с Мишей? Я его не вижу.
- Здесь только мы с мужем. Миша серьезно болен. Не мучайте сейчас меня, иначе не смогу полноценно работать. Все потом, пожалуйста!
- Простите.., - почти шепотом произнесла Марго и зацокала каблуками по палубе.

                ***
- Проходите, пожалуйста, Рита, на кухню. Я поставлю чай. Или предпочтете кофе с коньяком? Нам всем сейчас не мешало бы согреться... - Леня, в стенке коньячок стоит. Будь любезен!
- Благодарю вас за приглашение. Это квартира Михаила?
- Нет. Его квартира на Васильевском. Он приобрел ее недавно. Сейчас в ней проживают квартиранты. Будем надеяться, временно, пока Миша в больнице.
- Каков его диагноз? Не томите!
- У него онкология по мужской части. Он просто разбит морально и физически.
- Я хочу увидеть его и поговорить с врачами.
- Вы пейте кофе. Не знаю, в каком количестве  обычно добавляете коньяк, извините. Давайте с этим сами, хорошо?
- Конечно-конечно. Не подумайте, я не какая-нибудь избалованная маменькина дочь, хоть и живу с матерью. Постоянно на работе, дома бываю редко, поскольку диссертацию создаю, а это лучше, опять-таки на работе делать получается. Я - врач. Расскажите, пожалуйста, подробнее: как Михаил понял, что болен? Когда? Что говорят врачи о его состоянии?
Лидия протянула пачку с дамскими сигаретами неизвестной марки.
- Курить будете?.. А я уже без этого не обхожусь, к сожалению... Миша просил подробности болезни никому не рассказывать. Сами понимаете - дело интимное, неприятно болеть по-мужски, - не удержала женщина слез.
- Надежда есть?  И на что? Я постараюсь помочь, поверьте! По своим каналам сделаю что смогу. Расскажите мне все, умоляю вас!
- Что ж вы исчезаете сначала на целую эпоху, а потом мучаете людей! Миша, еще тогда задумывался о серьезном продолжении отношений с вами. Насколько я понимаю правильно, в ту ночь в каюте он повел себя, как истинный джентельмен, а может быть, даже как отец. Вы же этого не оценили, извините за прямоту.
- Не судите строго, - опустила глаза Маргарита,  - я тогда совсем девчонкой была. Опыта общения с мужчиной на тот момент никакого. Чем там было оценить? Да и подумать не успела, что ко мне зрелый мужчина может что-то иметь... Простите, если сможете...
- Оставим прошлые обиды, так уж и быть. Теперь не о том думать приходится. Знайте одно: Миша пытался вас искать до болезни. Поначалу очень злился. Позже отошел от мрачного и взрывал интернет поисками. О вас мало что было известно. В гостинице по знакомству ему сказали лишь вашу фамилию и только. С такой фамилией, как Смирнова искать человека, что иглу в стоге сена, сами понимаете. Я пыталась его отговорить от этой затеи, мечтала его женить, даже сама знакомила неоднократно, но увы... Он грезил вами, как мальчик. Все твердил, что не остановит поиски... А потом эта беда страшная. Простыл во время проведения экскурсии. Лечился, но дело до конца не довел. Стал страдать, как мужчина, физически мучиться. Я настояла на серьезных обследованиях, деньги на это  мы с супругом нашли. Прогноз не утешителен оказался - рак... Представляете его состояние? Врачи сказали - ряд операций нужен дорогостоящих. Тогда можно будет надеяться на выздоровление. Мы с Леней уже все ценное продали. Только квартиры и остались: моя да Миши. Если их продадим, то придется и проблему проживания решать,  но в любом случае денег не хватит на лечение. Сейчас зондируем все возможное и невозможное: что продать, где у кого просить денег.
- Объявление в интернет подавали? Мир не без добрых людей. Гляди - и насобираем нужную сумму.
- Вы в это верите? Деньги переводят в лучшем случае для больных детей. Кому какое дело до пятидесятилетнего мужика?
- Все же я попробую это сделать!
-  И какой  вам интерес заниматься нашими прблемами? Соберете деньги и исчезнете в очередной раз?
- Можете мне не доверять, но все эти десять лет я жила надеждой встречи с ним! Пациентами занималась, но не личной жизнью. Меня как девочку-подростка не покидала мысль, что это мой мужчина, хоть и другие крутились. И замуж звали, и ребенка могла родить, если б хотела. Ни один  душе не пришелся... Давайте-ка лучше договоримся о встрече на завтра и поедем к Михаилу вместе.
- К нему пускают лишь близких родственников, - не отступала Лидия.
- Я врач и, поверьте, знаю все подходы. Спасибо за кофе! Позвоните мне по этому номеру,  как проснетесь.
Марго достала визитку из маленькой сумочки и протянула Лидии. До свидания!

                ***
Трель мобильного телефона застала Маргариту  проснуться ранее предполагаемого часа.
- Рита, мы с мужем собираемся к Мише через два часа. Если вы с нами, то в одиннадцать можем заехать. В каком отеле вы остановились?
- Отель "Азимут". К одиннадцати буду готова. Огромное спасибо! Позвоните минут за пять, как будете подъезжать.
- Позвоню...
                ***

Мужчина и две женщины молча ехали в серебристом автомобиле. Разговор не клеился. Марго представляла встречу с Михаилом, и от того на сердце было все тяжелее. "Как он выглядит? Пойдет ли на контакт?" - навязчивости вертелись в ее голове.
-Здравствуйте,  Исмаил  Яковлевич! Как мой брат? Его настроение? - теребила врача Лидия.
- Состояние стабильное. Улучшений нет, ухудшений тоже.
- Простите, я не родственница, но хочу увидеть Михаила. Я практикующий врач-терапевт из другого города. Уделите мне пару минут наедине, пожалуйста.
- Что ж, поговорим в ординаторской. Прошу! - Исмаил Яковлевич пропустил Маргариту вперед.
- А она не такая уж наивная, как могла показаться! Увела лечащего врача из-под носа у родственников больного!
- Провинциалки обычно хитрее столичных, дорогая! - Леонид взял супругу за руку.
- Уже жалею, что она с нами. Сейчас договорится о свидании с больным, как пить дать. Беспокоюсь за Мишу. Вдруг эта встреча только усугубит его положение!?
- Она же врач, а значит "не навреди" для нее не пустой звук.
- Хорошо, что ты у меня есть! Всегда найдешь слова, чтобы успокоить...
- К больному в палату, пожалуйста, по очереди. О халатах и бахилах не забудьте! - распорядился Исмаил Яковлевич.
- На правах сестры иду первой! - отрезала Лидия и покинула порог отделения.
 Маргарита осталась в коридоре. Ей хотелось рыдать, кричать, звать на помощь. Она знала, что и как обычно говорят врачи родственникам и близким, а о чем предпочитают умолчать. Сама была в такой роли не раз: взвешивала слова, жалея людей, берегла нервы родных. Все это было до боли знакомо. Но представить не могла - каково приходится родственникам, особенно когда жизнь дорогих людей на волоске. Вспомнились слова великого Гамзатова "Если боль других твоей не стала - прожита напрасно жизнь врача" и танком с жесткими гусеницами прошлись по  ее душе. "Я хочу его спасти...Нет, я должна его спасти...  есть Я БУДУ ЕГО СПАСАТЬ!"
С этим твердым решением задремала героиня в кресле больничного коридора...
- Рита, думаю, теперь вы можете пройти в палату, - раздраженный тон Лидии выдавал нервное напряжение. - Прямо по коридору и направо четвертая дверь. Прошу об одном - не расстраивайте моего брата. Ему и так не сладко.
- Как его настроение?
- Сложно сказать. Для него характерно не показывать эмоции на людях. В палате еще двое мужчин и оба тяжелые. Извините за то, что уже испортила вам сюрприз. Побоялась, что ваше нежданное появление приведет к обострению  и сообщила о том, что вы здесь.
- Михаил меня помнит?
- Конечно! С головой-то у него, тьфу-тьфу-тьфу, все хорошо: при памяти в сознании. Чего не помнить? В общем, идите - сами убедитесь.
- Не беспокойтесь! Все будет в норме.
- Надеюсь!...
                ***

- Миша, здравствуй!
- Доброго дня, Рита! Какими судьбами?
- Я принесла фрукты. Где твоя тумба?
Женщина вычислила тумбочку и положила сверток. Михаил отвел взгляд. Картину, которую увидела Марго, живописной назвать было трудно. Перед ней полусидел удрученный болезнью мужчина: очень худой, бледный. Глубокие морщины пересекали его аристократический лоб, уголки губ опустились в долговременной тоске. Щеки впали от худобы. Лишь глаза, те самые бархатные карие глаза, казалось, оставались прежними: мягкими и добрыми. Конечно, они уже не светились, как тогда на палубе, не играли зрачками-шалунами, но, как и прежде, пели песню о многогранной душе их владельца. И это, пока еще не совсем на сознательном уровне, давало Маргарите надежду.
-  Рассматриваешь меня, как под рентгеном, - недовольно произнес больной. - Не ожидала увидеть умирающего старика, наверное? - в голосе Михаила Маргарита услышала гибрид отчаяния, раздражительности и насмешки.
- Бог с тобой, Миша! Мы еще повоюем! Ты будешь жить полноценной жизнью - обещаю!
- И зачем прекрасной молодой женщине беспокоиться за меня? Живи, как жила до сегодняшнего дня. Найдешь нормального, красивого, родишь ему детей, сделаешь карьеру. Я тогда был тебе не нужен, уже изрядно потертый, а теперь и подавно. Не обманывай себя! Ты же хотела лишь полюбопытствовать на мою тему!
- Понимаю, Михаил, очень понимаю состояние, досаду, боль! Ты можешь гнать меня самыми скверными словами, но я точно знаю, я решила, что не оставлю тебя. Буду биться за выздоровление уже сейчас.
- Думаю, кроме меня, тебе есть за кого биться! Или работы маловато?
- Я готова, я хочу сделать все, не перебивай меня, дослушай! Я найду деньги, лучших врачей хочешь ты этого или нет! У меня свои каналы, знакомства. Я в силах горы свернуть потому, как хочу, чтобы ты был здоров, полноценен, а значит счастлив. Твоя болезнь не прогрессирует - уже хорошо. Есть шансы на выздоровление - тоже неплохо, да?
- Да пойми ты, наконец, нет у меня средств на это, нет! И даже, если бы и были, знай, что мне никогда уже не стать полноценным мужиком, понимаешь? Допустим, с болезнью справлюсь, но ни одну женщину не смогу наградить материнством. Услышь меня сейчас, немедленно! Уходи!
- Нет, Миша! Немедленно я уйду только потому, что ты возбужден и надломлен. Тебе пора отдыхать.  Я уже не та девочка, которую знал ранее. Поэтому не оставлю тебя! Ты мне нужен, Миша, такой, какой есть. Прости за то, что однажды исчезла, не попрощавшись...  Я повзрослела, ты изменился, но не изменилось мое отношение к тебе и уже не изменится! У меня было более, чем достаточно времени, чтобы в этом убедиться! Отдыхай!
 Марго поцеловала Михаила в щеку и улыбнулась на прощание:
- Я скоро вернусь, совсем скоро. Все будет хорошо!..
Маргарита вышла из палаты...
                ***
- Исмаил Яковлевич, могу я поинтересоваться: почему Михаил находится в палате с тяжелобольными? Не мне вам рассказывать, как это отражается на самочувствии и настрое пациента.
- Простите, но  я здесь главврач.  а вы...
- А я упрямая ослица, приехавшая невесть откуда? - перебила врача Марго. - У вас в отделении свободная палата есть?.. Замечательно! Сколько стоят сутки пребывания в ней?
 Исмаил Яковлевич  назвал сумму.
 - Да, удовольствие недешевое, но и в прежней Михаил оставаться определенно не может. В районе четырех деньги будут. До встречи!..

                ***
- Алло, мама, срочно найди риэлтора! Приеду через два-три дня и все объясню... Да, мама, случилось... но не со мной. Лично у меня все неплохо... Да не нужны мне эти впечатления!.. Все... приеду - поговорим. Кладу телефон...
                ***
- Денис Алексеевич, подпишите заявление!
- Что с вами? Я вас такой никогда не видел.
- Люди не всегда сразу раскрываются. Я покидаю отделение потому, как мне надо уехать, скоро уехать.
- Садитесь-ка к столу. Сейчас чай организуем и вы мне все расскажете.
- Все более, чем серьезно. Я хочу спасти человека. Похоже, за меня это никто не сделает, да не в том дело. Он нужен мне, а я ему. И он находится в онкологии.
Маргарита поведала все подробности болезни. Денис Алексеевич выслушал женщину.
- Простите за бестактность, что думает ваша мама по этому поводу?
- Какое это имеет значение?
- Понятно... можете не отвечать. Надеюсь, ваше решение хорошо обдуманное и локти кусать потом не придется... Оставляйте заявление, но подписывать пока не стану.
- В чем же дело?
- Зачем вам увольняться, если можно перевестись? Объясняю... Учился я в Питере, когда его еще Ленинградом  величали. Друг мой там заведует кафедрой в НИИ и управляется с  консультативно-диагностическим центром. Сможет помочь вам с работой или нет - узнаю. Зайдите завтра в это же время. А до того хорошенько подумайте. Вы еще так молоды!  Продаете квартиру покойного отца. Хотите связать себя с мужчиной другого поколения. Уверены, что время его не изменило, а болезнь не усугубила характер и сущность? В конце концов, знаете ли вы его достаточно хорошо? Предполагаете, что у вас в отношениях все будет ладно? Никакой гарантии в этом нет.
- Гарантии дает страховой полис,- пересекла нравоучения Марго. - А за заботу - спасибо! Я зайду к вам завтра.

                ***
- Лидия, добрый вечер! Как самочувствие Миши?
- Здравствуйте, Маргарита! Мало, что изменилось за две недели. На капельницах держится, как и раньше, переносит лечение нормально. О вас спрашивал вчера.
- Лидия, я прилетаю послезавтра. Нам надо встретиться. У меня для всех новости весьма неплохие. Пожалуйста, сообщите Исмаилу Яковлевичу, что везу деньги на операцию. Пусть начинает готовить Мишу к ней... Да, я в курсе, что на это дней десять уходит. И еще... через пять дней опытный врач из Москвы будет осматривать Мишу. И он же будет оперировать вашего брата... Пожалуйста, не спорьте. Понимаю, что это лечащему не понравится, но разве об этом стоит думать? Исмаил Яковлевич, полагаю, не откажется ассистировать. Откажется, так других найдем... Вам, извините, не выбирать и капризничать теперь. Придется мне довериться...  Не беспокойтесь: заплачено за все! Просьба только есть одна: встретьте меня в аэропорту во избежание кражи или недоразумений. Я прилетаю в 12.20 местного, рейс 436...
                ***
- Денис Алексеевич, благодарю за все, что вы сделали для меня! Дай Бог вам здоровья и процветания вашему отделению!
- О, не прощайтесь навсегда, а лучше позвоните, как встретитесь с Юрием Германовичем. Завтра у вас собеседование в 15 часов, не забудьте. Хотите утвердиться в Питере - соглашайтесь на все. Вы решительная, даже дерзкая, я бы сказал. Все получится! Вас встречают? Смею напроситься проводить вас, все-таки большие деньги везете.
- Спасибо, мама провожает. Однако, отказать вам не в состоянии. Мой адрес знаете? До встречи!
- До утра!..
                ***
- Мама, ну что ты сырость развела? Перестань, прошу! Со мной все будет отлично! Миша поправится, и мы сразу приедем вместе, так и знай!
- Денис Алексеевич,  мне пора! Объявили посадку.
- Берегите себя, Маргарита Владимировна! Пусть ваш друг выздоровеет и с работой повезет!
- Тысячу раз спасибо! Вы настоящий!!!


Рецензии