Среда обитания

О, сколько одиноких душ сорвалось в бездну сирых чувств! Вот так и мой приятель Коля узнал с пелёнок это горе. Сиротской доле он не рад, но мать не выдержала роды.

И мальчуган попал в неволю. Вместе с ним попал в дом ребенка и его брат. А самого старшего отправили по другому адресу, определили в детский дом. Общение с братьями Сережей и Сашей наладилось, когда Коля миновал раннее детство и оказался в детдоме. Ребёнок не выделялся ростом, в спортивной шеренге числился последним, но почему-то его никогда не обижали. Вскоре защита и опора покинула приют, город и, разумеется, самого младшего из рода Шульгиных. Братьев опять разъединили.

В то время школа-интернат представляла наспех сколоченную в военное время образовательную организацию, состоящую из сети зданий, разбросанных по всему Сольвычегодску, основные находились в школьном городке. Поэтому выпускников детдома отправляли учиться в Ильинско-Подомское. Торжественное расставание с ребятами всегда сопровождалось присутствием воспитанников младших групп. В прощальном концерте Николай исполнял песню. Уже тогда был замечен его дар и подтверждён документально. Музыкальность, а точнее абсолютный слух у талантливого мальчика проверили представители Ленинградской школы-интерната для одарённых детей. Согласие братьев для их разлуки не было получено. К тому же, в детдоме в то время был карантин по гепатиту и «свинке». А значит, пребывание Коли на родине продолжалось. Щедрой заботой выдающиеся способности со стороны государства не культивировались ни в детдоме, ни в интернате.

И без внешнего участия природа потаёнными тропами ведёт человека к его потенциальным возможностям, заложенным в детстве, развитым в системе ценностей, понятий и умозаключений. Образование нарушает естественное развитие задатков. Оно торопит события, является спонсором одарённости. Развивая способности, человек начинает испытывать стойкий интерес в данном направлении: у него всё получается; он успешен, даже в чём-то превосходит других; наблюдает восторженные взгляды взрослых, замечает восхищение со стороны воспитателей и учителей; испытывает радость по поводу решённой задачи, проблемы, выполненного творческого задания. «Звездиться» рано, одарённый человек ещё не научился позиционировать себя в коллективе сверстников, быть постоянно впереди и чувствовать спинным мозгом недовольство догоняющих. Внушённый мир благополучия славы придёт к нему позже. А пока юному дарованию стоит придержать свой бег, чтобы не оказаться в полной изоляции наедине со своими планами, идеями, творческой реализацией и самодовольством.

Сначала у Николая было ощущение брошенности, он вдруг стал никому не нужен. Ощущение, что ему стоит развиваться самостоятельно пришло к нему уже в школе. Мягкий звук фортепиано отсутствовал, а на уроках пения очень редко присутствовала Нина Георгиевна с баяном. Она же занималась хором мальчиков, но туда принимали только с третьего класса. Всё чаще Колю можно было застать у радио. Повзрослев, он записался в школьный духовой оркестр, торчал у проигрывателя, меняя пластинки Beatles на школьных вечерах. И уединялся, развивая вокал в спальне, когда детвора была предоставлена улице. На сцене уверенно держался Миша Реутов, солист от бога. Коля не проявлял желания петь перед аудиторией школьников.

Сама природа занимается шлифовкой характеров людей под чутким присмотром общества. Типаж, даруемый в наследство, претерпевает изменения под воздействием обстоятельств. Используя приспособительный механизм подстройки под отношения между людьми, совершая регулятивные функции, направленные на ощущение комфорта и гармонии, человек вынужден меняться, надевать маски. Строптивых чудаков, упёртых упрямцев, не так много. Среди них можно встретить манипуляторов, людей, которые не умеют налаживать отношения, и лиц с завышенной самооценкой, считающих, что обстоятельства и люди подстроятся под них.

Итак, Николай затаился. Ребячьи затрещины и упрёки позволили согласиться с кличкой «Шуля», производной от «Шульга». Среда обитания держала душу в заложниках. Метаморфозы в характере Коли, изменения не в лучшую сторону стали происходить в старших классах.

Достаточно редко встречаются люди, которые знают свой потенциал с детства. На поколение – их единицы. Могут быть задумчивыми, рассеянными, работающими на одном дыхании, когда сгустки энергии им доступны. Иногда бывают с ленцой, для работы ждут особого случая. Увлечения их сродни одержимости. Вот этого попутного ветра они часто и ждут. Зависят от случая и ситуации. Легко ранимы в детстве, потом не обращают внимание на камни, летящие в их сторону. Их приспособительные манёвры таковы, что, веря в свою исключительность, ни под кого подстраиваться не будут. Ценят одиночество, как важный фактор невмешательства в их работу. Когда остывают к делу, не прочь в компании встряхнуться, накопить силы для реализации дальнейших творческих затей. Им наплевать на репутацию, на устои и нормы поведения в обществе. Для компенсации затраченной энергии они идут против предрассудков общества, ведь они немало дают взамен этому обществу простых людей. Часто замыкаются и становятся нелюдимы. Люди реагируют на их странности с непониманием. Отталкивающе вступают на путь борьбы с ними, завидуют их продуктивности, творческой плодовитости.

Музыкальная карьера Николая началась в 16 лет. Безденежье – такая существенная проблема для детдомовцев, которая заставляет искать не пути реализации, а возможность заработать. Коля совместил и то, и другое. Начал играть на гитаре в ресторане г. Новодвинска, там и подучился мастерству. Уже в юности Ник виртуозно играл на гитаре, самостоятельно изучил многие музыкальные инструменты, время в армии тоже способствовало этим занятиям, он солировал в вокально-инструментальном ансамбле. Из зенитчиков его спешно перевели в духовой оркестр части, заметили и пригласили в ВИА.

У славы есть оборотная сторона – травля современников. Дискомфорт никому не нужен, он толкает одарённых к работе, депрессии, богемной жизни, желанию забыться под парами спиртосодержащих жидкостей и наркотиков. В их среде и отклонения от траектории нравственного развития, умственные помешательства и другие психические заболевания, некий баланс природной даровитости.

Когда произошёл слом в щедрой душе Николая? Что стало с его ценностями при перестройке организма? Внешние данные были прекрасными, а вот с росточком не повезло. Маленький рост отпугивал потенциальных приятельниц. Первые признаки грубости в отношении женщин появились после армии, в состоянии сильного опьянения.

За драку он попал «на химию», в то время он поддерживал отношения только с парой одноклассников и братьями. Собеседников было немного. Ник замкнулся, а ведь было время, когда он сочинял стихи.

В мае в Северной Двине близ Жаровихи (г. Архангельск) выловили утопленника. Шёл ему в ту пору 21-й год.

Сложной и драматичной оказалась судьба музыкального наследия Николая Шульгина.  Кассету с творчеством Коли, сольный альбом популярных песен армейского ансамбля, увели. От Николая остались только фотоснимки юности да воспоминания у одноклассников и сослуживцев.


Рецензии