Возвращение каравана - 23

Автобиографическая проза

Из писем ко мне моих друзей
и мои ответы друзьям 
(1982-1996 годы)

ЧАСТЬ 23 (ДВЕ страницы)

* * *
Когда стала писать свободные стихи, испугалась, что рифма умерла и теперь я один на один с голым словом и смыслом. Но сразу ощутила удовольствие от шлифовки материала: слова становятся полированными кусками стекла и сцепляются намертво!

* * *
Сидеть на интеллектуальном дереве и не быть способным подняться выше, лучше, чем копошиться внизу и даже не знать об  этом дереве. Но, сидя на таком дереве, можно всё равно быть обезьяной. Интеллектуальная обезьяна ещё хуже обычной обезьяны.               

* * *
Сударыня! Зоя Журавлёва - замечательная писательница из Ленинграда недоумевает: зачем читать понятные книги?! Вспоминаю ее всякий раз, когда с удовольствием от понимания пробираюсь сквозь малопроходимые дебри некоторых философов.
               
* * *
Обнаружила у Чехова верлибр - в рассказе «Без заглавия»! Половина рассказа с ярко выраженным внутренним ритмом верлибра. В другой половине ритм теряется. Сам Антон Павлович догадывался ли, что первая половина им написана свободным стихом?
            
* * *
Часто в начале рабочего дня (чтобы сразу стало весело!) открываю редакционный фотоальбом, а там - 100 смеющихся физиономий! Наконец-то исполнила свою давнюю мечту,  приспособив к этому архивные фотографии. Смеющихся детей почти не было: детские лица унылые, скучные, сонные (только пять фотографий, где дети улыбаются). В середину альбома для контраста наклеила очень мрачное чьё-то лицо, а потом задорно смеющегося музыканта-джазмена. Глаз радуется!

* * *
Меня пугает человек с очень высоким интеллектом: кажется, произнеси любое желание, он достанет с полки чёрную (белую, серую) книгу и выполнит твоё желание без малейшего замешательства.            

* * *
Мне всегда казалось, что протопоп Аввакум и боярыня Морозова любили друг друга, не опуская свой дух до плотских отношений. Хотя в литературных биографиях об этом нигде даже не намекалось. Нашла подтверждение в книге Елизара Мальцева «Белые гуси на белом снегу». Автор пишет, что Аввакуму пришлось поступить с собой точно так же, как и отцу Сергию, в борьбе с соблазном плоти.

* * *
Подарила хорошему тридцатидвухлетнему человеку к дню рождения 33 гвоздики. У него было такое лицо, как будто я принесла ему в подарок самолёт! Но бывает, что и пачка папирос дороже самолёта.
            
* * *
Лучше всего въезжать в новую квартиру. Про старую квартиру говорят, что оставленный другими людьми микроклимат рано или поздно подчинит новых жильцов.               

* * *
Скорее достают табак некурящие. Нет-нет да кто-то из некурящих принесёт пачку сигарет на всю редакцию. «Молодой человек, молодой человек, угостите даму табачком!». Протягиваю «шляпку», чтобы вместо копеечки бросили папироску.
            
* * *
Думаю, Чехов тоже искал смерти, поехав на Сахалин.
            
* * *
Кто-то сказал, что мир спасёт не красота, а СТЫД.
            
* * *
Приглашена художником-инвалидом для знакомства с его прозаическими произведениями (он ослеп и теперь вместо картин пишет якобы философские рассказы). Говорил только о себе и вопросы задавал только самому себе. Я ощущала себя машиной, которая должна оценить его творчество. Ценить было нечего, о чём я и сказала безжалостно автору. Его рассказы это не только попытка выжить в мире, оказавшись инвалидом, а ещё и уверенность тирана, что ему должны подчиняться только потому, что он инвалид.

* * *
«Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас расцелую...». Когда муж первый раз услышал эту песенку, он весело заворчат: «Расцелую... Не целовать нужно, а посуду вымыть, полы подмести, бельё постирать!».

* * *
И чем только не пытаюсь себя занять! - печатаю список картин Рериха, прошедших какую-то комиссию; иду по поручению редактора на профашистское сборище; смотрю какие-то фильмы в Доме ученых; отправляюсь (как вчера) в гости, где пытаются сосватать мою рыжую дочку за кандидата математических наук (математических! - какое уныние!); читаю книгу о цыганах, на очереди «Зов» Рериха.
               
* * *
Еду поездом «Москва-Варшава». Беру с собой польский разговорник. Приятельница смеётся: «Собираешься бегать по вагонам в поисках поляков вместо того, чтобы спокойно жевать курицу?».
Курицу-то теперь не достать, так хоть поговорить!
            
* * *
«Представители высших сословий влюбляются в представителей сословий низших, между тем, как обратные случаи чрезвычайно редки». Почему именно так, Гоббс не объясняет.
Художественная литература описывает множество обратных примеров. И мне думается, что более естественно, когда низшие влюбляются в высших. Другое дело, что в этом случае почти нет надежды на серьёзную взаимность. Сама же я всегда по одёжке протягивала ножки.

* * *
Порой любящая женщина смотрит на объект своей любви с такой стороны, которую не видит никто и тем более сам объект. Потому иногда можно услышать фразу: "Я не тот, за кого ты меня принимаешь. Не идеализируй меня!"

* * *
Друг мой! Хочу покаяться в поспешной оценке Н.Бердяева. Его книга «Философия творчества, культуры и искусства» повергла меня в радостный шок. Сколько там того, о чём я давно и упорно думала! Хотя бы вот это: «Хотеть свободы для свободы, свободы без цели и содержания, значит хотеть пустоты, уклоняться к небытию. Свобода не ОТ, свобода ДЛЯ. Подлинно свободные утверждают волю содержательно, а не формально, знают, чего хотят... Свобода есть не право, а обязанность».
Или: «Нельзя верить тому, что сексуальный акт совершается для добродетельных целей деторождения. Он всегда совершался стихийно, по страсти. Он бессознательно господствует над человеком и смеётся над его индивидуальными целями. Богу был, вероятно, известен иной способ размножения людей, отличный от нынешнего. Победа над рождающим сексуальным актом будет победой над смертью». Николаю Бердяеву вторит Мережковский: «Кто победит пол, тот победит смерть».
Или такая, на мой взгляд, парадоксальная мысль: «Мы стоим перед неизбежностью ОПРАВДАТЬ СЕБЯ ТВОРЧЕСТВОМ, а не оправдать своё творчество». Подумайте над этим, мой друг.

* * *
Пишу письмо и курю через мундштучок последнюю папироску «Астры» и думаю, что потом (после письма) возьму гитару и запою: «Напрасные слова-а-а-а». Хороший романс!

* * *
«Пока ты недоволен жизнью, она проходит», - услышала по телевизору


Рецензии
Искал ли Чехов смерти, уехав на Сахалин. Думаю, творческая командировка - это был предлог,
чтобы вырваться из опостылевшей действительности к новым ощущениям!
Жму на зелёную -
.

Евгений Мищенко 2   07.03.2020 11:42     Заявить о нарушении
И поздравляю с женским праздником! Желаю здоровья, радости
и счастливого пути Вашему Каравану!

Евгений Мищенко 2   07.03.2020 11:40   Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений! То, что вы написали про Чехова - гуляющее много лет, якобы, объяснение. Всё у Антона Павловича оказывалось гораздо сложнее. Он был человек очень скрытный и недоступный. Его хиханьки-хаханьки, особенно, в письмах, мне при чтении всегда казались притворством. Но, полагаю (и не только я), что этими смешками он затушёвывал чёрные мысли.

Вера Чижевская Августовна   07.03.2020 20:03   Заявить о нарушении
"Дорогие мои старики..." Помню до сих пор этот знаменитый шлягер. Задушевная мелодия. А слова... Ну много ли смысла в песне "Калинка-малинка"? А люди поют!
Но тут другой случай - претензии на философию. Потому и врезалось в память имя поэта - Симон Осиашвили. Эталон бездарности и бесстыдства.

Евгений Мищенко 2   17.05.2020 07:35   Заявить о нарушении
Вы имеете в виду под "бездарностью и бесстыдством" песню?

Вера Чижевская Августовна   17.05.2020 21:13   Заявить о нарушении
Осуждать чьё-либо творчество – неблагодарное дело. В конце концов, не нравится – не слушай! Но как не слушать, если тошнотворная попса несётся из всех утюгов? Бездарность агрессивна и токсична.
Можно было бы пропустить мимо ушей косноязычие и пошлость текста: Постарели мои старики… дайте(!) я вас сейчас(!!) расцелую(!!!)… В стихотворении о родителях нет ни одного живого слова - их с лихвой компенсируют завывания романтичного Саруханова. Можно было бы принять как курьёз оглушительный успех, который вдруг свалился на плечи автора - застенчивого инженера-программиста. Но по горячим следам, на ЦТ широко анонсируют и показывают Авторский вечер поэта, а потом ему дают звание Заслуженного артиста... Осиашвили – это одна из звёзд постперестроечной вакханалии. Покупаются и продаются звания, должности, диссертации, слава… Места Магомаева, Пугачёвой, Высоцкого занимают Тимати, Бузова, Шнур. Бездарность и Бесстыдство правят бал.
Я не ностальгирую по СССР, но всё чаще слушаю лирические песни 50-60-70-х … Боже, куда мы скатились!

Евгений Мищенко 2   18.05.2020 06:20   Заявить о нарушении
И я "всё чаще слушаю лирические песни 50-60-70-80-х годов".
Сейчас душит электронная музыка и если поёт певец (?), то он почти все слова зажёвывает и непонятно, на КАКОМ языке поёт! Пугачёва каждое словечко выговаривала :о)

Вера Чижевская Августовна   18.05.2020 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.