Что писала Албанская газета в 2002 году о Сельмане
Лямеборшаем.
Албанская газета “Koha e jon;” (Наше время) - 12.02.2002 года пишет о Заслуженном лесоводе РФ, старшем научном сотруднике ВИНИИЛМ Лямеборшае Сельмане Халиловиче.
«Люди и судьбы»
Учеба, женитьба, расставание с женой и сыном, побег из Албании, прибытие в столицу России. Деятельность албанского ученого и признание его дела далеко от Родины. Две албанские сосны в Москве для Л. Толстого.
Известный инженер Сельман Лямеборшай, давно убежавший из Албании, получил два саженца чёрной сосны из Шкодры и посадил на месте погибших в усадьбе великого Русского писателя. Если бы Лев Толстой был жив, он бы узнал, что две чёрные сосны, которые он посадил своими руками в Ясной Поляне высохли. Но Сельман Лямеборшай албанский инженер, сделал тысячу километров, чтобы привести из Шкодры два саженца черной сосны и подарить внуку писателя Владимирову Ильичу Толстому.
История Сельмана очень интересная и трагичная. 38 лет тому назад во время исследования зимних пастбищ Щиставеца, он смело перебежал албанскую границу, спасаясь от репрессии, слежки и попыток завербовать его в агенты КГБ.
В 1966 году жена Сельмана заболела Шизофренией, ее положили в психиатрическую больницу, он остался с маленьким сыном и одновременно учился в аспирантуре, где развивал свои способности, овладевая лесной наукой.
Наш лесной инженер в Албании не смог претворить в жизнь свои «наполеоновские» планы по улучшению состояния наших лесов. Разрыв отношений с бывшим Советским Союзом, отъезд жены и сына из Албании, постоянная слежка и недоверие со стороны власти заставили 10 сентября 1963 года перешагнуть «линю смерти», оставляя на родной земле опалённые волосы с его головы от пуль пограничников.
То, чего он не смог достичь в Албании по лесоустройству, с большим сожалением для нас, он добился в России.
Всесоюзное объединение «Леспроект» в 1975 году 70% расчетных лесосек определяло по аналитическому методу Сельмана.
В Албании за те немногие годы, что работал в качестве главного инженера Министерства сельского хозяйства, он оставил 15 проектов, большинство из которых помят и сегодня. Это лесозащитные полосы вокруг апельсиновых рощ в Саранде и Конисполе, это огромный парк вокруг Тиранского Университета, это лес на скалистой местности Эльбасана и др.
Учеба и работа в Албании.
В этом году ему исполняется 71 год, но он не бросил работу, хотя давно на пенсии. Сельман Халилович Лямеборшай убежал из Албании через 7 лет после окончания Московского лесотехнического института. Если бы отношения между нашими странами не испортились, албанские леса были бы устроены при непосредственном участии Лямеборшая.
Он у нас был несомненно одним из лучших лесоустроителей. Сельман родился в селе Радим Влорской области 12 февраля 1931 г. Начальную школу закончил в Радиме. Здесь ещё в юном возрасте участвовал в партизанском движении, в борьбе за освобождение Албании от немецких оккупантов.
После освобождения Албании– ученик гимназии Гирокастра, затем студент зоотехнического техникума в Тиране. Везде учился блестяще, но главное, как вспоминают его товарищи и педагоги, он был прекрасным человеком. В 1952 году, за отличную учёбу был направлен учиться в Советский Союз – в Московский лесотехнический институт. Перед окончанием учебы он женился на русской девушке однокурснице. В 1957 вместе приехали в Албанию. Спустя два года у них родился сын, которого назвали Павлом. Они вместе жили в Тиране, где Сельман работал главным инженером в Министерстве сельского хозяйства, а жена - инженером в Министерстве строительства.
Сельман много ездил по стране и много писал в периодической печати о недостатках ведения лесного хозяйства.
В 1960 году Сельман вместе с албанскими и болгарскими специалистами организовали первые лесоустроительные предприятия в Албании. Он сам принял непосредственное участие в устройстве лесов Берата и Кукса.
Многие уверены, что, если бы Сельмана не репрессировали, сегодня состояние наших лесов могло быть на уровне передовых стран.
Преследование органов КГБ. Побег из Албании.
Разрыв отношений между Албанией и СССР в 1961 году коренным образом изменили судьбу Сельмана. В 1961 году, почти все русские женщины, вышедшие замуж за албанцев, вернулись в Россию, том числе и жена с сыном.
Нашего инженера после этого стали преследовать за то, что он закончил институт в «не дружественной стране». Начался новый период, период преследования и подозрения всех специалистов, окончивших Советские ВУЗы.
Блестящая карьера Сельмана в один день стала катиться вниз. За ним следили, был большой риск попасть в тюрьму. В это время тридцатилетний Сельман Лямеборшай избежал тюрьмы, но не преследований.
В 1961 его высылают в Эльбасан и переводят на должность инженера по зимним пастбищам. Там стали следить за ним ещё больше, наблюдать за каждым его шагом, запах тюрьмы был очень близок, но судьба помогла Сельману.
Из Щиставца требовали от правительства пересмотр оплаты по категориям пастбищ. Для решения этого вопроса направили туда Сельмана.
Был сентябрь 1963 года, ясный и солнечный день. Когда Сельман закончил работу, он оказался в трёх шагах от границы, его постоянно сопровождали 5 пограничников, и несмотря на это он принимает смелое решение – перебежать границу. Это проходило в горной местности, где через 5-6 метров побега его уже не было видно. При побеге пограничники стреляли в беглеца, одна пула опалила его волосы на голове. «Сам не знаю, как я остался жив» - писал он сестрам; -«Потрогал голову рукой и заметил опалённые волосы, и ни одной царапины».
На другой стороне границы ждали Югославские пограничники, которые приняли его за провокатора или диверсанта, надели наручники и посадили в тюрьму, где он провёл 9 месяцев.
1 апреля 1964 года дали возможность уехать в Москву.
Приезд в Москву Сельмана для жены был большой неожиданностью. Вскоре она тяжело заболела и её положили в больницу с диагнозом шизофрения. Сельман остался с маленьким сыном.
Работа в Москве.
38 лет Сельман работает в Москве по лесной специальности. С прибытием в Москву, в 1964 году он получил вид на жительство и устроился инженером В/О «Леспроект», где занимался исследованием продуктивности лесов Московской области. Через год поступил в аспирантуру на кафедру Лесоводства ТСХА имени К.А. Тимирязева. В 1967 году успешно защитил диссертацию по определению программных лесов Опытно- показательного лесхоза «Русский лес».
Сложившийся ученый постоянно работает над решением разных проблем русского леса. В 1991 году он выходит на пенсию. Но институт не уволил его, он до сих пор работает во ВНИИЛМе. В 1996 году он разработал методику определения экологического ущерба лесов музея Л.Н. Толстого в Ясной поляне. Это первая работа по экологии лесов. После этого 2 года работал в Национальном парке «Лосиный остров», там он заложил 60 пробных площадей, необходимых для ведения лесного мониторинга.
О Русском лесе Сельманом написаны более 70 научных работ. Во ВНИИЛМе за 25 лет он разработал ряд автоматизированных систем, облегчающих работу управляющему аппарату Министерства лесного хозяйства.
Жаль, что все эти работы Сельман Халилович не мог посвятить албанским лесам.
Он будет счастлив, если албанские специалисты лесного хозяйства сумеют применить в нашей стране его разработки по определению экологического ущерба и расчета размера лесопользования.
О жизни Сельмана Лямеборшая можно прочитать В «Проза. ру» в книге-«Один в России, но не одинок.»
Свидетельство о публикации №220011302025