Рассказ Чебоксары

    

                Ч  е  б  о  к  с  а  р  ы .


- Сынок ! Вставай ! – голос мамы раздавался  откуда-то издалека.
- Вставай, а то уедут без тебя !
Потихоньку смысл сказанного стал доходить до спящего мозга и сподвигать организм на ответные адекватные действия.Вставать  было совсем невмоготу, но фраза «уедут без тебя» оказалась решающей в борьбе со сном. Быстро поднявшись с постели, я начал лихорадочно одеваться, попутно справляясь у мамы, через  сколько минут отправляется экскурсионный автобус.
 Времени оставалось совсем чуть-чуть, поэтому, пренебрегая  завтраком  я помчался бегом к автобусу на ходу засовывая  в плетёную коричневую авоську  мамины  бутерброды, завёрнутые в газету.
Сбежав по деревянным, крашеным ступенькам вниз, я даже не почувствовал,  успели ли они нагреться на утреннем июльском солнышке?
 На улице стояло раннее летнее утро со всеми его прелестями, т.е.  красивым бело-розовым клеверным ковром  и обильной росой, поэтому мои тёмно-синие матерчатые китайские кеды на красном резиновом ходу, мгновенно промокли насквозь, ведь до асфальтовой дороги надо было как то добраться, а это тропинки, тропинки и тропинки , которые приведут тебя к асфальтовой дороге,  но было тепло, солнечно, поэтому меня это ничуть не трогало и утреннее настроение счастья и какой-то неосознанной радости от ощущения полноты жизни волновало, заставляя  сердце биться чаще обычного.
К автобусу я успел, потому-что еще минут пять мы ожидали какую-то, очевидно очень важную даму, которая  появившись, неспешно  вошла в автобус,  даже  не посчитав своим долгом извиниться за опоздание.
Эту экскурсию организовывал  городской  Дом учителя, поэтому в автобусе были учителя и несколько ребятишек – их дети. Я впервые ехал один, без мамы, чувствовал себя почти взрослым  и как мог старался это подчеркнуть, проявляя возможно излишнюю независимость в отношениях с попутчиками. На вопросы отвечал односложно, не давая повода для продолжения диалога. Путь предстоял не близкий, более двухсот километров, но по мне, чем дальше, тем лучше - так мне нравилось путешествовать на автомашине и предстоящее приключение, и запах бензина, который в изобилии присутствовал в салоне автобуса, был для меня тогда предпочтительней запаха дорогого парфюма, о запахе которого я тогда даже не догадывался.
 Дорога оставляла желать лучшего - обильно трясло и подбрасывало на неровностях и ямах, но обитатели автобуса, как будто этого и не замечали - каждый был занят своим делом. Кто-то читал книгу, кто-то смотрел в окно, мамаши пытались накормить и успокоить своих ребятишек. Я смотрел в окно.
 Мне было интересно проезжать по местам, где я ещё ни разу не был. Правда интересно было первые два часа пути, потом мне наскучили эти вечные овраги и лесопосадочные полосы вдоль дороги. Заскучав, я стал потихоньку приглядываться к пассажирам автобуса. Большинство из них я знал, поскольку видел на мероприятиях в Доме учителя, да и учительский контингент в городе был не столь велик, чтобы быть неузнаваемым.
Сейчас уже трудно вспомнить, да наверное меня тогда это мало интересовало, с какой целью была организована эта экскурсия. Впрочем это и не важно. Большинство поездок имело под собой несколько значимых целей: экскурсионные, закупочные и наверное ещё какие-нибудь о которых мало кто догадывался. Из маленького городка мы ехали в большой красивый город расположенный на берегу Волги.Мы приехали в Чебоксары около одиннадцати часов дня и сразу спустились вниз к Волге, где у берега располагался речной вокзал, представлявший собой двухэтажный деревянный дебаркадер зеленоватого цвета с тонкими белыми  колоннами и двумя пришвартованными к нему речными пассажирскими судами трех и четырехпалубными соответственно.
Зрелище просто замечательное. После пыльной дороги в душном автобусе, широченная водная гладь, причал , белоснежные теплоходы и люди гуляющие вдоль набережной.Мы с удовольствием прошлись по набережной улавливая прохладу от водной глади. Но гулять долго не разрешили, потому-что надо было попасть в музей или картинную галерею, я так и не понял куда именно. Поднимаясь вверх от воды сразу ощущаешь всю мощь полуденного солнечного жара. Наконец  добрались до особняка прошлого века, который расположился на крутом берегу, с изумительным видом на Волгу.Честно говоря я и не помню, был ли это музей изобразительного искусства или просто краеведческий музей, но мне всё там было интересно:
и картины, и затейливая деревянная мебель и сами люди - подолгу рассматривающие вроде бы на первый взгляд, совершенно простенькие картины, и сама атмосфера высоких потолков, пышных, пыльных портьер и занавесок в стиле ренесанс. Я ходил по залам музея, постоянно возвращаясь в уже пройденный зал, если мне вдруг казалось что-то очень интересным.В одном из залов я увидел картину, изображавшую довольно крупную, если не сказать толстую женщину и она бы не привлекла бы моего внимания, но одно обстоятельство затормозило меня у этой картины - женщина была абсолютно голой. Для юноши, которого ещё не пускают в кино на сеансы «дети до 16 лет не допускаются» увидеть такое было равносильно внезапному грому средь ясного неба. Я не знаю сколько  стоял у картины, но очнулся лишь тогда, когда плеча коснулась чья-то рука, заставив меня невольно вздрогнуть.
- Нравится ?  - голос был знакомым
Я обернулся и увидел Егорыча - преподавателя рисования. От смущения охватившего меня в тот момент я не нашёлся, что ответить, а только молча отошёл от картины и быстро направился в другой зал.Нужно было как-то заглушить своё смущение перед преподавателем.Мы еще где то минут сорок ходили по музею осматривая причудливые на наш взгляд занавески,убранство  и мебель, а потом нас всех собрали и дружно повели в столовую.
Столовая в которой нас должны были кормить, находилась в двух кварталах от музея, поэтому лёгкая прогулка по солнечному городу не доставила ничего , кроме предыстории  перед поглощением, вызывающем обильное слюноотделение. Столовая была со стандартными запахами общепита и довольно большим залом  для посетителей. Как ни странно в столовой нас обслуживали несколько официанток, поэтому всю нашу группу отпустили довольно быстро.
После столовой нам дали 15-20 минут на перекур  и предложили собираться у нашего автобуса.Потом мы долго ждали пока все соберутся и у водителя был персональный список, куда нужно было заехать. К счастью таких адресов было только два. Да и задерживались мы там  не долго.
Поэтому к вечеру мы спокойно отправились в обратный путь.Конечно выезжали из Чебоксар ещё засветло, но по времени было уже  после восьми.Выезжали  весело, пели песни, все в приподнятом настроении. Хватило где-то на час, потом песни прекратились, народ стал потихоньку приспосабливаться ко сну, сказывалось дневное напряжение и дальняя дорога.

 Дама, которая опоздала, сидела рядом со мной и поскольку она была довольно плотного  телосложения занимала почти полтора автобусного  сидения. Сначала мне это ничуть не мешало, но потом она стала клониться головой к окну и потихоньку пачкать мои брюки, пытаясь задрать ноги на сиденье, чтобы было удобней спать. Я как мог старался препятствовать такому нахальному нашествию.Тем более ,что у меня с самого раннего утра, как то не сложилось положительное отношение к данной особе, не уважающей коллектив.
Мягкая рука опустилась на моё плечо. Давай ко мне ! Пусть женщина отдохнёт !Это был Егорыч. Я не мог отказать! Пересел к нему на половинку сиденья ПАЗика (кто ездил тот знает как это не широко). Мы поехали в бесконечную ночь. Ночная дорога длиннее дневной.Я хотел спать, умаявшись за день, но сидел я, то на краешке сиденья, то на коленке Петровича, а он всё рассказывал и рассказывал: про пейзажи, обнажённую натуру, красоту еды из натюрмортов и многое многое, от чего у меня кругом шла голова, то ли от рассказов о художниках, то ли от того как надо смотреть и ценить женщину, то ли от плохой дороги.Дорога обратно показалась мне очень длинной и как хорошо, если на этой длинной дороге тебе встретится замечательный попутчик. И тогда начинаешь более благосклонно смотреть на женщину рядом с тобой, напоминающую ту с картины в музее, на тряскую дорогу всё глубже и глубже разрезающую ночную тьму, а мысли в голове начинают складываться в затейливый узор,позволяющий как бы со стороны оценивать происходящее и спокойно созерцать не вмешиваясь в ход событий.
  Егорыч - провинциальный художник,преподаватель из глубинки,  замечательный человек - первый  на моём жизненном пути, рассказавший мне о красоте женского тела, заставивший остановиться и задуматься о том месте, которое занимает искусство у тебя в душе.
Даже сейчас с высоты прожитых лет я не могу сказать был ли он хорошим художником, но одно я знаю точно - он был хорошим человеком.
Как бы мне хотелось, чтобы у каждого  в жизни были свои ЧЕБОКСАРЫ!!!


Рецензии