Про неумение оставаться наедине с собой

Один из часто упоминаемых людьми страхов - страх одиночества. У многих это вызывает такой ужас, что они готовы жить с кем угодно. Порой для таких людей предпочтительнее скандалы и насилие, но только не одиночество. Почему так? Неужели собственное общество так мучительно для них?
Порой страх этот вызван тем, что в одиночестве человек будет вынужден слушать собственные мысли, и именно это так пугает его.

Эрих Фромм в своей книге “Человек для себя” связывает эти страхи с глубоко нравственным и духовным понятием, которое он называет совестью. Он писал:

“Современному человеку чрезвычайно трудно слышать голос совести, по одной простой причине, чтобы услышать его, нам надо уметь слушать себя, но именно в этом и состоит главная трудность для большинства людей.
Мы слушаем что угодно и чей угодно голос, но только не свой собственный. Мы постоянно открыты любым потокам мнений и идей, бомбардирующих нас отовсюду: из кино, газет, радио, любой пустой болтовни.
И если мы сознательно отказываемся от того, чтобы слушать себя, нет ничего более печального для нас.

Трудно слушать себя еще и потому, что это умение требует редкой в современном человеке способности - способности оставаться с самим собой. Нам страшно оставаться наедине. Мы предпочитаем одиночеству даже самое примитивное, а порой и неприятное общество. Времяпрепровождения самое пустое, ибо перспектива остаться наедине с собой нас очень пугает.
Неужели это потому что мы чувствуем самих себя как неподходящую компанию?

Я думаю, страх остаться наедине с самим собой, обязан скорее чувству замешательства и растерянности, граничащим с ужасом увидеть в столь хорошо знакомом человеке незнакомца. Нам страшно, мы бежим от самих себя. Тем самым упуская возможность услышать себя. И продолжаем оставаться глухими к своему внутреннему голосу - голосу своей совести.

Слышать слабый, неотчетливо звучащий голос совести трудно еще и потому, что он обращен к нам не прямо, а косвенно. И мы часто не понимаем, что это наша совесть взывает к нам. Мы ощущаем лишь беспокойство или даже недомогание по разным причинам, которые казалось бы не связаны явным и очевидным образом с совестью.

Может быть наиболее распространенной формой непрямых, неявных упреков нашей совести является чувство усталости и безразличия, смутное ощущение беспокойства.
Порой подобное ощущения переживается как экзистенциальное чувство вины за что-то не сделанное, тогда как на самом деле та, или иная оплошность ставшая причиной такого чувства вовсе не та, что может быть действительной нравственной проблемой.
Причиной этой постоянно нарастающей тревоги является так же страх смерти, но не обычный страх, который любой человек задумываясь о смерти. Это иррациональный страх есть проявление упреков совести за растраченную жизнь и упущенные возможности творческого продуктивного применения своих способностей.
Умирать мучительно горько, но мысль о том, что придется умереть так и не прожив настоящей жизни, не переносима…”

И все же я думаю, чтобы избавиться от страха, начать жить полноценной жизнью и действительно реализовывать себя, необходимо кинуть вызов этому страху, отважиться остаться наедине с собой. И наконец выслушать все, что скажет наш внутренний голос.
Да, возможно изголодавшаяся по собеседнику душа сначала будет плакать и обвинять нас, но потом она очищается, дарит прозрения и указывает путь.

Сказано нашими мудрецами: “Душа человека учит”...

#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОбОдиночестве #ОСмыслеЖизни

Художник Christo Makatita


Рецензии