Беседы в купе 3

Распечатки аудиозаписей бесед в купе поезда Москва-Владивосток.
(Приложение к Дневнику бомжа 2-5 - http://www.proza.ru/2020/01/02/543)

Участники:
Арджуна – учитель курсов «Искусство жизни». По вероисповеданию – индус.
Отец Сергий – священник православной церкви.
Дмитрий – музыкант, в недавнем прошлом бомж. В Бога верует, но ни к какой конфессии себя не причисляет.

Любовь.

Дмитрий. Я сейчас прослушал запись вчерашних бесед. Арджуна, вы говорили, что существуют разные типы любви и одна-единственная божественная любовь. Разве любовь, соединяющая мужчину и женщину на долгую совместную жизнь, не может быть божественной? К какому типу она относится?

Арджуна. Мой Мастер говорит, что существует три типа любви: любовь, возникающая по причине обаяния; любовь, в основе которой лежат дружеские отношения, и божественная любовь.
У любви, в основе которой лежит обаяние, обязательным спутником является новизна. Как только отношения становятся обыденными, обаяние тускнеет и начинается скука. Так происходит в большинстве браков. Такая любовь приносит с собой страх, неуверенность, печаль, вспышки ревности и раздражения.
Любовь, в основе которой лежат дружеские отношения исходит из близкого знакомства, из дружеских чувств. С годами она не уменьшается, а напротив возрастает. Вы чувствуете себя более комфортно со старым другом, нежели с новым человеком. Но в этой любви нет трепета, энтузиазма, нет огня…
Божественная любовь превосходит обе ранее указанные. Она не ослабевает с годами, не становится рутиной. В ней всегда присутствуют обаяние, комфорт, энтузиазм, благоговейный трепет.
Может ли такая любовь соединять мужчину и женщину, мать и дитя? Конечно, может.

О. Сергий. В православии Любовь одно из имен Божьих, указывающих на то, что Он Сам в Себе всесовершенная Любовь и изливает любовь на все творение. А также любовь это основополагающая христианская добродетель, «совокупность совершенства», как сказано апостолом Павлом в Послании к колоссянам. Христианская любовь – дар Духа Святого. По своей сущности это – обожение человека, по форме – жертвенное служение.
Бог сотворил мир не по необходимости, а по Своей высочайшей, свободной и благой любви. По Своей любви Он дарует нам возможность познания Себя вплоть до соединения с Собой, обожения. Бог не оставил человеческой род после грехопадения Адама и распространения греха по всей Земле, Он Сам вочеловечился ради спасения людей, чтобы через Свои крестные страдания, смерть и Воскресение искупить нас от власти греха: ибо, как сказано в Евангелии от Иоанна, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Дмитрий. Если в православии одно из имен Бога – Любовь, то как можно причислять к праведникам того, кто останавливал Солнце, чтобы все дышащее предать заклятию? Всесовершенная Любовь и геноцид инаковерующих – разве это совместимо?

О. Сергий. Речь идет о Иисусе Навине?

Дмитрий. О нем самом.

О. Сергий. Не надо путать современный мир с миром ветхозаветным. Для того, чтобы быть услышанными, проповедникам Единого Бога приходилось убеждать людей в Его силе, способности повергнуть ниц языческих идолов – иные аргументы не работали. А как народы демонстрировали свою силу, как воевали в те времена? Истребление побежденного врага было нормой, а не исключением: либо мы вас, либо вы нас. Вера в Единого Бога выстояла, в числе прочих причин и благодаря тому, что израильтяне истребили хананеев. Будь наоборот, то возможно, и до сегодняшнего дня люди приносили бы в жертву идолам своих детей, считая это богоугодным делом. Вы считаете это более гуманным?

Дмитрий.  Но израильтяне в жестокости не отличались от своих соседей, а скорее превосходили их, и Бог израильский не был милосердным: уничтожал целые города, насылал на землю потоп «чтобы истребить с лица земли человеков, ибо раскаялся, что сотворил их». И человеческие жертвоприношения у израильтян не считались богомерзким делом. Ведь это Бог дал Моисею подробные указания – что, как и когда можно приносить в жертву, а не Моисей выдумал. Первенцы в семьях израильтян тогда считались принадлежащими Богу, так же, как это было у хананеев. Многие семьи откупались от приношения своих чад в жертву, но всегда ли было так? В Библии есть рассказ об одном из судей, военачальнике Иеффайе, который в благодарность за дарованную Богом победу над аммонитянами пообещал принести Ему в жертву первое, что выйдет из ворот дома. Первой навстречу возвращавшемуся из похода отцу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, и Господь принял эту благодарственную жертву, не отвел от девушки занесенный над нею отцом нож.

О. Сергий. Я повторюсь – не путайте наши времена с теми. Мир кардинально изменился.

Дмитрий. Ой ли?. Ваши аргументы в защиту насилия, творимого ветхозаветными израильтянами над иноверцами, до боли напоминают аргументы сегодняшних исламских террористов. Те, причисленные к праведникам и пророкам, ветхозаветные террористы, считали, а современные террористы сегодня искренне считают себя носителями единственно правильной веры и полагают, что Бог им в этом деле активно помогает. Изменилось только оружие: у ветхозаветных были стрелы и копья, а у современных подрывные устройства, автоматы и ракеты. То-то гляди, что и атомным оружием завладеют.

Арджуна. Я не знаток Ветхого завета, поэтому чувствую себя в этом споре лишним. Давайте отложим разговоры о насилии в древности и в современном мире на потом. Можно, я скажу еще несколько слов о любви?

О. Сергий. Дмитрий нахватался поверхностных знаний, а теперь пытается их преподать нам как истину в последней инстанции.

Арджуна. Все, что доказывается путем умственных построений, может быть опровергнуто другими умственными построениями, другим набором фактов или другой их интерпретацией. Истина постигается не умом, а сердцем.

Дмитрий.  Хорошо, отложим наш спор. Вернемся к любви. Любовь – это истина?

О. Сергий. Нет истины выше любви! Я повторюсь – в христианстве Любовь одно из имен Божьих.

Арджуна. Этот мир сотворен из любви.

Дмитрий. Арджуна, вы серьезно?

Арджуна. Вполне.

Дмитрий. Вы говорите, что мир сотворен из любви, но почему тогда он полон ненависти? Ненависть – тоже любовь?

Арджуна. Да. Ненависть – искаженная невежеством любовь. Невозможно ненавидеть без любви, будучи ко всему равнодушным. Человек ненавидит другого человека только тогда, когда видит в нем угрозу предмету своей любви. У того, кому все по барабану, даже собственная жизнь, врагов нет. Предметы любви невежественного человека всегда ограничены, они не включают человечество или Землю в целом, и уж, тем более, Единого для верующих и неверующих Бога.

Дмитрий. Да, умом эту «истину» действительно не постичь.

Арджуна. Голос сердца лучше всего слушать в молчании ума. Если вы с Сергием не против, я готов вам помочь в этом.

О. Сергий. И как вы собираетесь остановить болтовню ума?

Арджуна. Во-первых, нужно ваше желание. Во-вторых, вы должны на сто процентов, отбросив на время в сторону все свои умственные концепции, быть в процессе, который я вам предложу.

Дмитрий. И как долго это будет продолжаться?

Арджуна. Минут сорок или чуть более.

О. Сергий. Только никаких мудр и мантр!

Арджуна. Договорились. Давайте для начала встанем, сделаем небольшую разминку и несколько дыхательных упражнений.

(Разминка длилась 10 минут. После чего мы с отцом Сергием минут двадцать с закрытыми глазами под руководством Арджуны последовательно переводили внимание на различные части тела, на приходившие в голову мысли, чувства. Внутри установилась тишина, светлое безмыслие. После чего Арджуна попытался привить нам свое понимание любви. Ниже я привожу его монолог, который стал как бы продолжением  медитации. В оригинале медитацию и монолог можно послушать по ссылке – https://dkrasavin.ru/audio/Kupe1.mp3 )


Арджуна.
Чего мы больше хотим в жизни? Конечно, любви.
Вы и есть любовь.
Разных людей мы любим по-разному. Кого-то любим за доброту, кого-то за красоту или другие восхищающие нас качества. Такая любовь ограничена – вы любите не людей, а их качества. Качества со временем изменяются, как изменяется и сила вашей привязанности к ним.
Настоящая любовь безусловна. Вы любите людей такими, какие они есть, подобно тому, как мать любит новорожденное дитя.
Если у вас дома есть собака, вспомните, сколько любви она проявляет, встречая вас после долгого отсутствия.
Нас любит все мироздание!
Деревья любят нас, но мы редко это осознаем.
Если у нас есть в жизни все, но мы никому не нужны, никто нас не любит, какой нам покажется такая жизнь?
А как много мы сами отдаем любви? Любовь – это не брать. Любовь  – это отдавать.
Мы созданы из вещества называемого любовью. И по настоящему счастливы лишь тогда, когда следуем своей сущности – дарим любовь близким нам людям и всему миру.

(После заключительной фразы он предложил нам открыть глаза и поделиться опытом)

Дмитрий. Хочется снова закрыть глаза.

О. Сергий. Боюсь, мой опыт не настолько глубок. Не удалось полностью расслабиться, в уме периодически свербела мысль: будь настороже, тут какая-то крамола.

Арджуна. Нашли крамолу?

О. Сергий. Пока нет, но надо поразмышлять.

Арджуна. У вас твердые, устоявшиеся взгляды на жизнь и на все мироустройство. С одной стороны это хорошо: твердые убеждения – залог душевного спокойствия; с другой – в вашей голове нет места для чего-либо нового, а это уже проблема.

О. Сергий. А у вас, Арджуна, разве не так же обстоят дела со взглядами на жизнь, вы колеблющийся товарищ?

Арджуна. Я открыт для нового, открыт для любых дискуссий, но не придаю им особого значения, ибо уверен, что Истина, как говорилось выше, познается не умом, а сердцем. Я тверд в вере.

О. Сергий. Значит я, по-вашему, не тверд? Вера – сердцевина моей жизни. Я предпочел карьере в Газпроме, со всеми вытекающего из нее материальными благами, скромный быт сельского священника, и искренне рад, что служу людям, помогаю найти дорогу к Богу, а вы меня в ретрограды записываете!

Дмитрий. Ребята, мне так спокойно и блаженно сейчас – пожалуйста, не шумите. Давайте поговорим о вере и прочих вещах немного позже.

Продолжение - http://www.proza.ru/2020/01/13/1465
Начало и перечень бесед  - http://www.proza.ru/2020/01/10/1512
Вторая часть Дневника бомжа – http://www.proza.ru/2020/01/02/543


Рецензии