Верить ли в привидения?

               

                Я не верил раньше в привидения, но после одного случая стал верить.
          Это правдивая история, происходила она так. Когда - то я строил дом на участке, где раньше находилась маленькая избушка, в которой проживала пожилая женщина. За несколько лет до этого взрослые дети забрали старушку к себе и она стала жить у них в квартире, домик её стоял пустой несколько лет. После его продали одному человеку, а  он продал его мне. Домик был маленький, неказистый, очень старый, крыша протекала - жить там было невозможно, и я решил его снести. Особенно поразило меня то, что на чердаке находилось множество, около сотни различных емкостей – баночек, коробочек, кастрюль и прочего. Я понял, что всё это было предназначено для того, чтобы собирать воду, которая лилась из прохудившейся крыши. Вода собиралась в ёмкости, после высыхала, а внутри дома, видимо, было сухо. Так бабушка, которая жила здесь, спасалась от дождя.
       Я ещё подумал тогда: как же нужно было любить свой дом, чтобы не оставлять его даже в таком плачевном состоянии ... Ведь я знал, что у бабушки есть дети, которые хотят забрать её к себе, что она болела и ей было тяжело жить одной. Представляю, как ей не хотелось уходить из своего дома! О существовании этой бабушки (её звали Вера Антоновна) я знал только по документам, а ещё из рассказов соседки, которая дружила с ней и знала её очень хорошо; сам же бабушку эту я никогда не видел.   
             Я снёс старый домик и на его месте построил новый дом, большой, на двух полных жилых уровнях и ещё с третьим дополнительным мансардным уровнем. Стройка затянулось надолго, на несколько лет; случай, о котором я хочу рассказать, произошел на последней стадии строительства, когда проводились отделочные работы. В то время на втором этаже работала небольшая бригада - два мужика и две женщины. Мужики работали постоянно, полный день, а женщины (они были штукатурами - малярами) работали то с утра, то после обеда. Всё шло хорошо, но мне понадобилось срочно отделать ванную комнату первого этажа, для этого я пригласил небольшую группу из двух молодых мужиков. Они специализировались на укладке плитки и на сантехнике; мы созвонились, встретились, они показали мне свои работы, мы договорились об объемах, ценах и обо всех остальных вопросах.
          Ванная комната первого этажа была довольно большой, около 9 квадратных метров.  Ребята взялись отделать её кафельной плиткой и оборудовать, что называется, под ключ. Они сказали, что работа займет около месяца, но предварительно нужно было оштукатурить стены и подготовить их к укладке плитки.
           На следующий день привезли необходимые инструменты для штукатурки, пришла молодая женщина - штукатур, её пригласили ребята; если не ошибаюсь, её звали Люба.  Материалы для оштукатуривания были заготовлены заранее, работа началась, в первый день всё шло хорошо. Надо сказать, что мне приходилось выполнять много разных функций: заказчика, проектировщика, прораба, снабженца, нормировщика, контролера, бухгалтера и вообще кого угодно. Обычно я заезжал на стройку ненадолго, к концу дня, строители делали заказы - какие материалы, инструменты, запчасти и так далее нужно было закупить. Я всё это записывал и на следующее утро отправлялся на закупки. Это было довольно сложно, потому что в те времена найти что-то нужного качества было довольно непросто, поэтому я довольно много времени тратил на это. Кроме того, нужно было ещё зарабатывать деньги. После закупок я привозил всё необходимое на стройку, мы проводили короткое совещание со строителями, потом я уезжал по своим делам. Так происходило изо дня в день.
           Люба начала свою работу хорошо, по расчёту в течении недели она должна была её закончить. На третий день, когда я приехал, мужики, работающие на втором этаже, сказали мне, что Люба ушла.  На мой вопрос - почему она оставила работу - они как-то загадочно, с усмешкой ответили, что она чего-то испугалась. Я спросил: не обидел ли её кто-нибудь? Нет - сказали они. Мужики были нормальные, старательные, единственным недостатком их было то, что они очень любили выпить. Постепенно мне удалось приучить их к тому, что выпивать можно только в выходные дни.
            В то время участок не был огорожен забором. Любой человек мог зайти во двор, но дом запирался изнутри, был хорошо освещён, работало отопление, так что никаких проблем с безопасностью быть не должно. Сначала я не придал этому событию никакого значения и посчитал, что это обычная женская блажь. На следующий день Люба не вышла на работу и на второй день также. В те времена мобильные телефоны были ещё редкостью и я не мог связаться с Любой. Я подумал, что у неё её начались критические дни и необходимо просто подождать несколько дней.  Однако Люба всё не появлялась, и мне пришлось позвонить ребятам, которые пригласили её. Они сказали, что она придёт и скоро закончит работу. Действительно, через день Люба снова появилась на стройке и продолжала работать, но я видел, что она чем-то сильно напугана. На мой вопрос - кто её испугал или обидел - она не смогла или не захотела ответить, ничего вразумительного не сказала, а я не стал допытываться. Через несколько дней Люба закончила штукатурку, пришли ребята и начали укладывать плитку. Я, как обычно, каждый день заглядывал к ним, смотрел, как идёт работа, помогал со снабжением - в общем, дела шли, но очень медленно и как-то вяло. На мой вопрос - что происходит - ребята отвечали уклончиво, как-то нехотя. Вместо одного месяца работа затянулась почти на два, в конце концов всё было закончено. Работа была выполнена хорошо, мы рассчитались, но на прощание ребята сказали, что работать здесь было очень тяжело, они даже спросили – были ли здесь какие-то криминальные события, например убийства.
          Я ответил, что нет, за два года, которые мы здесь работаем, всё хорошо, а кроме того, участок перед началом стройки был освящён.
Ребята рассказали, что было ощущение, будто кто - то ходит на улице под окнами, заглядывает в окно ванной. Они даже включали фонарь на улице, полагая, что это бомжи, но никого не было видно, однако было ощущение чьего-то присутствия; ещё они сказали, что такие же чувства испытывала Люба, когда работала здесь. Поэтому, сказали они, работа не клеилась; был период, когда они хотели бросить недоделанную работу. Ещё ребята сказали, что после определённого дня, то есть за неделю до того как мы рассчитались, всё нормализовалось, работа пошла очень быстро и хорошо…
         Я очень удивился их рассказу, но понять ничего не мог. Мне даже подумалось, что они рассказывают это для того, чтобы оправдать задержку с выполнением работы.
          У меня есть привычка -  никогда не торопиться и не торопить других. Считаю, что торопливость приводит к ухудшению качества любой работы, а если речь идет о стройке, то она приводит к несчастным случаям, травмам и так далее. С другой стороны, тянуть время также нельзя, должна быть золотая середина.
          Когда ведешь строительство, необходимо всё записывать, вести учет затратам. Я делал просто – в специальный блокнот записывал: что, кому, когда уплачено, эти записи хранятся и сейчас где-то в моём личном архиве.
           После описанных событий прошло несколько месяцев, была уже зима, я забыл об этих приключениях с якобы привидениями, но вот тогда всё прояснилось. Соседка, которая проживала рядом и хорошо знала Веру Антоновну, общаясь со мной по телефону, сообщила, что бывшей хозяйка моего участка скончалась, проживая у своих детей где-то в городе. Ещё она сказала, что бабушка незадолго перед смертью рассказывала ей, что очень скучает за своим старым домиком, видит его во снах и как будто бы гуляет в этих местах. Когда соседка сказала Вере Антоновне, что домик уже снесён и там стоит другой дом, бабушка сказала, что всё равно душа её осталась там…
          Вскоре после этого Вера Антоновна умерла - она уже была в преклонном возрасте и долго болела. Соседка назвала точную дату смерти… И вот тогда я всё понял - я посмотрел в записи своих расходов и увидел, что дата смерти была за 40 дней до того дня, когда строители почувствовали облегчение.
           Да, я всё понял - душа Веры Антоновны, которая всю жизнь прожила здесь и которая очень скучала по своему дому – была здесь.
           В течении 40 дней после смерти именно её душу слышали и ощущали все три моих строителя - Люба и двое ребят, которые работали в ванной комнате. Ошибки быть не могло - если бы эти видения являлись одному человеку, тогда ещё можно было бы сомневаться, но когда три молодых здоровых человека ощущали присутствие чьей-то души – конечно, это не ошибка. Это привидение безусловно было душой человека ...
           С тех пор я верю в привидения, хотя сам их никогда не видел.

                Январь 2020


Рецензии