От автора

Автор - Леонид Васильевич Багров (на фото автор)
Редактор - Елена Леонидовна Занина
Евгений Ширяев - техническое исполнение
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

Начало книги «Река – моё призвание».
12 ноября 2011 года мне исполняется 80 лет! Знаменательная дата, пройден большой жизненный путь. Оглядываясь назад, невольно вспоминаю события прошедших лет. На мою долю выпали годы военного лихолетья, послевоенного восстановления страны и небывалого по темпам развития транспорта, особенно речного, обусловленного коренной реконструкцией внутренних водных путей страны.

В этой книге описываются события, участником которых  я был и которые мне дороги, памятны как наиболее яркие и важные. Они связаны с детством, учебой, семьей, а главное — с 57-летней деятельностью на речном транспорте.

Еще мальчишкой в родном селе Покровское, на Волге, как и многие мои сверстники, я мечтал о работе на реке, речных судах. Мечта осуществилась, когда я, инженер-эксплуатационник, после окончания в 1954 году Горьковского института инженеров водного транспорта получил направление в Сталинградский речной порт. Сталинград в этот период представлял собой огромную строительную площадку: возводились жилые кварталы города, заводы, Сталинградская (Волгоградская) ГЭС, последняя ступень гидроэнергетического каскада Волги. Ввод ее в эксплуатацию оказал влияние не только на речной транспорт, но и на развитие и укрепление материально-технической базы всего Нижнего Поволжья. Именно в эти годы Сталинградский речной порт стремительно обновлялся, и я активно участвовал в эксплуатации, строительстве, а также реформировании системы управления портом в связи с его расширением, появлением новых грузовых и пассажирских причалов, нового порта в Волжском, обслуживанием многочисленных речных переправ. В период с 1954 по 1964 год Сталинград (Волгоград) стал для меня родным домом, я встретил здесь свою судьбу, создал семью.


В 1964 году я был переведен на работу в центральный аппарат отрасли — Министерство речного флота РСФСР, где прошел путь от начальника отдела Главного управления перевозок и эксплуатации флота до министра речного флота.
Для шестидесятых–восьмидесятых годов прошлого века характерно повышение роли речного транспорта в транспортном обслуживании экономики и населения страны. Это стало возможным благодаря реконструкции водной сети, береговой инфраструктуры (портов, заводов и др.), созданию и строительству новых грузовых и пассажирских судов, подготовке кадров разных специальностей. Укрепление и развитие материально-технической базы отрасли способствовало росту объемов перевозок и переработки грузов. Вместе с тем требовало совершенствования управление речным транспортом с учетом особенностей судоходства в европейской и восточной частях страны: в центре эти особенности определяются существованием Единой глубоководной системы, насыщенной большим количеством искусственных гидротехнических сооружений, позволяющих эксплуатировать суда «река–море» плавания, а за Уралом, на огромной территории Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, на которой слабо развито и сухопутное сообщение, характер судоходства определяет большое количество рек, находящихся в естественном состоянии.
Большие трудности преодолевали речники, чтобы доставить различные грузы для промышленного освоения нефтегазовых месторождений.

Сейчас, работая над книгой, вновь переживаю события той поры и, невольно оценивая их, отмечу главное — речники с полной отдачей сил выполняли задания страны, и я благодарен судьбе за выбранную профессию, долгую службу любимому делу.
Выражаю большое уважение и благодарность за совместный труд всем речникам-единомышленникам, друзьям, своей семье.

Полное содержание книги:
От автора
Родные края
Покровское на Волге
Учеба и начало работы на реке
Развитие речного транспорта
Надежные водные пути России
Запсиб
Енисей и Байкал
Ленские столбы
Амурские волны
Речники в Чернобыле
Авария на Волге
О коллегиальности
Анализируя проблему приватизации
Из истории водного транспорта
О Сергее Андреевиче Кучкине
«Адмиралы» речфлота


Рецензии
Цитата из Википедии:
Леонид Васильевич Багров — советский хозяйственный, государственный и политический деятель, министр речного флота РСФСР (13 июля 1978 — 15 июня 1990), кандидат технических наук, профессор.

Так получилось, что по окончании ГИИВТа (1959) я был распределён капитаном рейда в порт Волжский. Вот только 3 фразы из моих мемуаров на Проза.ру, написанные задолго до чтения этой книги Леонида Васильевича:
Начальник порта Багров Л.В. - молодой, умный, энергичный, напористый.
Я говорю в кругу молодых сослуживцев: “Попомните мое слово - Багров будет министром”. Прогноз через 18 лет сбывается.

Много других воспоминаний у меня связано с Леонидом Васильевичем. Вот Багров (начальник порта!) играет в составе нашей шахматной команды на первенство ДСО «Водник».
Вот Багров на заседании в министерстве (но ещё не министр) активно поддерживает начало наших разработок АСУ на речном флоте. Вот я в составе комиссии по приёму в промышленную эксплуатацию АСУ порта Осетрово (на р. Лена), и Багров там контролирует нашу работу.
Вот Багров (уже министр) предоставляет мне слово на заседании коллегии министерства.
А вот уже пенсионеры во МГАВТе: Багров заведующий кафедрой, Ширяев профессор другой кафедры на соседнем этаже.
Много таких контактов (по субординации снизу вверх) мне помнится.

И вот я читаю на Проза.ру первую из двух ранее напечатанных книг Багрова (это не считая учебника и производственных материалов, не подходящих для публикации на Проза.ру).
Конечно, я читал это с особым интересом. Но и читатель, не знакомый лично с Багровым, и работающий в другой области, прочитает это также с интересом.
Это подробное и яркое описание длинного жизненного пути. От картинок детства, через школу, институт, работу на различных должностях до многообразной деятельности министра речного флота. Какая география этой деятельности (100 тысяч рек в России)! Какое разнообразие условий и обстоятельств! Какая неоднозначность, иногда сложность и острота человеческих отношений!
Посмотрите в конце «Полное содержание книги», и Вас ещё до чтения впечатлит широта охвата.

У читателя может возникнуть естественный вопрос – как простой паренёк из приволжского села Покровское стал министром всех рек? Читайте, и получите ответ. Конечно, паренёк был не совсем простым, если в институте сумел ещё стать чемпионом РСФСР по плаванию на 1500 м. Но главное – отношение к порученному делу, желание и умение доводить его до правильного конца. Я лично помню особую дотошность ЛВ в немногих моих контактах с ним, стремление и умение добраться до самой сути обсуждаемого вопроса. Думаю, Вы увидите это и из опубликованного сейчас текста.
На этом заканчиваю краткую рецензию.
Рекомендация: опубликовать на Проза.ру также и 2-ю изданную книгу. Закончить и также поместить на Проза.ру 3-ю книгу.

Евгений Ширяев   14.01.2020 14:28     Заявить о нарушении