Ксения. гостья в собственном доме

К 108-летию поэта
...
Иногда поэту сотней томов приходится доказывать, что он - поэт.И подчас жизни не хватает, и все тома забываются вместе с автором на второй день по смерти.
Иногда достаточно одной стоки, чтобы понять, что здесь - поэт. А кто ещё может сказать так точно, зримо, очарованно:

"Лежало озеро с отбитыми краями".

Увидеть так картину может только поэт. И точно передать её нам.И потому имя поэта навсегда остается в поэзии.
Имя это - Ксения Некрасова. Она родилась сто лет назад, в январе 1912 года, и прожила немногим больше сорока. Но за эти годы она написала удивительно чистые, светлые,богооткровенные стихи.

"Я полоскала небо в речке,
И на новой лыковой веревке
Развесила небо сушиться..."

И от стихов Ксении жить хочется. Господь нечасто посылает на Землю таких просветлённых певцов, он посылает их, как камертон, как чистый звук для настройки людских душ.
И непонятно, как удалось это Ксении, прошедшей мор, голод, изгнание, смерть ребенка , сумасшествие мужа... Как будто каленое железо ХХ века только укрепило её, и в ответ на всякую невзгоду рождались у неё дети-стихи:

"Давай присядем здесь -
В тени листвы,
И будем лица прохоящих
Читать, как лучшие стихи"

В войну, непризнанная и одинокая, она пришла из уральского городка в Ташкент к Анне Ахматовой. С тех пор великая Анна утверждала, что знает лишь двух поэтесс - Марину Цветаеву и Ксению Некрасову. Но и это не помогло Ксении в жизни - её даже в Союз совестких писателей не приняли.
Она ходила на поденку, была приживалкой в московских квартирах - и сочиняла, сочиняла. Изредка её печатали, и однажды на стихи Ксении случайно натолкнулся худоржник Фальк. Он встретил поэтессу и написал несколько её портретов.
А потом ей дали маленькую квартиру и она умерла. Её так и нашли на пороге собственной комнатки, куда она никогда не закрывала дверь.
И тогда её начали печатать! И тогда только до всех дошло, что Родина потеряла ещё одну из ряда Ахматова-Цветаева-Некрасова.
И Ксения двинулась по Руси в новой ипостаси:

"А колеса на оси,
Как петушьи очи, вертелись,
Ну, а я посреди телеги,
Как в деревянной сказке, сидела".

... А вы говорите - у поэта должно быть сто томов! Иногда ему довольно тряской деревянной телеги.
***
А земля наша прекрасна.
И, может быть, одинока
среди пламенных солнц
и каменно-голых планет.
И вероятней всего,
что сами мы –
ещё не выросшие боги,
живущие под воздухом целебным
на нашей зелёной
и сочной земле.


Рецензии