Бакенщик дядя Костя Зюзин

Автор – Багров Леонид Васильевич. Глава книги «Река – моё призвание».
Напротив нашего села с левого берега в Волгу впадала река Ветлуга, довольно полноводная весной, и тогда было можно спускать огромные, до 10 000 кубометров, плоты и беляны, а в меженный период до глубокой осени — однорядные плоты, как самосплавом, так и малыми катерами. Путевая обстановка на Ветлуге ограничивалась устройством береговых створов и других  путевых знаков, а на самой реке обозначалась вехами, выкрашенными  в белый цвет для кромки левого берега, в красный — для правого. На Волге при впадении Ветлуги и слиянии двух мощных потоков воды, как правило, образовывались воронки-водовороты, суводи, которые для ночного судоходства необходимо было ограждать плавучими знаками-бакенами с фонарями.
Для обеспечения безопасности судоходства по этим перекатам (Покровскому и Троицкому) на Волге был установлен обстановочный пост, который базировался в нашем селе. Его обслуживал дядя Костя Зюзин (по жене — Демидов, в приволжских селах зачастую семьи носили две фамилии) — высокого роста бакенщик, в обязанности которого входило обслуживание водного пути, обозначенного четырьмя бакенами, на которых нужно было ранним утром гасить огни и зажигать их с наступлением сумерек. На маленькой лодчонке, бударке по-местному, на веслах дядя Костя два раза в день, какая бы погода ни была, обходил свой водный квадрат. Начинал с верхнего красного бакена, затем переплывал Волгу поперек и зажигал верхний левый, спускался вдоль левого берега, зажигал нижний левый белый бакен и переправлялся к правому берегу. У Троицкого зажигал нижний  красный  и вдоль села Покровского возвращался в свой Верхний Конец — так называлась наша улица-набережная, на которой был наш дом и дом бакенщика, самый крайний к лесу.

 Дядю Костю в селе любили за его спокойный характер, за неторопливую, как часы точную, работу, без которой судоходство на Волге и Ветлуге невозможно. Это было понятно каждому, ведь Волгой, судоходством кормилось большинство семей не только села Покровское, но и других прибрежных поселений. Бакенщик обязан был регулярно делать промеры глубин судового хода, бакены ставить точно по кромкам фарватера, чтобы в условиях слияния двух судовых ходов, волжского и ветлужского, не было зарыскивания проходящих судов при наличии свальных течений. Особым уважением дядя Костя пользовался у домохозяек — ведь только у него каждое утро можно было купить свежую рыбу. Промеряя глубины и зажигая бакены, он, конечно, не забывал и проверить снасти, которые были им установлены под каждым бакеном на глубине. Сам он плел ванды или вержи из ивняка или сети из обруча, точно знал действие подкормки, в реке у берега у него всегда были садки с лещом, стерлядью, судаком и другой речной рыбой. Всей округе была известна его поговорка — на
вопрос, есть ли у него рыба, он отвечал: «Рыбы нет, а щука есть».

Для нас, ребятишек Покровского, дядя Костя был непререкаемым авторитетом в речных делах: если нужно было узнать, как быстро законопатить лодку, как забуксировать бревно и выкатить его на берег, как безопаснее подчалиться к проходящему каравану, в какое время, чем, где и как ловить стерлядь и т.д., бежали к нему.
Бакенщик очень серьезно относился к своему делу: организовывал берегоукрепительные работы после прохождения паводка, следил, чтобы каменные наброски в точках размыва берега не растаскивались на якоря рыбаками. После спада паводка он мобилизовывал жителей на сбор камня для защитных работ и установку створных знаков, проводил с ними беседы о государственной важности безопасного судоходства.

После окончания десятилетки, выбирая, куда пойти учиться, я и многие мои сверстники не задумывались — конечно, на реку, в судоходство. В нашей семье, Багровых, многие работали на реке:
• прадед Захар, дед Петр, отец Василий и дядя Иван Багровы были мастерами баржевого судостроения;
• моя сестра, Валентина Васильевна  Багрова,  закончила кораблестроительный факультет Горьковского водного института, трудилась на судостроительном заводе
«Нижегородский теплоход», в КБ «Винт» Минсудпрома и в Минречфлоте. Среди ее трудовых достижений – соавторство в создании кабины плавучего шестнадцатитонного крана, компоновка механизмов управления краном;
• мой сын, Евгений Леонидович, после окончания Московского института водного транспорта работал инженером в московском Южном порту, сейчас трудится в системе Российского Речного Регистра;
• двоюродный брат, Самсонов Константин Михайлович, по окончании Горьковского речного училища многие годы был капитаном-механиком буксирных волжских судов;
• двоюродный брат, Красавин Вениамин Александрович, закончил судомеханический факультет Горьковского института водного транспорта, работал механиком пассажирского дизель-электрохода «Узбекистан» на Волге;
• моя внучка, Лидия Евгеньевна Багрова, после окончания Московской государственной академии водного транспорта трудится в судоходной компании «Волготранссервис», и это далеко не полный список.


Рецензии