О моих земляках-марийцах и Козьмодемьянск

Автор – Багров Леонид Васильевич. Глава книги «Река – моё призвание».
В главе о селе Покровском — родине многих Багровых — я вкратце рассказал о истории возникновения и некоторых особенностях этого волжского села, но не упомянул о марийцах — основном населении Горно-Марийского района, на территории которого оно расположено

Горные Мари — очень интересный, трудолюбивый народ, издревле занимавшийся хлебопашеством и ремеслами. Урожаи зерновых и корнеплодов в марийских селах получали, как правило, выше средних, так что жили мари не то чтобы богато, но и не бедствовали. Соседи горных мари — луговые мари — населяли значительно большую территорию и занимались в основном лесным промыслом. И те, и другие поддерживали связи с жителями русских сел и деревень, строили лодки и суда и ходили на них по Волге, Ветлуге, Суре и другим рекам. Известно также, что горные мари, в отличие от луговых, участвовали в походах Ивана Грозного на казанских татар, но сегодня, по прошествии более четырех веков, национальные разногласия стерлись, и проблемы межнациональных отношений на территории Марий Эл, на мой взгляд, практически не существует.

Марийская земля богата лесами, и на ее территории издавна производились лесозаготовки, развивались деревянное домостроение и судостроение, процветали художественные промыслы, в частности, резьба по дереву. Достаточно пройтись по улицам Козьмодемьянска, чтобы в этом убедиться — только здесь можно увидеть настолько необычные деревянные кружева оконных наличников, ворот и фронтонов домов.


Речной порт г. Козьмодемьянска, центра Горно-Марийского района и ближайшего к моему родному Покровскому городу, задумывался как порт, куда могли заходить суда из Балтийского, Белого, Азовского, Черного и Каспийского морей. К сожалению, Чебоксарская ГЭС так и не была достроена до проектной мощности, недонаполнение Чебоксарского водохранилища составило почти 5 метров, что не только привело к обсушке причалов речного порта, но и создало трудности в организации сквозного судоходства по главной реке России — Волге. Проволочки в решении вопроса о доведении Чебоксарской ГЭС до проектной мощности в ближайшем будущем могут
привести к разрушению отдельных элементов Городецкого и Чебоксарского гидроузлов, уже почти четверть века работающих в непроектном режиме. Кроме того, две трети годового стока воды из верхней Волги и Оки проходит мимо гидроагрегатов Чебоксарской ГЭС, и тем самым теряется ценнейший водный ресурс. И это в ситуации, когда в стране в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС существует острейший дефицит электроэнергии. Добавьте сюда недогруз волжского грузового флота из-за недостаточных глубин на недозаполненном участке водохранилища, и возникает вопрос: а не преувеличены ли опасения наших экологов, такой ли уж непоправимый ущерб природе нанесет проектное заполнение Чебоксарского водохранилища, и не перекрывается ли этот ущерб потерями и убытками, которые мы несем из-за его недозаполнения?

Что же касается козьмодемьянцев, они в последние годы увлеклись историей Остапа Бендера, который, как писали авторы известного произведения, «бежал с крутой горы, преследуемый разъяренными любителями шахмат». В одном из зданий в центре нижней части города разместился музей Остапа Бендера, который охотно посещают туристы с проходящих по Волге пассажирских судов.


Рецензии