Развитие речного транспорта

Автор – Багров Леонид Васильевич. Глава книги «Река – моё призвание».
Вот и подошел я в своих записках к теме, ради освещения которой они и создавались. Тема эта — период резкого подъема речного транспорта нашей страны, свидетелем и, смею надеяться, участником которого я был на протяжении большей части своей профессиональной карьеры.

Специалистам хорошо известно, что объемы перевозок внутренним водным транспортом страны достигли в 1989–  1990 годах рекордной отметки — 600 миллионов тонн в год! Эти цифры позволяли нам тогда утверждать, что мы догнали  по этому показателю самую передовую страну мира — США, внутренний водный транспорт которой в 1988 году обеспечил доставку 602 миллионов тонн, включая объемы перевозок на Великих озерах, и это при том, что продолжительность незамерзаемой навигации в бассейнах Миссисипи и Миссури выше, чем на наших реках и озерах. Каким же образом и за счет каких ресурсов удалось речникам России добиться таких результатов, и это всего через 45 лет после окончания разрушительной войны?

Ответ на этот вопрос дает анализ обширной программы развития речного транспорта СССР и РСФСР в послевоенный период,когда отраслью руководил выдающийся государственный деятель и профессионал, нарком водного транспорта с 1939 по 1960 год Зосима Алексеевич Шашков. В годы Великой Отечественной войны Зосима Алексеевич лично участвовал в организации работ на важнейших участках водного пути страны: Сталинградских переправах, «Дороге жизни» на Ладоге, на трассе канала Москва — Волга при создании непроходимого для немецких войск водного рубежа. Как член транспортного комитета при Ставке Верховного Главнокомандования, он завоевал авторитет у руководства страны и лично у И.В. Сталина. Его предложения по первоочередному восстановлению разрушенных в период войны транспортных узлов и объектов речного и железнодорожного транспорта получили одобрение Совета Министров СССР.

Уже в первый послевоенный 1946 год Минречфлотом СССР был обоснован и подготовлен проект постановления Совета Министров СССР по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта.Очень кратко коснемся содержания основных разделов этого документа и некоторых приложений, в которых изложены конкретные задачи Минречфлота, его производственных и структурных подразделений.


Рецензии