Голодное детство

На свою страничку , я выставил первые пробы пера моей дочери Анны.

- Баб, я пришла!
- Молодец, садись за стол, сейчас блины будут.

Я всегда любила поспать, и на школьных каникулах разбудить меня спозаранку было проблематично, но в воскресенье, с утра пораньше, я бежала вприпрыжку к бабушке на блины. И не только потому, что они были очень вкусные, а потому что это была традиция, и я знала, что она меня ждёт!

Блины были толстые, промасленные, бабушка выпекала их в чугунной сковороде, и ели мы их тут же, с пылу с жару. На столе стояла пиала с растопленным сливочным маслом для макания. Это было очень смачно и сытно. Когда я, наевшись, буквально отползала от стола, бабушка была довольна и только после того, как она всех накормила и допекла все блины, сама садилась за стол.
 
Я думала, что такое сытное детство было у всех и всегда и даже не задумывалась, что могло быть как то иначе.
 
Много позже, когда повзрослев, я узнала, как проходило  детство у моих бабушки и дедушки, я испытала настоящий шок.
 
Мой Дед Михаил Максимович, родился после установления Советской власти, когда от крепкого хозяйства его отца Максима, которому было тогда 47 лет, не осталось  можно сказать ничего - все забирала новая власть. Но, что бы хоть как то прокормить семью,  работать приходилось  не покладая рук, забыв об отдыхе.
Миша с малых лет помогал отцу,  на пахоте лошадь водил под  узду и с маленьким лукошком сеял хлеб. Но все, что было выращено вновь, новая власть снова забирала. А потом и вовсе отобрали все:  скотину,  инвентарь в  созданный поселковый колхоз.   Вот тогда начался  настоящий голод. Питались в основном выращенной в огороде картошкой, отрубями, что остались после давнишнего помола  и тем, что удастся раздобыть или выменять.

Голод заставлял находить необычные способы по добыче пропитания. Миша брал холщовый мешочек, клал туда маленькое решето и, с заострённой на конце палочкой,  шел на поле, где после уборки пшеницы, казалось бы, уже нечего было собирать. Там Миша палочкой раскапывал норы сусликов и полевых мышей, где они складировали себе зерно на зиму, доставал оттуда припасы грызунов и маленьким решетом просеивал зерно, ссыпая в небольшой мешок, который носил с лямкой на плече. Порой таким способом за день он набирал полный мешок  - а это было целое состояние в то время.

Мать толкла в ступе добытые Мишей зерна и варила кулеш. Ничего вкуснее этого кулеша, казалось, во всем белом свете не было.

В то тяжелое время, бывало и так, что приходилось просить кусок хлеба милостыней, Христа  ради. Это тоже было в жизни моих родных ..
 
А потом была война с армейским пайком и послевоенное, совсем не сытное время.
 
И только уже в почтенном возрасте, в мирное время, когда в магазинах на прилавках стало все доступно, для моих родных, можно сказать, настало сытное спокойное время.
 
И мне стало понятно, почему у них всегда был полный холодильник продуктов и погреб с соленьями, наготовленными впрок. Память сильна, о пережитом голоде и лишениях забыть невозможно и они делали всё, что бы никогда больше не голодать и не оставить никого из родных голодными!

                Анна  Шевчук


Рецензии
Действительно, "память сильна, о пережитом голоде и лишениях забыть невозможно..."
Если молодежь об этом слушает, думает и пишет, это хорошо!
Дальнейших успехов в творчестве!
С уважением,

Асламбек Гайтукаев   21.07.2023 09:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Александр Шевчук2   21.07.2023 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.