Окруженец Семен Чижиков

                К 75 - ти летию Великой Победы

                О К Р У Ж Е Н Е Ц   С Е М Ё Н  Ч И Ж И К О В
   Февраль  1942 года. Идет третий месяц после того, как Красная Армия начала контрнаступление под  Москвой. 22 февраля 1942 года Орловский обком ВКП(б) и Исполком  областного Совета депутатов трудящихся, по случаю 24 годовщины Красной Армии и Красного Флота, принимают Обращение к гражданам районов Орловской области, временно захваченных врагом.  В нем отмечено: - « Под сокрушительными ударами Красной Армии гитлеровские полчища откатываются на запад. Уже освобождены от гитлеровского зверья десятки городов, многие тысячи сел и деревень, полностью очищены Московская, Тульская и Рязанская области, значительная часть Калининской, Ленинградской, Смоленской и ряда других областей.<….. > От немецких банд освобождено 18 районов нашей области, в  том числе Елец, Ливны, Русский Брод, Верховье, Новосиль.»
  После перечисления преступлений, совершаемых гитлеровскими палачами на нашей родной земле, в Обращение звучит призыв: « Братья и сестры по крови, товарищи! Поднимайтесь на борьбу против немецких оккупантов. Бейте фашистских извергов. Истребляйте их беспощадно как бешеных собак. Не только защищайтесь, но и нападайте на них. Помогайте Красной Армии и славным партизанам, идите сами в партизанские отряды. Не выполняйте приказов немецкого командования, срывайте все их мероприятия. Не слушайте фашистских ставленников старшин и старост и истребляйте их, как иуд – предателей родины, пособников немецких палачей. <……  >
   Поступайте так, как поступили колхозники деревни  Меркулово  Мценского  района. Они всей деревней выступили против отряда немецких бандитов, уничтожили около ста фашистов и не дали им сжечь и разграбить село».
   Закономерно приходит на ум вопрос: - А как же так получилось у меркуловских колхозников  отстоять свою деревню, перебив несколько десятков немецких военнослужащих? Ведь двумя мобилизациями 1941 года, июньской и августовской, все сельские жители возрастов от 18 до 51 года, были призваны в действующую армию. В деревнях должны были оставаться подростки, старики с инвалидами, да  женщины. Но в Меркулово( в действительности состоящей из двух расположенных рядом деревень 1 - е и 2 – е Меркулово) оставались и вполне здоровые 30 – ти, 40 – ка летние мужчины. Дело в том , что находящееся в  4 – х километрах на северо – восток от села Спасское – Лутовиново  Меркулово  расположено в километре от железной дороги Москва – Курск. И многие сельские жители являлись работниками железной дороги – путевыми  обходчиками, стрелочниками и т. п., а на них распространялась броня( освобождение) от службы в армии.
 В деревне был создан партизанский отряд, который организовал и возглавил местный житель В. П. Мозгунов.  Он работал командиром оперативного пункта железнодорожной милиции на  ж/д  станции Скуратово, и после её захвата немцами в конце октября 1941 года пробрался в родную деревню.
 Уже после освобождения прилегающей территории от немецкой оккупации в Меркулово,  в феврале 1942 года, побывал корреспондент газеты  «На разгром врага»  Брянского фронта 2 – го формирования  Я. Хелемский. Вот что он написал о меркуловских партизанах:  «Сперва отряд насчитывал всего несколько человек. Все они работали на железной дороге, точнее, на ближайшей станции, а жили в окрестных селах. Вот некоторые фамилии — не настоящие, а те, что указаны в отчете. Обойдемся пока псевдонимами. Путевой обходчик Лисицын. Ремонтный рабочий Кузьмин. Железнодорожный служащий Степан Корнеев. Они собрались и поклялись сделать все, чтобы захватчики не стали хозяевами в Меркулове Первом, Меркулове Втором, Спасском-Лутовинове, Голоплеках, Зеленом Холме, Прудище, Калиновке. Старшим выбрали Степана Корнеева. Его подлинное имя мы уже знаем — Василий Мозгунов. В газете упоминаются еще два Корнеевых. Видимо, в жизни тоже Мозгуновы — родичи или однофамильцы командира. Начали с саботажа. Когда вышел приказ мценского бургомистра погасить задолженность по сельхозналогу, партизаны обошли все хаты и посоветовали сжечь старые квитанции. — Если спросят, скажите, что все уплатили еще при Советской власти, а второй раз платить нечем Крупу, соль, картофель, теплые вещи решено было зарыть в землю. Сорок копен необмолоченных, оставшихся от колхозного урожая, разделили по дворам. Когда потребовались люди на дорожные работы, немцам везде отвечали одно и то же: мужики и парни в армии, хозяйка больна, детей малых оставить не на кого... На околицах были выставлены партизанские дозоры, чтобы фашисты не застали врасплох. Чуть что — села пустели, жители убегали в лес. Бургомистр отдал новое распоряжение — к 15 октября 1941 года сдать всех коров и лошадей оккупационным властям. Срок — 24 часа. За невыполнение — расстрел. В ту же ночь скот угнали в чащу и сдали под охрану партизан. Отряд стал расти. Приходили и стар и млад. Управляющий совхозом и семнадцатилетний парень, приволокший раздобытый где-то пулемет. Продавец сельпо и стрелочник со станции Бастыево. Совхозный бухгалтер и еще один подросток с винтовкой, найденной в лесу. Трактористы, письменосцы, деревенские сапожники, бригадиры, депутаты сельсовета... Уже насчитывалось в отряде восемьдесят два бойца.».
   Корреспондент Я. Хелемский в своих публикациях рассказывает и о других славных делах меркуловских партизан: - нападение на железнодорожный эшелон и освобождение нескольких сотен пленных бойцов Красной Армии, атаки на германские обозы, уничтожение немецких факельщиков…
   Казалось бы Обращение Орловских обкома ВКП(б) и облисполкома депутатов трудящихся и публикации в газете «На разгром врага» от 1942 года дают полную картину истории создания, состава и деятельности меркуловского партизанского отряда.
   Но, оказывается, в свете современных знаний о войне, в  условиях широкого раскрытия военных архивов, выкладывания документов тех лет в СМИ и интернете складывается значительно отличающаяся, более объективная картина о том времени. В т. ч. и о деятельности многих партизанских отрядов.
   В 2014 – 2019 годах мне удалось встретиться и побеседовать с бывшими жительницами деревень 1 –2 Меркулово и Прудище периода ВОВ, которые были родственницами партизан, а некоторые и сами им помогали. Это родившиеся в 1924 году Матрёна Фёдоровна Суркова(Зубова)и Анна Никитична Серёгина(Рачителева). Наталья Васильевна Рыжова(Никитина) 1930 г. р. Лидия Филипповна Королёва(Куликова). 1933 г.р. Все эти женщины рассказывали мне, что в период оккупации в их деревнях проживали таясь, кроме местных жителей, выходящие из окружения или бежавшие из немецкого плена бойцы Красной Армии.
   В Мценском краеведческом музее сохранились воспоминания некоторых участников меркуловского партизанского отряда, которые были записаны в 70 – х, 80 – х годах прошлого века. Один из партизан вспоминал: « К ноябрю(1941 года) в деревнях прибавилось мужчин. Это были в основном бежавшие из плена или вышедшие из окружения солдаты Красной Армии. Среди них были и меркуловские жители: Тимофей Митрофанович Старостин, Семён Гаврилович Чижиков и другие. Называли их одним словом: окруженцы. Впоследствии они приняли самое  активное участие в борьбе с фашистскими карателями.
   В Первом Меркулово, кроме Тимофея Старостина проживало семь недеревенских окруженцев: Владимир Федорович Алатырцев, Григорий Зеленский, Владимир Медведко и другие. Вместе с Тимофеем Старостиным и Егором Федоровичем Зубовым они составили ядро партизанской группы Первого Меркулово, которое к декабрю(1941 года) насчитывала около пятнадцати человек.»
   Откуда же в Меркулово могли взяться окруженцы? Скорее всего это были выходящие из окружения или вырвавшиеся из немецкого плена  бойцы разбитого в октябре 1941 года Брянского фронта 1 – го формирования. По воспоминаниям, некоторые из них появились в деревне с оружием. По факту они и составили основную ударную силу меркуловского партизанского отряда. Да и, видимо, большинства партизанских отрядов,  действующих в годы войны на Орловщине.  Почему же в публикациях и документах военного периода времени ничего об этом не говорится? Дело в том что 16 августа 1941 года Сталиным был издал приказ № 270, объявивший сдавшихся в плен «изменниками Родины» и призвавший их «уничтожать всеми средствами», а семьи репрессировать. Последствия этого, во многом не справедливого приказа, приравнивавшего «по одну гребёнку» даже попавших в плен по случаю болезни или ранения, были отменены лишь после войны:  29 июня 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли секретное постановление «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей», которое «осудило практику огульного политического недоверия к бывшим советским военнослужащим, находившимся в плену или окружении противника».
С многих сотен тысяч бывших военнопленных, оказавшихся в плену врага не по собственной воле, власть смыла клеймо позора, ею же и нанесенное.
Как,  порой весьма замысловато, может сложиться боевая судьба защитника Родины  рассказывают выложенные в последнее время на сайте «Память народа» документы, а также свидетельства очевидцев.
 Уже упомянутый Семён Чижиков родился в деревне 2 – е Меркулово в 1913 году. Работал трактористом в местном колхозе. Женился. В 1936 году в семье родилась дочь Антонина. На второй день после начала войны, 24 июня 1941 года, Мценским райвоенкоматом был призван в действующую армию. Как воевал Чижиков частично рассказываю его награды. Приказом № 044/н от 18 ноября 1944 года по 138 гвардейскому стрелковому Краснознаменному полку 48 гвардейской стрелковой Криворожской Краснознаменной дивизии 3 –го Белорусского фронта, который подписал его командир гвардии подполковник Варыпаев  от имени Президиума Верховного совета ССР, он награжден медалью «За отвагу». Не совсем обычно, из 2 – х частей, разделённых 3 – мя военными годами, и сотнями километров километров расстояния, выглядит описание подвига совершенного Чижиковым. В 1 – й части записано: наградить автоматчика роты автоматчиков красноармейца Чижикова Семена Гавриловича за то, что он в бою 30. 7. 1941 г. на подступах к гор. Рославль будучи в составе расчёта противотанкового орудия подбил немецкий танк, чем способствовал отражению натиска противника. Во 2 – й части описания подвига отмечено: Действуя в составе отделения в боях на территории Восточной Пруссии он неоднократно участвовал в ночных поисках по захвату языка, показывая при этом отвагу и мужество.
   Что же включали в себя 3 года, разделяющие подвиг Семена Чижикова? Видимо, судя по свидетельским показаниям, он попал в плен или окружение. Вырвался из него и пробрался в начале ноября 1941 года в родное Меркулово, находящееся в 250 километрах от Рославля Смоленской области. Вступил в партизанский отряд, который создал его сосед по деревне В. П. Мозгунов, и продолжил борьбу с немецкими захватчиками уже как пулеметчик отряда. Надо  полагать, воевал партизан Чижиков Семен тоже неплохо, судя по его деревенскому прозвищу – Гром.
 А еще, уже после окончания войны, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 19 августа 1946 г.  решил наградить партизан и партизанок, работников сельского хозяйства, промышленности, науки, культуры и исскуства Орловской области. В этом Указе, подписанном Председателем Президиума ВС СССР Н. Шверником, есть такие строки: « За доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецко – фашистских захватчиков, и за самоотверженную работу по оказанию помощи Красной Армии в период Отечественной войны наградить: медалью «За боевые заслуги» - Чижикова Семёна Гавриловича - бригадира колхоза «Красный партизан» Мценского района.
Умер Семен Гаврилович, и красноармеец и партизан, в 1975 году.


Рецензии