Здесь и сейчас...

«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» …
               


                Время- движущееся подобие вечности. Платон   

                Время и до нас, и после нас не наше. Ты заброшен в одну точку, растягивай ее- но до каких пор?  Сенека


                «Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь» (Пословица)


Это случилось не здесь и не сейчас…               
Над тишайшей гладью обширного озера неторопливо поднималось в густом туманном обрамлении похожее на белоснежно-нежно-оранжевый шар сказочно-очаровательное Солнце … Его первые пробившиеся сквозь еще не совсем рассеявшуюся утреннюю хмарь робкие ласковые лучи стали заигрывать с вышедшим из своей палатки юношей …               
Аир глубоко вдохнул напоённый росистой влагой и ароматами трав воздух, вытянул вверх руки и сладко потянулся … Он проснулся сегодня очень рано, чтобы перед намеченным походом на ловлю редких насекомых успеть выкупаться в озере. Его туристический палаточный лагерь расположился около гостеприимной бухточки. После скорого завтрака, закинув за плечи подготовленный с вечера рюкзак, Аир вышел из палатки и направился к уже собравшимся своим попутчикам. Предстояло двигаться в сторону поймы величественной Амазонки- самого большого болота на Земле. Эти места энтомологи выбрали из-за обильного разнообразия обитающих здесь редких насекомых. Приподнятые чувства Аира напоминали состояние охотника перед охотой или грибника, вошедшего в лес.

               
Сначала группа шла ускоренным шагом по протоптанной ранее тропе. Но вот следы тропы исчезли, и «ловцы» вступили в лес, становившийся с каждым шагом всё более густым. Каждый из участников похода старался поскорее отделиться от других, чтобы никто не помешал успешной охоте … Аир тоже вскоре оказался в сосредоточенном на ловле одиночестве. Глаза его внимательно и пристально нацеливались на стволы, ветви и листья деревьев и кустов, на траву вокруг себя … Успех не заставил себя долго ждать: вот и попались несколько отсутствующих в его богатой коллекции насекомых …Он продолжал осторожно пробираться через плотные заросли становившегося настоящими джунглями леса. Увидев очередную жертву своего увлечения- редкого жука-короеда, он протянул к нему руку, и в этот момент почувствовал, что на его левое ухо села какая-то мошка. Он тут же отмахнул ее, но она успела пустить в ход свое жало. Острая, сначала похожая на укус осы или пчелы, боль стала резко усиливаться, и, наконец, стала труднопереносимой … Аир потёр пальцами укушенное место уха, чтобы ослабить боль, и она действительно стала уменьшаться.               
-Когда вернусь в лагерь, обязательно смажу йодом,- подумал он. Хотя он часто путешествовал, но не усвоил обязательного требования брать с собой самые необходимые лекарства на случай непредвиденных обстоятельств. Боль постепенно исчезла, и он забыл о ней. Но он постепенно стал забывать после укуса и многое другое … В его памяти до этого присутствовало и надежно хранилось многое из прожитой жизни: из детских лет- ясли, детсад, школа; многое из студенческих лет; о родителях, друзьях и знакомых, о работе … Но вскоре он почувствовал, что все это куда-то постепенно бесследно исчезает …

               
Он остановился в недоумении, стараясь осознать, что с ним происходит, как он оказался здесь, и для чего. Его попутчики где-то находились, может быть и не очень далеко от него, но он уже не помнил о них. Прежде, когда он хотел вспомнить какие-то трудно запоминаемые им слова, он вызывал в памяти различные ассоциации и применял мнемонические правила. Например, чтобы вспомнить овощ сельдерей, он сначала вспоминал слово «сельдь», а чтобы вспомнить фрукт помело (ударение на втором слоге), он сначала вспоминал Бабу-Ягу и «Ведьмино помело» (здесь в слове «помело» ударение на третьем слоге): «Ведьма в ступе идет, пестом упирает, помелом след заметает».                Он напрягал остатки памяти, чтобы хоть что-то осознать, но смог вспомнить лишь самые последние события: руку, протянутую за жуком и укус в ухо … А потом и эти события исчезли.  В нем стремительно разрушалась привычная для человека неразрывная связь событий Прошлого, Настоящего и ожидаемых событий Будущего … Прошлое превратилось лишь в последние десять, затем пять, три секунды. Настоящее превращалось в «здесь и сейчас»,  и оно стремительно сокращало интервал между собою и Будущим. Счет уже шел на секундные мгновения, отсчитывавшие Время как человеческий пульс.  Эти секунды Аир не мог затормозить, чтобы осознать самого себя и то, что с ним происходит. Он не просто не помнил о том, что было перед тем, но и способность воспоминания о чем-либо потерял, а потому бездумно продолжал пробираться через заросли, царапая лицо и руки о колючий кустарник и ветви деревьев, тут же забывая о боли …   

               
Наступило состояние тёмного забвения: только что случившееся «здесь и сейчас» полностью и мгновенно исчезало в нем после каждого нового ощущения … Но и на этом укорочение длительности не остановилось, восприятие стало проблесковым, длительностью менее секунды. Поток Времени входил в него и тут же  исчезал. Можно ли было такое восприятие своего бытия считать Жизнью? Но он такого вопроса себе не задавал, так как для этого необходимо было обладание мышлением, а оно тоже стремительно его покидало … Ему доступным осталось только мгновенно стираемое из памяти неосознаваемое мельтешение видимого и слышимого … Он потерял всё своё предыдущее «Я», и из «Я»-индивида» превратился в «Я»-«здесь и сейчас», в «Я»-Мгновение».  А Будущего, накатывающегося на него непрерывным Потоком Бытия, он тоже не мог понять, так как лишился способности «думать вперед»: чего-то ожидать, что-то намечать, о чем-то мечтать, строить какие-то жизненные планы. Сзади- Пустота, но и Впереди, в Будущем- тоже Пустота. Он не испугался этих изменений в себе, так как лишился способности ощущать Поток Времени в себе и вокруг себя. Он оказался очень «гармоничным» с собою и с окружающим его миром возможностей. Исчезли мечты, ожидания, надежды, способность мыслить, строить умозаключения … Даже сказать себе: «вот это происходит здесь и сейчас»- он оказался неспособным, так как перестал понимать, что такое «здесь» и что такое «сейчас». Он совершал какие-то телодвижения, но они совершались неосознанно,  независимо от его воли, так как она тоже исчезла. Он «плыл» по «Реке Бытия», «Реке Жизни», не осознавая, что с ним что-то происходит … Его покинули все осознаваемые человеческие чувства: печаль, радость, и тысячи других чувств, их оттенков и сочетаний … Он не мог даже сказать себе уверенно: «Я живу» …


Мгновенные, клиповые новые восприятия тут же бесследно исчезали, и даже нельзя сказать, что они исчезали в его памяти, так как это великое чувство- Память стало ему недоступно … Объем его памяти непрерывно сокращался, стал исчезать и запас понятий, слов, мыслей … Он перестал понимать смысл всего происходящего … Трудились еще только его глаза и уши, но и увиденное и услышанное стало ему непонятно, он превращался в зеркало … в холодное бесчувственное зеркало … Свершавшееся с ним мелькало, тут же исчезая и не позволяя осознать его … Наконец, промежутки между Прошлым, «здесь и сейчас» и Будущим исчезли!  «Здесь и сейчас» вплотную притянуло к себе Прошлое и Будущее и вызвало Короткое замыкание Времени! Всё вокруг и внутри Аира втянулось в «Чёрную Дыру», которая стремительно, как в страшном водовороте Мальстрём, понеслась в «Царство Хаоса»- «Око Ужаса» … Наступило Великое Безмолвие и ожидание Нового «Большого Взрыва», способного породить Новую Вселенную, течение Времени, Разум и Память …               
-Вставай скорее, ты же проспал на работу!- услышал Аир. Он с трудом раскрыл тяжелые глаза …
               
Юрий Жданов         15.01.2020


Рецензии