Скальпелем и молитвой

Кто же он на самом деле, легендарный профессор Валентин Войно - Ясенецкий: опытный хирург или православный чудотворец?
Чтобы ответить на эти вопросы и окончательно понять феномен архиепископа Луки, который во время Великой Отечественной войны совершал уникальные операции и спас от верной смерти множество раненых и одновременно с этим возрождал православную жизнь в вверенной ему епархии, Издательский дом «Чудеса и приключения» организовал спецэкспедицию в город Тамбов.
 
Из Тамбова с любовью
Несколько дней, проведённых в чудесном городе на берегу Цны, посещение музеев и архивов, встреча с немногими ещё живущими среди нас очевидцами тех событий, дали мне столько практического материала и пищи для размышлений, что в одной журнальной статье невозможно описать всё то, что удалось узнать об этом удивительном человеке – Валентине Феликсовиче Войно – Ясенецком (1877 – 1961). Учёный, философ, хирург, доктор медицинских наук и профессор, доктор богословия и епископ Русской православной церкви, единственный в истории священнослужитель, удостоенный Сталинской премии. Он прожил довольно длинную жизнь – 84 года. Сейчас таким возрастом наших современников особо не удивишь. А ведь жить ему было суждено на переломе двух эпох, перед ним прошли три революции и четыре войны, он стал жертвой репрессий и более десяти лет провёл в тюрьмах и ссылках. Да, на закате жизни обрёл заслуженные славу и почёт, но реабилитирован был только в 2000 году и тогда же канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
В его жизни было много удивительных событий, знамений и совпадений. Он творил чудеса, оперируя безнадёжных раненых, он мог лечить не только с помощью скальпеля, но и словом, исцелять и плоть, и дух человеческий. И даже взявшись за изучение довольно короткого отрезка его биографии – пребывания с 1944 по 1946 годы в Тамбове, меня поразило величие этой личности. А ещё больше удивил масштаб его как раз окончательно именно в Тамбове сформированного в книгу труда «Дух, душа и тело». Впервые это богословско-философское произведение увидело свет уже после смерти автора, в 1978 году в Брюсселе. А в наши дни издаётся неохотно, ведь в книге затрагиваются проблемы, реально существующие на грани физического и духовного бытия человека и приводятся конкретные примеры необъяснимых фактов, трактовка которых пока ещё противоречит суждениями официальной науки и не всегда совпадает с позицией христианской церкви. К этой теме мы ещё вернёмся, а пока продолжим повествование об исследованиях в Тамбове.
 
Три года как миг
Пересказывать биографию В.Ф. Войно – Ясенецкого – дело, безусловно, благодатное, но… Но вместить её в жёсткие рамки журнального очерка было бы несправедливо. Интересующихся, а такие, надеюсь, появятся после прочтения серии моих очерков, отправляю к многочисленной литературе и в странствие по всемирной сети. Мне же было любопытно проследить лишь один эпизод его служения человеку и Богу и реально ощутить насколько яркий и весомый след он, этот эпизод, оставил в памяти людей.
«В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако, врачебной и научной работы я не намерен оставлять»- так писал в 1944 году из Тамбова в Красноярск своему сыну Михаилу святитель Лука , только что назначенный архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Это было сугубо частное письмо. А за три года до этого, измученный чередующимися следствиями и тюремными заключениями, но так и несломленный системой врач – хирург и священник отправил из глуши Красноярского края, где находился уже в третьей ссылке, телеграмму председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину с лаконичным текстом: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку». Но только летом 1943 года врач и церковный деятель был возвращен в Москву, а вскоре патриарх определил его к служению в Тамбове. До революции в здешнем регионе насчитывалось сто десять действующих храмов. Лука застал только три - два в самом Тамбове и один в Мичуринске (до 1932 года – Козлов). У самого епископа не было даже соответствующего облачения для совершения богослужений и его удалось с величайшим трудом получить из запасников … местного краеведческого музея. Итогом относительного короткого пребывания Луки как церковного деятеля в Тамбове стало не только возрождение духовного служения. Он организовал сбор средств - за несколько месяцев 1944 года для нужд фронта было перечислено более 250 тыс. руб. на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиационного подразделения имени Александра Невского. В общей же сложности за неполные два года в копилку средств на битву с фашистами было перечислено около миллиона рублей. Впоследствии архиепископ был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А непосредственно в Тамбове его застала весть о присуждении Сталинской премии «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах "Очерки гнойной хирургии", и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“». Премию первой степени в размере 200 000 рублей Лука разделил: 140 тысяч рублей он передал на помощь детским домам и нуждающимся прихожанам, остальное отправил своим собственным детям, которые родились ещё задолго до того, как Валентин Феликсович самым чудесным образом стал священником, а затем и монахом.
 
Ночная операция
В годы Великой Отечественной войны в тыловом Тамбове насчитывалось 26 госпиталей. И именно здесь большую часть времени проводил Валентин Феликсович, которому пришлось провести буквально тысячи сложнейших, порой безнадёжных, операций. По свидетельству тогдашних медицинских чиновников, до первого его появления у хирургического стола, смертность в госпиталях превышала 80 процентов. А вскоре она едва достигала двадцати. И дело было не только в том, что Войно – Ясенецкий обладал уникальными теоретическими знаниями и опытом, приобретённым ещё в бытность земским лекарем, когда за неимением нужных хирургических инструментов в дело шли слесарные щипцы, перочинный ножик, гусиное перо и женский волос вместо ниток. Он умел исцелять своим духом, молитвой, нередко – убеждением.
«Когда он производил самые сложные и ответственные операции, то проделывал странные манипуляции, - вспоминали очевидцы. - Например, прежде чем приступить к операции он молился богу, осеняя крестным знамением оперируемого, внушая ему веру в благополучный исход операции. Говорят, что у него во время операций не было ни одного смертельного исхода. Помимо работы в эвакогоспиталях он проводил прием больных в поликлиниках. Люди, нуждающиеся в помощи, на прием к нему становились в большие очереди, он никому не отказывал в приеме и не оканчивал его до тех пор, пока не примет последнего человека. Ни с кого не брал никогда ни копейки».
Любопытно и такое воспоминание очевидца. «При обходе больных красноармейцев госпиталя Владыкой Лукой в качестве врача, один больной красноармеец позволил себе нанести ему обиду, сказав: «Зачем здесь ходит длинноволосый?» И что же получилось: в тот же вечер этому обидчику было возмездие и вразумление. Ночью в двенадцать часов случился с ним смертельный приступ… и он, больной, потребовал вызвать к нему профессора, то есть владыку Луку. Он приехал ночью же, вошел в палату к больному, который со слезами просил прощения у епископа-врача за свою обиду и умолял спасти ему жизнь, так как он, больной, чувствовал уже приближение смерти. Владыка Лука дал команду немедленно приготовить всё к срочной операции. Принесли больного, подготовили к операции. Владыка, как он обычно поступал в таких случаях, спросил больного, верует ли он в Бога, так как не профессор возвратит ему жизнь, а Бог рукой доктора. Больной… ответил, что он теперь верует и сознает, что поплатился за грубую насмешку над епископом. Владыка - профессор, сделав очень серьезную операцию, возвратил больного к жизни. Этот случай очень подействовал на всех больных госпиталя».
 
Космический масштаб
После службы в храме, операциях и приёма больных, Лука уединялся в своём скромном жилище на улице Комсомольской (теперь ул. Архиепископа Луки), дом 9. Теперь здесь открыт мемориальный музей, а во дворе простого деревянного одноэтажного дома поставлен величественный памятник священнику-хирургу. Трудно поверить, что в этих стенах формулировались парадигмы, справедливость которых ещё до конца нами не оценена. Началось это ещё в молодости. Однажды, находясь дома, Валентин уснул на кушетке за чтением книги. Вдруг, через какое-то время его разбудили вполне осязаемые поцелуй и прикосновение руки. Удивлению не было предела, - вспоминал Войно-Ясенецкий, - комната была абсолютно пуста, да ещё и заперта. Как вскоре выяснилось, именно в это время в соседнем флигеле скончалась его родная сестра. Посвятив много времени изучению проблем ясновидения и разных форм предчувствия, собрав огромный фактологический массив свидетельств, он позднее с уверенность скажет, что «у людей чувствительных, с высокой степенью духовности, наиболее сильно развита способность высшего познания… Вещие сны, предсказания будущего, явления умерших во сне, все эти факты не являются ложью и встречаются слишком часто, чтобы быть фальсификацией». От этих частностей, мыслитель отталкивается и движется дальше в размышлениях о том, «что есть человек и какое метафизическое место и положение занимает он в общей целостности бытия, мира и бога». Но после захватывающего умозрительного путешествия в иные сферы реальности, времени и пространства, он вновь спускается на грешную землю, и отслужив в храме утреннюю молитву, отправляется к раненым. Они его с нетерпением ждут, творя, вопреки духу безбожного времени, легенду о докторе-священнике.
 
На фото: фрагмент экспозиции Музейно - выставочного центра Тамбовской области
Продолжение следует .
Подробности - в общероссийском журнале "Чудеса и приключения"


Рецензии
Гениальный был человек...

Олег Михайлишин   21.01.2020 12:21     Заявить о нарушении