Японский адмирал Ямамото

В отечественной историографии об этом флотоводце известно не так много, но вот в США он известен очень хорошо.  Это ведь при нем американцам были нанесены серьезные потери при атаке на базу Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе.  Еще более почитаем этот адмирал в Японии.  О нем в Японии были сняты два кинофильма – «Адмирал Ямамото» 1968 года выпуска и «Атака на Пёрл-Харбор» 2013 года. Оба этих фильма я посмотрел в Интернете и решил поделиться об этом адмирале со своими читателями.

Исороку Ямамото (4 апреля 1884 — 18 апреля 1943) — Адмирал Японии , главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны, выпускник Академии военно-морского флота Японской империи, Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета (1919—1921).

Ямамото занимал несколько важных постов во флоте Японской империи и провёл в нём ряд реформ, повлиявших на развитие японской военно-морской авиации. Адмирал Ямамото был главнокомандующим японским ВМФ в начальный и наиболее успешный для Японии период войны в Тихом океане; он разработал планы таких боевых операций, как нападение на Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение. Погиб во время инспекционного вылета на фронтовые позиции на Соломоновых островах, когда его самолёт был сбит американскими истребителями Локхид P-38 «Лайтнинг». Его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны.

Ямамото родился в городе Нагаока префектуры Ниигата в семье обедневшего самурая княжества Нагаока по имени Садаёси Такано. «Исороку» в старояпонском языке означает «56» — возраст отца при его рождении. В 1916 году Исороку был усыновлён семьёй Ямамото и принял эту фамилию. Такая практика была очень распространена в Японии — семьи, в которых не было мальчиков, усыновляли подходящих детей, чтобы сохранить свою фамилию. В 1918 году Исороку женился на Микава Рэйко. В его семье было четверо детей: два сына и две дочери.

После окончания Академии военно-морского флота в 1904 году Ямамото служил на крейсере «Ниссин» во время Русско-японской войны. Получил ранение в Цусимском сражении, потеряв два пальца (указательный и средний) на левой руке. Позже из-за этого увечья гейши дали ему прозвище «80 сэн», так как обычно они брали за маникюр 100 сэнов (по 10 за каждый палец). В 1914 году он закончил Военно-морской колледж высшего командного состава и получил звание лейтенант-командора в 1916 году.

В политическом отношении Ямамото был сторонником мирного решения всех конфликтов. Он был решительно против войны с Соединенными Штатами — эта позиция появилась в результате его обучения в Гарварде, службы помощником адмирала и службы военно-морским атташе (два раза) в Вашингтоне. Он был повышен до звания капитана в 1923 году, а в 1924 году, когда ему исполнилось 40, он сменил специализацию с морской артиллерии на морскую авиацию. Первым кораблём под его командой стал крейсер «Исудзу» в 1923 году, а следующим — авианосец «Акаги». Ямамото был большим сторонником военно-морской авиации и в чине вице-адмирала, до занятия поста командующего 1-м авианосным дивизионом, служил начальником отдела аэронавтики.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году в звании контр-адмирала, и уже в звании вице-адмирала — в Лондонской мореходной конференции 1934 года. Японское правительство считало, что кадровый военный специалист обязан сопровождать дипломатов во время обсуждения сокращения вооружений. Ямамото лично не поддерживал ни вторжение в Маньчжурию в 1931 году, ни последующую войну с Китаем, которая началась в 1937 году, ни Берлинский пакт 1940 года с нацистской Германией и фашистской Италией. Как заместитель министра военно-морских сил, он извинился перед послом Соединённых Штатов Джозефом Кларком Грю за бомбардировку канонерской лодки «Панэй» в декабре 1937 года. Позиция Ямамото сделала его мишенью для критики японских милитаристов.

На протяжении всего 1938 года большое число офицеров армии и флота начали публично высказываться против некоторых японских адмиралов. Особой критике подверглись Ямамото, Мицумаса Ёнай и Сигэёси Иноуэ из-за их сильного неодобрения Берлинского пакта с Германией и из-за их оппозиции так называемым «Японским природным интересам». К Ямамото стекался нескончаемый поток полных ненависти писем от его противников, а также и прямые угрозы от японских националистов, однако он очень спокойно воспринимал возможность покушения на свою жизнь.

Потеряв терпение из-за непоколебимой позиции Ямамото по отношении к Антикоминтерновскому пакту, японская армия приказала военной полиции «охранять» адмирала; это была попытка армии держать его под контролем. 30 августа 1939 года он был переведён из министерства военно-морских сил в море в качестве главнокомандующего Объединённым флотом. Это была одна из последних попыток Мицумасы Ёнаи, исполняющего обязанности министра военно-морских сил в правительстве барона Хиранумы, защитить Ямамото от покушений на его жизнь. Ёнаи был уверен, что если Ямамото останется на берегу, то он будет убит до окончания 1939 года. Ямамото был повышен в звании до полного адмирала 15 ноября 1940 года.

Хидэки Тодзио вступил на пост премьер-министра 18 октября 1941 года, многие люди, следившие за политикой, считали, что карьера Ямамото окончена. Тодзио был ярым противником Ямамото ещё с тех дней, когда последний служил заместителем министра военно-морских сил Японии, а Тодзио был главным сторонником захвата Маньчжурии. Существовало широкое мнение, что Ямамото будет назначен командующим военно-морской базы в Йокосуке — «тёплое местечко с понижением по службе, большим домом и абсолютно без какой-либо власти». Но на следующий после объявления состава нового кабинета Японии день, ко всеобщему удивлению, Ямамото был оставлен на своём посту, несмотря на все его разногласия с генералом Тодзио и другими чинами армии, которые были сторонниками войны с Европой и Америкой. Главными причинами, по которым Ямамото сумел удержать свою политическую позицию, были его безграничная популярность во флоте, где он всегда с уважением относился к морякам и офицерам, и его близкие связи с семьёй императора. Император Хирохито разделял с Ямамото его глубокое уважение к Западу.

По этим причинам Ямамото остался на своей должности. Но поскольку самый высокий пост Японии был в руках генерала Тодзио, было совершенно ясно, что армия потянет за собой флот в войну, в исходе которой Ямамото сильно сомневался. Но, несмотря на всё, Ямамото принял возможность предстоящей войны и планировал быструю кампанию, начиная с уничтожения флота США в Пёрл-Харборе и одновременного нанесения ударов по районам Юго-Восточной Азии, богатым нефтью и каучуком, особенно по Голландской Ост-Индии, Борнео и Британской Малайе.

Ямамото был против строительства линейных кораблей «Ямато» и «Мусаси»: с его точки зрения, это было не самое умное использование финансовых и технических ресурсов. Он был основным оппонентом доктрины «Kantai Kessen», предполагавшей сосредоточение всех усилий японского флота на решающем сражении с американским в обороне на заранее подготовленной позиции. Ямамото считал, что единственным шансом Японии является перехват инициативы и нанесение американцам ряда тяжёлых поражений в самом начале войны, которые могут вынудить американское общество согласиться на приемлемый для Японии мир.

Ямамото провёл ряд преобразований в военно-морской авиации Японской империи. Несмотря на то, что адмирал получил наибольшую известность за свою работу с авианосцами, преимущественно из-за Пёрл-Харбор и Мидуэй, ещё больший вклад Ямамото внёс в развитие береговой авиации, особенно в разработку средних бомбардировщиков G3M и G4M. Его требования большей дистанции полёта и возможности вооружения самолётов торпедами возникли из-за японских планов уничтожения американского флота во время передвижения последнего через Тихий океан. В результате нужная дальность перелёта для бомбардировщиков была достигнута, однако истребителей сопровождения дальнего действия по-прежнему не было. Бомбардировщики были лёгкими, и с баками, полными горючего, они были особенно беззащитны против огня противника. За эти качества американцы прозвали G4M «Летающая Зажигалка. Смерть настигнет Ямамото в одном из таких самолётов.

Дальнобойность G3M и G4M сделала актуальной разработку дальнобойных истребителей. Частично это повлияло на требования по разработке А6М Зеро, который ценился за дальность полёта и манёвренность. Оба качества были приобретены за счёт облегчённой конструкции без брони и легкой воспламеняемости — недостатки, которые обрекли А6М на высокие потери в предстоящей войне.

Япония двигалась всё ближе к войне в 1940 году, и Ямамото стремился как к стратегическим, так и к тактическим новшествам, часто со смешанными результатами. Под влиянием молодых и талантливых офицеров, таких как Минору Гэнда, Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в 1-й воздушный флот — кулак, который включал шесть самых больших авианосцев Японии. Это нововведение представляло собой мощную ударную силу, но также делало авианосцы компактной мишенью — две стороны одной медали, которые одинаково проявили себя во время войны. Ямамото был во главе формирования, похожего по своей организации на 1-й воздушный флот — берегового 11-го воздушного флота, который позже нейтрализовал американскую авиацию на Филиппинах и потопил британское соединение Зет, используя бомбардировщики G3M и G4M.

В январе 1941 года Ямамото пошёл ещё дальше и предложил радикальный пересмотр японской военно-морской стратегии. В течение двух десятилетий Генеральная Ставка Военно-морского флота Японской империи следовала по стопам доктрины капитана Альфреда Мэхэна. Япония планировала боевые действия с использованием лёгких сухопутных формирований, подводных лодок и береговой авиации, которые бы измотали американский флот во время переброски последнего через Тихий океан, после чего японский флот вступил бы в завершающее «Решающее сражение» в северном районе Филиппинского моря между островами Рюкю и Марианами, используя линейные корабли в соответствии с тактикой традиционной перестрелки.

Ямамото верно указал, что этот план не работал даже во время японских учений, и в то же время, понимая размах американского военного потенциала, он предложил решить американский вопрос путём нанесения раннего удара, таким образом сокращая противостоящие силы противника, а после этого вступить в «решающее сражение» как атакующая сторона вместо ведения оборонительных действий. Ямамото надеялся (но, скорее всего, не верил) на то, что американцы не перенесут такой страшный удар так рано в войне и захотят окончить этот конфликт дипломатическими методами. На самом деле послание, которое официально разорвало дипломатические отношения с Соединёнными Штатами, было доставлено с опозданием, и, как он и думал, американцы были преисполнены желания отомстить, и не собирались вести переговоры. Размышления Ямамото на эту тему годы спустя были драматически переданы в монологе «О спящем исполине», приписанном ему в фильме «Тора! Тора! Тора!».

Штаб Военно-морского флота отказался содействовать Ямамото, и чтобы добиться своего, тот был вынужден подать заявление об уходе в отставку, играя на своей популярности во флоте. Адмирал Осами Нагано и остальной штаб, в конце концов, прогнулись под его давлением, но пока только согласились провести атаку на Пёрл-Харбор. Элемент внезапности имеет долгую традицию в военном деле в начале многих войн, и Япония решила использовать этот тактический ход — в случае успеха атака давала им шесть месяцев для захвата ресурсов Голландской Ост-Индии без вмешательства американского флота.

1-й воздушный флот начал приготовления для налёта на Пёрл-Харбор, попутно решая множество технических проблем, включая пуск торпед в мелководье Пёрл-Харбора и производство бронебойных бомб путём механической обработки снарядов от корабельных орудий.

Как и планировал Ямамото, 1-й воздушный флот в составе шести авианосцев с почти 400 самолётами на борту открыл боевые действия против США 7 декабря 1941 года, выслав около 350 самолётов против Пёрл-Харбора в две волны. Эта атака была тактически успешна, так как она выполнила многие поставленные боевые задачи: потопить, по крайней мере, четыре американских линкора, и предотвратить вмешательство флота США в юго-западное наступление Японии по крайней мере на шесть месяцев.

В результате атаки 4 американских линкора были потоплены, 3 получили повреждения, 11 других кораблей — крейсера, эсминцы и вспомогательные суда были или потоплены, или серьёзно повреждены. Японские потери составили 29 самолётов сбитыми, более чем 111 получили повреждения различной степени тяжести; было потеряно 5 карликовых подводных лодок. Большинство повреждённых самолётов были пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами — из-за этого у японцев не осталось достаточно огневой мощи, чтобы развивать атаку далее. Командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Тюити Нагумо приказал отступить.

Позже Ямамото сурово критиковал решение Нагумо, поскольку тот не сумел использовать ситуацию, чтобы обнаружить и уничтожить американские авианосцы, которые отсутствовали в гавани, или продолжить бомбардировку стратегических объектов на острове Оаху. Нагумо ничего не мог выяснить о местонахождении американских авианосцев; в этой ситуации, если бы он выслал свои самолёты на их поиск, он рисковал быть обнаруженным и атакованным американскими силами до возвращения своих лётчиков.

Его бомбардировщики не имели нужного боевого груза для атаки ремонтных доков и судостроительных мастерских или даже топливных хранилищ (содержавших 530 тыс. тонн — 10-месячный запас для всего тихоокеанского флота США), уничтожение которых могло нанести гораздо больший урон, чем бомбардировка самих кораблей (Честер Нимиц заявлял, что это продлило бы войну на два года). В любом случае, после двух волн атаки уже не оставалось достаточно дневного света, чтобы послать и вернуть обратно ещё одну волну самолётов, и у эсминцев сопровождения Нагумо не было достаточно топлива для длительного дрейфа. Многого из того, что мечтал сделать Ямамото, не удалось достигнуть, но Нагумо никоим образом не был наказан за отступление, которое также было предусмотрено изначальным планом.

После войны появилась версия, и весьма обоснованная, что президенту США Рузвельту докладывали о готовящейся атаке японской авиации на Пёрл-Харбор,  так как разведка США читала японские шифры, но не стал сообщать ничего военным.  Потеряв около 4 тысяч моряков и устаревшие линкоры, но сохранив свои авианосцы, основную силу на море во Второй мировой войне, Рузвельт добился  главного – переломил общественное мнение, которое стояло на позиции невмешательства в войну.

С ближней стратегической точки зрения атака тоже удалась — американские силы были неспособны вмешаться в завоевание Голландской Ост-Индии в течение шести месяцев, но не с точки зрения Ямамото, который считал эту атаку бессмысленной. Военно-морские силы США отказались от всех планов по атаке через Тихий океан к Филиппинам ещё накануне войны в 1935 году в соответствии с военным планом «Орандж». В 1937 году ВМС США ещё больше убедились, что только мобилизация личного состава флота военного времени займёт не менее шести месяцев, а неимоверное количество остального оборудования, необходимого для пересечения Тихого океана, просто не существовало, и его производство заняло бы ещё два года после начала войны. В 1940 году главнокомандующий морскими операциями американский адмирал Харольд Старк  составил «План Дог», в котором делалась ставка на оборонительную войну в Тихоокеанском театре, пока США концентрирует ресурсы против Германии, а Тихоокеанскому флоту адмирала Хасбанда Киммеля предписывалось просто удерживать японцев в восточной части океана подальше от путей сообщения с Австралией.

На политическом уровне эта атака окончилась полным фиаско для Японии, возбудив гнев американцев и желание отомстить за «трусливую атаку». Но Япония начинала все свои современные войны таким образом, и все ожидали, что она сделает это ещё раз — только не в Пёрл-Харборе. Шок от атаки в неожиданном месте, с такими огромными потерями, и игра «не по правилам», без официального объявления войны (из-за неважной работы японского посольства нота об объявлении войны была передана после начала атаки) буквально раскалили общественное мнение Америки — мстить без пощады.

Добившийся нейтрализации большинства кораблей американского флота в Пёрл-Харборе, Объединённый флот Ямамото развернулся для исполнения большого японского стратегического плана, разработанного Императорской армией Японии и Генеральным штабом Военно-морского флота. 1-й воздушный флот продолжил круговое движение по Тихому океану, нанося удары по американским, австралийским, голландским и британским базам, от острова Уэйк к Австралии и Цейлону (теперь Шри-Ланка) в Индийском океане. 11-й воздушный флот сумел нанести удар по самолётам американской 5-й воздушной армии на Филиппинах, пока те ещё были на аэродромах, буквально в считанные часы после Пёрл-Харбора, а потом в открытом море потопили британскую группировку Зет (линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс»).

Под командой талантливых подчинённых Ямамото, вице-адмиралов Дзисабуро Одзавы, Нобутакэ Кондо и Ибо Такахаси, японцы подавили сопротивление остатков американских, британских, голландских и австралийских морских формирований в Голландской Ост-Индии с помощью высадки морских десантов и нескольких морских сражений, которые завершились Битвой в Яванском море 27 февраля 1942 года. После оккупации Голландской Ост-Индии и доведения американских позиций на Филиппинах до мелких очагов сопротивления на Батаанском полуострове и острове Коррегидор, японцы захватили «Южную сырьевую зону» с её нефтью и каучуком.

Достигнув начальных целей с удивительной скоростью и лёгкостью, воюя с плохо подготовленным противником, Япония остановилась, чтобы обдумать её следующий ход. Поскольку ни Британия, ни Америка не желали вести переговоры, японцы стали думать, как укрепить и удержать их новые территории, а также как покорить или вывести из войны одного или нескольких противников.

Для этой стадии были разработаны различные планы, включая бросок на запад к Индии, на юг — к Австралии и на восток — к США. Ямамото принимал активное участие в обсуждении этого вопроса, поддерживая разные планы в разное время, с различным энтузиазмом и для разных целей, включая свои собственные.

В середине обсуждения планов воздушный налёт Дулиттла ударил по Токио и прилегающим районам, показав штабным офицерам возможности американских авианосцев и здравость плана Ямамото. Генеральный штаб согласился на Мидуэй — операцию Ямамото, идущую в ногу с планом вторжения на Алеутские острова, которое впоследствии стало первой из операций против путей сообщения Австралии и Америки.

Атака на атолл Мидуэй

У историков и исследователей Второй Мировой войны до сих пор нет единого мнения, почему Ямамото решил главное сражение провести у атолла Мидуэй. По наиболее распространенной версии, главная задача заключалась в организации отвлекающей атаки на Алеутские острова, а основной же удар должны были принять на себя американские авианосцы. Исороку считал, что именно их уничтожение повлечет за собой полную и окончательную нейтрализацию Тихоокеанского флота США. Захват атолла был выгоден и с оборонительной точки зрения. Ведь тогда «защитный периметр» уже занятых островов существенно расширялся. А это, в свою очередь, позволяло подготовить дальнейшее продвижение японских сил на Самоа и острова Фиджи. При удачных раскладах, маячила перспектива и захвата Гавайских островов.

Среди японских военных выдвигалась идея и повторной атаки Перл-Харбора, но штаб ее не поддержал. Высшие чины опасались, что на сей раз, американцы сумеют дать полноценный бой. А лишние серьезные потери были ни к чему. Поэтому командование поддержало план Ямамото по атаке базы на атолле. После этого должен был последовать удар по американским авианосцам, если те придут на помощь. Японцы надеялись, что и сейчас им на руку сыграет эффект внезапности. И верили, что гарнизон на атолле не готов к полноценному сражению.

Японский флот перед нападением разделили на две части. Ударной группой, состоящей из авианосцев, командовал адмирал Нагумо. А линкоры и сопроводительные корабли должны были отправиться в бой под началом Исороку Ямамото.

Кстати, по замыслу Ямамото, поддерживать захват островов Тулаги и Гуадалканал должна была группировка под командованием контр-адмирала Такэо Такаги. Эти силы Исороку дополнил Пятым Авианосным Дивизионом, в которых входили новые авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку».

По мнению Ямамото, острова Тулаги и Гуадалканал были необходимы Японии. Адмирал считал, что они идеально подошли бы для создания на них морских и авиационных плацдармов. Хотел Исороку захватить и Порт-Морсби, расположенный на юге Папуа-Новой Гвинеи. На этот стратегически важный город Исороку рассчитывал как на главный плацдарм в случае атаки Австралии.

Спецоперация началась.

Острова Тулаги и Гуадалканал удалось занять без каких-либо по-настоящему серьезных проблем. А вот с Порт-Морсби произошла осечка. На пути к цели Такаги неожиданно столкнулся в Коралловом море с американскими авианосцами. Началось сражение. Японцам удалось отправить ко дну вражеский «Лексингтон», но и сами они лишились одного корабля. Плюс сильные повреждения получил «Сёкаку», которые устранить мог бы только ремонт в доках. Да и состояние пикирующих бомбардировщиков с торпедоносными самолетами на обоих новых авианосцах оставляло желать лучшего. Лишившись огневой мощи, Такаги не смог продолжить выполнение поставленной задачи. Поэтому ему оставалось лишь ждать, когда прибудет подкрепление в виде новых самолетов. В общем, план Ямамото дал сбой в самом начале. Тревожный сигнал, на который все закрыли глаза.

Что же касается Пятого флота, куда входили два легких авианосца, пять крейсеров, тринадцать эсминцев и четыре транспортных судна, то о его предназначении долгое время существовала ошибочная версия. Дело в том, что считалось, будто эти силы должны были выманить американцев на север от Перл-Харбора. А для этого требовалось атаковать Голландскую гавань и остров Уналашка. Затем захватить еще пару островов. Но не так давно выяснилось, что это было лишь идеей штаба. Причем Ямамото согласился на нее при условии одобрения Мидуэйской операции.

На деле же японский план представлял собой следующее: пока Пятый Флот движется на Алеутские острова, Первая Быстроходная Группа (всего двадцать одно боевое судно, включая четыре авианосца) проводит внезапную атаку на Мидуэй. От Группы требовалось во что бы то ни стало уничтожить всю авиацию американцев, находящуюся на острове. После выполнения этой части плана в дело вступал Второй Флот (сорок пять кораблей, включая лишь один легкий авианосец). От него требовалось высадить десант (пять тысяч солдат), который должен был зачистить атолл от американских морских пехотинцев.

По дальнейшему плану, Первая Быстроходная Группа на западе догонит остатки американского флота и уничтожит их. Затем уже Первый Флот (двадцать четыре корабля, включая один легкий авианосец) при поддержке Второго Флота ликвидирует последние корабли Тихоокеанского флота США.

Казалось, адмирал предпринял все необходимые меры для обеспечения успеха. Он даже решил в качестве перестраховки провернуть еще две операции. Первая получила название «К». Она подразумевала разведывательный вылет японских самолетов в Перл-Харбор, чтобы убедиться в том, что американские авианосцы находятся именно там. По замыслу второй операции, подводные лодки выстраивались в пикетную линию и ждали начала движения американских авианосцев к атоллу. Как только они бы увидели врага, передавали сигнал. Таким образом, корабли японцев могли сгруппироваться и атаковать неприятеля.

Вообще, изначальный расклад сил был на стороне Японии. Против американцев Страна восходящего солнца смогла выставить шесть авианосцев (два из которых являлись легкими), одиннадцать линкоров, шестнадцать крейсеров и сорок шесть эсминцев. У США в распоряжении было лишь три авианосца, восемь крейсеров и пятнадцать эсминцев. Понятно, что перевес был полностью на стороне Японии. Только по количеству самолетов и подводных лодок противники имели равенство. Казалось, что план Ямамото сработает на все сто процентов. Но… произошла катастрофа, которая мгновенно нивелировала все старания адмирала. Американские специалисты сумели не только перехватить, но и расшифровать военный код Д. Это сражение оказалось главным, и японцы его разгромно проиграли.

Американский адмирал Честер Нимиц, командовавший Тихоокеанским флотом, получил сведения о планах японских военных. Поэтому он не только сумел обмануть Ямамото с его спецоперациями, но и расположить имеющиеся силы так, чтобы ударить по японцам из засады. Нимиц оценил обстановку и пришел к выводу, что ему вполне по силам разделаться с Первой Быстроходной Группой. Очень ловко американский адмирал свернул японскую «операцию К». Он просто отрядил минный тральщик в ту точку, где должна была произойти плановая заправка. Когда японцы об этом узнали, отказались от затеи. Соответственно, Ямамото остался без жизненно важных сведений о расположении американских сил.

Опередил Нимиц и японские подводные лодки. Он направился к атоллу раньше, поэтому сумел разминуться с противником. Все страховочные операции Ямамото остались, что называется, вне игры. Затем Нимиц устроил засаду. И четвертого июня 1942 года (это было на несколько дней раньше, чем планировал Ямамото) американские корабли и самолеты атаковали Первую Быстроходную Группу.  Это сделали самолеты с атолла Мидуэй,  устаревшие и тихоходные бомбардировщики и торпедоносцы.  Они стали легкой добычей японских истребителей Зеро.  Н эта самоубийственная атака принесла американцам неожиданный успех. Когда над японскими авианосцами появились пикирующие бомбардировщики с одного из американских авианосцев, японских истребителей, которые погнались за самолетами с Мидуэя, не было в небе, и поэтому американцы осуществляли бомбометания по авианосцам, как на полигоне, встречая лишь огонь зенитной артиллерии с авианосцев.  Ряд бомб упали на полетные палубы трех авианосцев, где стояли готовящиеся к вылету самолеты с подвешанными под фюзеляжами бомбами и торпедами.  Тут же лежали шланги с авиационным бензином, которым заправляли самолеты перед вылетом.  На полетных палубах  японских авианосцев начался ад.

Атака была настолько внезапной, что японцы ничего не смогли поделать с противником. В том сражении было уничтожено четыре авианосца Первой Быстроходной Группы. Японские самолеты смоли нанести урон только одному вражескому авианосцу – «Йорктауну» (он затонул спустя три дня).

Об этом сражении написаны целые тома книг. Очень подробно я впервые прочитал в  советской газете на международные темы еще в 70-е годы, а потом, и более подробно, в имеющейся у меня энциклопедии «Авианосцы».  Там написано, что в определенной степени успех американцев был удачным стечением обстоятельств, и план Ямамото имел все шансы на успех.

А пока  был настоящий провал. Ямамото с ужасом понимал, что инициатива полностью оказалась в руках американцев. А Япония… Япония лишилась самолетов. Да и остальные силы не успевали сгруппироваться для боя в нужное время. Поэтому адмирал решил пойти ва-банк. Он собрал все силы, которые только было возможно, и попробовал провести маневр, чтобы заманить противника в ловушку. Но и эта затея провалилась. Адмирал Рэймонд Спрюэнс, совершенно случайно, поскольку отталкивался от ошибочного рапорта с подлодки, отошел быстро на восток. Здесь он расположил корабли для защиты Мидуэйя, поскольку был уверен в том, что японцы атакуют атолл. А если бы он не совершил маневр, американские судна столкнулись бы с японскими, у которых в арсенале находился убийственно мощный линкор «Ямато». Но этого не произошло. Против японцев в данном случае выступила и удача.

Ямамото понял, решающее сражение проиграно. Поэтому он отдал приказ прекратить атаку на атолл и начать отступление. Поражение стало переломной точкой во Второй Мировой войне. Япония потеряла слишком много авианосцев,  самолетов, пилотов и моряков, чтобы продолжать наступательные действия. Инициатива полностью перешла к США. Для Страны восходящего солнца наступательная война мгновенно превратилась в оборонительную. То есть, наиболее проблематичную и невыгодную.

После поражения

Козлом отпущения, конечно же, стал Ямамото. О блестящей работе американцев по перехвату и расшифровке военного кода старались не вспоминать. Понятно, что двигаться также уверенно, как раньше,  японцы уже не могли. Однако у них еще оставалось нужное количество ресурсов, чтобы навязать американцам свои условия игры. Поэтому появились планы по осуществлению операции «ФС». Она представляла собой захват островов Фиджи и Самоа. Сделать это было необходимо, чтобы разорвать морские пути сообщения между Австралией и США. А в случае удачного завершения операции, войска под командованием генерала Дугласа Макартура оказались бы заблокированными в Новой Гвинее. Не отказались японцы и от продолжения строительства аэродрома на Гуадалканале, который играл роль раздражающего фактора для адмирала Эрнеста Кинга.

Кстати, именно Кинг всячески продвигал свою идею по молниеносному удару по японцам. Он боялся, что неприятель сумеет опомниться после тяжелого поражения на атолле и перегруппирует силы. И Объединенная Ставка Штаба согласилась с предложением Кинга. И в августе 1942 года на остров Гуадалканал был высажен американский десант. Но японцы не собирались просто сдаваться. Завязалось тяжелое, изнурительное противостояние. Оно затянулось аж до февраля 1943 года. После тех сражений у Японии начались серьезные проблемы, поскольку она вступала в войну на истощение. А это для Страны восходящего солнца, по сути, являлось смертным приговором.

Что же касается Ямамото, то его все-таки оставили на должности командира. Но это было сделано лишь для поддержания морального духа и моряков Объединенного флота. Репутация Исороку пострадала сильно. И Генеральный штаб больше не хотел прислушиваться к мнению своего опального адмирала. Да и вообще, после провала Мидуэйской операции высшие военные чины Японии не желали испытывать удачу. Поэтому от Ямамото требовали разрабатывать оборонительное «решающее сражение». В общем, адмиралу пришлось работать над тем, чего он больше всего противился еще до начала войны с США.

Но попытки Японии вернуть себе инициативу проваливались одна за другой. Операция «ФС» была благополучно отменена. Зато Генеральный штаб одобрил идею параллельного противостояния с американцами на Гуадалканале и в Новой Гвинее. Задача изначально была невыполнимой, поскольку у Японии просто не хватало ресурсов. Подвело и плохое взаимодействие японских командиров. В общем, и здесь Страна восходящего солнца потерпела неудачу.

Ямамото тоже пытался хоть как-то изменить ход войны. Он, возглавляя Объединенный флот, провернул несколько местечковых операций. Да, американцы получили чувствительные удары, но и флот Исороку пострадал. А в сложившейся ситуации для Японии был важен каждый солдат, не говоря уже о корабле. В районе восточных Соломоновых островов Ямамото вступил в бой с американскими авианосцами. Затем сражался с неприятелем у острова Санта Круз. Принял участие в битве за Гуадалканал. Но все это лишь сокращало ресурсы Японии. Все попытки Исороку выманить американцев на большую битву закончились безрезультатно. Зато количество потерянных пикирующих и торпедных бомбардировщиков зашкаливало. Техники не хватало, как не хватало и квалифицированных пилотов. Обучить нужное количество людей за столь короткий срок было невозможно. Поэтому восполнить потери было банально некем. Вскоре стало резко не хватать эсминцев и транспортных судов. Все шло по самому печальному для Японии сценарию. И никто из военачальников не мог предложить план, несущий хотя бы малейшую перспективу на улучшение ситуации.

В феврале 1943 года Япония потеряла Гуадалканал. После этого события последовал окончательный отказ от идеи о большом сражении на Соломоновых островах. Все было предельно ясно, США гораздо сильнее. Нет, мелкие стычки, конечно, продолжались, но какой-либо роли они уже не играли. А Ямамото, видя, что больше полагаться на авианосцы нельзя (сказывалось их бедственное состояние),  решил в качестве воздушной поддержки использовать береговую авиацию.

Охота на адмирала

Когда чаша весов окончательно опустилась на сторону США, военные начали искать всех тех, кто был причастен к «трусливой атаке» на Перл-Харбор. Вообще, идея мести за тот налет владела умами американцев на протяжении всей Второй Мировой войны. Они хотели отомстить всем, даже тем, кто и не был причастен. Тот факт, что атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки многие звездно-полосатые военные воспринимали как месть, говорит о многом. А главной добычей для американцев стал, конечно же, Исороку Ямамото.

В 1943 году началась американская спецоперация под названием «Мэджик». И уже в апреле американская разведка в очередной раз обошла японцев. Ей удалось перехватить и расшифровать сообщение, в котором содержалась информация, касавшаяся адмирала Ямамото. Благодаря этим сведениям американцы смогли подготовить спецоперацию по ликвидации врага США. План был представлен президенту Рузвельту. И тот его быстро одобрил, потребовав «достать Ямамото». Спецоперацию по ликвидации японского адмирала назвали «Месть». А ее проведение назначили на восемнадцатое апреля.

После череды неудач, которые буквально преследовали японскую армию, и солдаты, и офицеры находились в подавленном состоянии. В воздухе витала атмосфера неумолимо приближающегося поражения. Вместо эйфории от шести месяцев побед пришла тяжелая депрессия. Адмирал Ямамото решил лично провести проверку войск южной части Тихого океана. Он надеялся, что его появление благоприятно скажется на психологическом состоянии людей. Именно об этой поездке и сумели узнать американцы. Им было известно, что утром восемнадцатого апреля Исороку на самолете отправится из Рабаула на аэродром Баллалае, расположенном на острове Бугенвиль (входит в Соломоновы острова). Было решено перехватить крылатую машину адмирала. На это ответственное задание отрядили триста тридцать девятую истребительную эскадрилью триста сорок седьмой истребительной группы Тринадцатой Воздушной армии США. Выбор был не случайным, поскольку пилоты той армии управляли Р-38 «Лайтнинг», самолетами, обладавшими достаточной для выполнения задания дальностью полета. Любопытно, что эскадрилье сообщили лишь о том, что она должна перехватить «важного старшего офицера». Но имени и звания своей мишени пилоты не знали.

Скорее всего, американцы опасались, что японцы сумеют перехватить информацию и обезопасить своего адмирала. Но этого не произошло. И хотя представители Страны восходящего солнца и не знали о планах противника, тревога за Ямамото присутствовала. Ему даже предлагали отменить полет ради его же безопасности, но адмирал отказался. Поэтому, заняв место рядом с пилотом в бомбардировщике «Бетти», Исороку отправился в полет. Ему предстояло преодолеть расстояние в триста девятнадцать миль. А к нему навстречу вылетело восемнадцать американских самолетом Р-38, оснащенных дополнительными баками с топливом. Вообще, взлететь должно было девятнадцать крылатых машин, но у одной обнаружились серьезные технические неполадки. И она осталась на аэродроме острова Гуадалканал. Правда, вскоре вернулся еще один самолет по тем же причинам. А еще два упали в море. Остальные Р-38 летели на малой высоте и не разговаривали по радио, чтобы не быть обнаруженными. Им до цели предстояло преодолеть четыреста тридцать миль.

Американская эскадрилья была разделена на «группу прикрытия» и «группу киллеров». Причем изначально задумывалось, что во вторую группу войдет четыре самолета. Им поставили задачу любой ценой уничтожить самолет с «важным старшим офицером». А остальные крылатые машины должны были в это время принять на себя удар японских истребителей прикрытия.

«Группа киллеров» включала в себя лейтенантов Томаса Ланфьера, Рекса Барбера, Джо Мура и Джима Макланагана. Но именно Мур не смог взлететь с аэродрома, а Макланагану пришлось вернуться из-за проблем с топливной системой. Поэтому их в экстренном порядке заменили лейтенанты Бесби Холмс и Рей Хайн.

Примерно в девять часов тридцать минут по токийскому времени японцы и американцы встретились. Произошло это в небе над островом Бугенвиль. Р-38 атаковали два бомбардировщика и шесть «Зеро», представлявших собой группу прикрытия. И вновь у американцев события начали разворачиваться не по сценарию. У самолетов Холмса и Хайна внезапно появились проблемы. Пилотам пришлось срочно выйти из боя. Получилось, что «Бетти» атаковали лишь два «киллера» - Барбер и Ланфьер. Но и этих сил хватило, чтобы выполнить поставленную задачу. Первый бомбардировщик рухнул в джунгли, второй – совершил экстренную посадку на воду. «Киллеры» хотели его добить, но не смогли. Им пришлось срочно возвращаться на базу из-за малого количества топлива. Кстати, добраться до базы удалось всем самолетам, кроме одного. Американцы наткнулись на японские крылатые машины. И в бою погиб Рэй Хайн.

В том бомбардировщике, который совершил посадку на воду, выжить удалось троим, среди них был и вице-адмирал Матомэ Угаки. Он впоследствии станет сторонником «войны камикадзе». Угаки, кстати, так и погибнет в августе 1945 года, атаковав один из американских кораблей. Но ни среди выживших, ни среди погибших не было Ямамото. Дело в том, что в этом бомбардировщике находились офицеры, а сам адмирал летел на другом. Том, который упал в джунглях.

Когда японцы узнали об атаке, тут же отправили на поиски группу под командованием лейтенанта Хамасуны. Им удалось добраться до сбитой «Бетти» лишь на следующий день. Выживших не было. Адмирала обнаружили под деревом, пристегнутым к креслу. От удара его выкинуло из кабины. Рука Исороку все еще продолжала сжимать рукоять катаны… Адмирал должен был погибнуть как настоящий воин, то есть, с оружием в руках. Экспертиза установила, что в момент падения «Бетти» Ямамото был уже мертв. Он погиб от нескольких пулевых ранений.

Тело Исороку кремировали, доставили в Японию и похоронили по всем правилам. Посмертно ему присвоили звание «Адмирал флота» и наградили орденом Хризантемы – высшей наградой Страны восходящего солнца.

Гибель Ямамото произвела на японцев сильное впечатление. Боевой дух солдат и матросов окончательно упал. Дело в том, что Исороку считали единственным, кто хоть как-то способен противостоять силам противника. А теперь не стало и последней призрачной надежды на удачный исход войны. В американских же войсках настроения были противоположные. Когда стало известно о гибели Ямамото, боевой дух армии США окреп. Американцы уже не сомневались в своей победе. А всех участников операции «Месть» наградили.

Правда, без конфликта обойтись не удалось. Барбер и Ланфьер на протяжении нескольких десятилетий спорили друг с другом на тему, кто же из них ликвидировал японского адмирала. В 1975 году точка в споре была поставлена. А устранение адмирала официально записали на Рекса Барбера. Еще раз это было подтверждено в 2003 году. Вот только Барбер до этого не дожил. Его не стало в 2001 году.

Ямамото оставил значимый след в истории Японии. Причем не только на военном поприще. Адмирал еще занимался каллиграфией и сочинял стихи. Правда, его творчество не пользовалось популярностью, поскольку считалось, что оно слишком скучное и монотонное. Кроме этого Исороку сильно любил азартные игры. Например, бильярд, маджонг, покер… Ему нравилось с их помощью тренировать мозги. У него даже была шутка на этот счет. Ямамото говорил, что ему следовало бы уехать в Монако и открыть там казино. И на этом поприще он принес бы императору куда больше пользы, чем на военном.

Известно, что Исороку свободное время старался проводить в компании гейш, выделяя среди них Тиёки Каваи. Любопытно, что похоронная процессия прошла как раз мимо дома любимой гейши адмирала. Вряд ли это было совпадением.


Рецензии