Ковчег Петра 1

   Что можем мы сказать, исходя из имеющихся данных?

   Сундучок – это Ковчег Завета Петра Великого, которому (сундучку) – сто лет. Пётр не мог строить его сто лет, как строил свой ковчег Ной, и сундучок просто ждал своего часа в омуте.

   И что это за «скрижали Завета» там лежали? Мы ведь знаем, что в сундучке должно лежать кольцо Царь-Девицы, - о прочем же не сказано!  Поскольку в образе Царь-Девицы мы признали дщерь Петрову Елизавету, - то, значит, её колечко и было положено царём-отцом в заветный ларец.

   То есть, Пётр своей преемницей назначил среднюю дочь. Но это было скрыто, - в сказке сундучок запутался в водорослях на дне омута. Что было на самом деле с последней волей Петра, - и что на самом деле было этой последней волей, – никогда уже не доискаться. Но, если обратиться к Пушкину, то, выходит, он считал, что этой последней волей было – передать права на царство пятнадцатилетней Елизавете.  Но, поскольку колечко царевны в сказке, по-видимому, венчальное, то предполагается, что царствовать она будет с супругом. Вот в супруге – и вся «закавыка»! Не было супруга для неё тогда, сто лет назад, когда отец её умер, а ей было «пятнадцать только лет». Пётр надеялся выдать её за короля Франции, породниться таким образом с Бурбонами. Но дочь его была – не для Франции, не для Бурбонов…

   Конечно, Царь-Девица в сказке – это не реальная, «историческая» Елизавета. Это – Елизавета с к а з о ч н а я, над - реальная.

  Образ Царь-Девицы ёмок и многозначен. Это и Дева-Заря (Звезда, Астрея), и Богородица, и Душа (Психея), и Муза. Кроме того, она и Дух – как третья ипостась Троицы. Здесь, в этой «русской сказке», мы имеем дело с Русской Троицей: Бог-отец –Зевс (Юпитер) -Месяц –Пётр Первый, Бог-сын – Солнце (Христос)  – Иванушка Петрович, - А.С. Пушкин; Бог (богиня) - Дух (душа) – Артемида (Диана)– Дева Мария – Царь-Девица - Елизавета Петровна. (Конёк-Горбунок  - это Гений Пушкина, он - Аполлон (Солнце) – Амур (Любовь
)).

  У Петра Первого было кольцо-печатка, на одной из сторон которой изображался сам царь, высекающий статую России, - как Пигмалион высекал Галатею. Это изображение дало повод Феофану Прокоповичу сказать:«Poccия вся есть статуя Твоя, изряднымъ майстерствомъ отъ Тебе переделанная». Возможно, под кольцом Царь-Девицы Пушкин имеет в виду именно это кольцо-печатку. Галатея значит «Молочная», но можно сказать о ней и – «Звёздная», принадлежащая Млечному пути. Ведь основа слова одна, -  и у галактозы, и у Галактики!

   Вот эта Галатея – Звезда – Россия, - это так же Царь-Девица.

   Можно повторить здесь поэтическую мысль, которая высказывалась во времена Екатерины Великой, что Пётр родил тело России, а Екатерина – душу; но только поменяв  Екатерину на  Елизавету. Есть и мнение, что Пётр сам вдунул Дух в уже созданное до него тело России. <Петр> «дал первый стремление столь обширной громаде которая яко первенственное вещество была без действия». (А.Н. Радищев. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, 1792. (Об открытии памятника Петру I)).

   Россия и Дочь Петрова в одном образе Елизаветы-Царь-Девицы – это Душа и Дух России, - живые её душа и дух (впрочем, дух иным быть не может).

   А душа и дух живут на земле в Слове.


Продолжение следует.



   







   
 
   


Рецензии