Есенин. Радуница. Первый сборник

Сергей Есенин | Радуница. Первый сборник


• Полный скан: https://panteono.ru/2020-01-15
• Сергей Есенин. Чую радуницу Божью: http://proza.ru/2023/12/21/112

Первый прижизненный сборник Сергея Есенина назывался «Радуница» и вышел в Петрограде 1 февраля 1916 г. в издательстве М. В. Аверьянова при участии Николая Клюева.

Первая «Радуница» (1916) — не просто сборник из 33 произведений (возраст Христа), не просто отсылка ко дню поминовения усопших, к «Пасхе мёртвых». Это прапамять Руси. Это и собственное крохотное Евангелие, и заветная ладанка, которую он всю жизнь носил на своей груди. Это гимн Руси-Приснодеве, Богородице, Пречистой Мати. Не Христос-Солнце, а Богородица-Луна простирают над Русью свою небесную благодать.

«Радуница» — блестящий сборник. Память Руси (не России!), память предков, древлеправославие, дониконовская Русь. Имя Христа-Спасителя строго в канонах староверов: только Исус (Iсус), но никак не Иисус (Iisus). Это и намеренно будет спустя два года (январь 1918 г.) зафиксировано Александром Блоком в поэме «Двенадцать».

Именно благодаря этому первому изданию «Радуницы» и признали Сергея Есенина многие мэтры нашей поэзии Серебряного века.

Но сначала атмосфера пролетарской Советской России потребовала убрать этот сборник куда подальше, с глаз долой. Затем в Советском Союзе это был уже не просто анахронизм, а нечто, сильно мешавшее советскому глянцевому образу Есенина. Милому, вдохновенному. Но от Руси там не осталось и следа.

Книга стала библиографической редкостью. Сборник впоследствии менялся по составу.

Разыскал в фондах Ленинки (РГБ) это самое первое издание.

В него вошло 33 стихотворения. Разбиты на две части:
1. Русь (15).
2. Маковые побаски (18).

Ниже представлен полный текст сборника, который сверял с оригиналом. Пунктуацию сохранил. В орфографии минимальные изменения. К сожалению, в последующих изданиях стихотворений сборника эти изменения были довольно заметные. В том числе и потому, что некоторые стихотворения (напр., «Инок») были во многом переработаны.

В Полном собрании сочинений Есенина (1995-2002) стихотворение «Инок» приведено совсем в иных редакциях. В стихотворении «Троица» в последующем утрачены 6 важных строк, которые связывали вместе «Кручину» и «Троицу».

Ряд стихотворений сборника (не только этих двух) в последующем утратил авторские названия (представлены лишь по первой строке). Но и здесь другие редакции привели к смене исходных названий… «Не с бурным ветром тучи тают» — в Полном собрании Есенина в иной редакции: «Не ветры осыпают пущи». Аналогично «Край родной, поля, как святцы» — «Край любимый! Сердцу снятся».

Разница подчас велика. Сопоставьте

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,

и то, как эти первые две строки были в оригинале сборника "Радуница" (1916)...

Край родной, поля, как святцы,
Рощи в венчиках иконных...

"Я странник улогий". Улогий, а не убогий, как было в более поздних редакциях. Это не опечатка. Есенин признавался, что некоторые деревенские слова первого издания пришлось заменить на более понятные и знакомые.

Ниже в оглавлении дано соответствие. Слева — название в оригинале 1916 г., справа — в Полном собрании сочинений.

Степень расхождений в текстах (оригинал и Полное собрание сочинений) помечена звёздочками: одна (*) — небольшие расхождения (в основном пунктуация); две (**) — расхождения в тексте. Отсутствие звёздочек в скобках — совпадение редакций (с точностью до орфографии).

т.1. Стихотворения.
т.2. Стихотворения (Маленькие поэмы).
т.4. Стихотворения, не вошедшие в "Собрание стихотворений".



== РУСЬ

• Микола ——| Микола (*), т.2.
• Инок ——| Пойду в скуфье смиренным иноком (**), т.1.
• Калики ——| Калики (*), т.1.
• Не с бурным ветром ——| Не ветры осыпают пущи (**), т.1.
• Задымился вечер ——| Задымился вечер, дремлет кот на брусе (), т.1.
• Гой ты, Русь, моя родная ——| Гой ты, Русь, моя родная (*), т.1.
• Богомолки ——| По дороге идут богомолки (), т.1.
• Поминки ——| Поминки (*), т.4.
• Шёл Господь ——| Шёл Господь пытать людей в любови (*), т.1.
• Край родной ——| Край любимый! Сердцу снятся (**), т.1.
• Улогий ——| Я странник убогий (**), т.4.
• В хате ——| В хате (), т.1.
• Выть ——| Чёрная, потом пропахшая выть! (*), т.1.
• Дед ——| Дед (*), т.4.
• Топи да болота ——| Топи да болота (), т.1.

== МАКОВЫЕ ПОБАСКИ

• Белая свитка ——| Белая свитка и алый кушак (**), т.4.
• Матушка в купальницу ——| Матушка в купальницу по лесу ходила (**), т.1.
• Кручина ——| Зашумели над затоном тростники (*), т.1.
• Троица ——| Троицыно утро, утренний канон (**), т.1.
• Заиграй, сыграй тальяночка ——| Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха (*), т.1.
• Ты поила коня ——| Подражанье песне (**), т.1.
• Выткался на озере ——| Выткался на озере алый свет зари (**), т.1.
• Туча кружево в роще связала ——| Туча кружево в роще связала (*), т.1.
• Дымом половодье ——| Дымом половодье (), т.1.
• Девичник ——| Девичник (*), т.4.
• Сыплет черёмуха снегом ——| Сыплет черёмуха снегом (), т.1.
• Рекруты ——| По селу тропинкой кривенькой (*), т.1.
• Край ты мой заброшенный ——| Край ты мой заброшенный (), т.1.
• Пастух ——| Я пастух, мои палаты (), т.1.
• Базар ——| На плетнях висят баранки (), т.1.
• Сторона-ль моя, сторонка ——| Сторона ль моя, сторонка (), т.1.
• Вечер ——| На лазоревые ткани (*), т.4.
• Чую радуницу Божью ——| Чую радуницу Божью (*), т.1.

————————————

=== РУСЬ

Великая троица самых почитаемых на Руси, ещё в древлеправославии: Исус, Богородица, Николай Угодник. Именно она во многом заложена в основу ранней духовной лирики Сергея Есенина и в его поэтическое Евангелие — «Радуницу» (1916).

Одна из первых его маленьких поэм — «Микола» — и вошла в тот первый прижизненный сборник Сергея Есенина (февраль 1916).

Дата создания поэмы «Микола» (1915) проставлена автором. По свидетельству И. В. Евдокимова, в его распоряжении был экземпляр с другой авторской датой написания поэмы: «Август 1914 г.» В наб. экз.— помета: «1913».

Принятая датировка поэмы согласуется с корпусом сохранившихся документальных данных по предыстории её первой публикации в «Биржевых ведомостях». Так, Л. В. Берман писал Есенину 26 июля 1915 г.: «Был как раз у Дмитрия Владимировича {Философова, редактора журнала «Голос жизни»}, когда (в июне) пришло от Вас письмо <ныне неизвестное> и стихи, которые читал, как всегда, с радостью и… немножко с завистью». Судя по всему, Есенин прислал тогда Философову для публикации свои новые сочинения. Ещё до получения письма Бермана поэт узнал о внезапном закрытии журнала («Я очень жалею, что «Голос жизни» закрылся», — писал он В. С. Чернявскому 22 июля). Примерно после 15 августа Есенин обращается к Философову: «Мне очень бы хотелось быть этой осенью в Питере, так как думаю издавать две книги стихов. Ехать, я чую, мне не на что. Очень бы просил Вас поместить куда-либо моего «Миколая Угодника». Может быть, выговорите мне прислать деньжонок к сентябрю». Из сопоставления приведенных сведений следует, что поэма «Микола» бесспорно находилась среди тех новых произведений Есенина, которые получил редактор «Голоса жизни» в июне 1915 г.

Философов выполнил просьбу поэта и переслал рукопись «Миколы» редактору «Биржевых ведомостей» М. М. Гаккебушу с сопроводительным письмом от 22 августа 1915 г.: «…прилагаю стихи Сергея Есенина, с его письмом на моё имя. Стихи этого талантливого поэта из народа печатались уже в «Русской мысли» и в «Северных записках»». Днём раньше он написал Есенину: «Стихи Ваши «Микола» я отправил <…> редактору «Биржевых ведомостей». О судьбе их Вас извещу». Через несколько дней поэма появилась в «Биржевых ведомостях».

Автобиография Есенина (в записи И. Н. Розанова от 26 февраля 1921 г.) содержит краткие сведения о замысле поэмы: «…в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить Миколу».

Почти три года спустя (1 января 1924 г.) Есенин написал «Предисловие» к своему собранию стихотворений (издание которого тогда не состоялось). Бо;льшая часть этого текста посвящена разъяснению «щекотливого этапа» — религиозности автора: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии. Отрицать я в себе этого этапа вычёркиванием не могу так же, как и всё человечество не может смыть периода двух тысяч лет христианской культуры, но все эти собственные церковные имена нужно так же принимать, как имена, которые для нас стали мифами: Озирис, Оаннес, Зевс, Афродита, Афина и т. д.».

Одно из первых публичных авторских чтений поэмы состоялось на вечере литературного общества «Краса» в Петрограде 25 октября 1915 г. В отчёте о вечере «Красы» З. Д. Бухарова отметила, что в «Миколе» «живёт, дышит, колышется вся до последней черточки наша деревня, с мудро-детскими верованиями, исконно-благолепной обрядностью, языческой, природной непосредственностью, трудовым потом и праздничным разгулом» (газ. «Петроградские ведомости», 1915, 4 ноября, №;247).

Было отмечено в печати и другое выступление Есенина с чтением «Миколы» — 19 ноября 1915 г. на первом вечере литературно-художественного общества «Страда» (газ. «Новое время», Пг., 1915, 21 ноября, №;14261, газ. «Петроградский вечер», 1915, 22 ноября, №;166).

В 1922 г. П. С. Коган писал о Есенине: «Колыбель его охраняли Христос и святые, и до сих пор он продолжает их видеть среди родных лесов. <.> Ласковый угодник Микола, как и встарь, в лаптях и с котомкой на плечах ходит мимо сёл и деревень. <…> В этом эпическом мире, откуда вышел Есенин, неведомы гордые пути организованной человеческой борьбы за своё счастье. <…> Господь с престола посылает Миколу, своего верного раба, обойти русский край, защитить там «в чёрных бедах скорбью вытерзанный люд». <…> Вот эту смиренную Русь любит Есенин» (Красная новь, 1922, №;3, май–июнь).

МИКОЛА

1.

В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сёл и деревень.

На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идёт, поёт негромко
Иорданские псалмы.

Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.

Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шёлковые чётки —
Веток бисерный извив.

Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льёт с лица:
— Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца.

2.

Заневестилася кругом
Роща елей и берёз.
По кустам зелёным лугом
Льнут охлопья синих рос.

Тучка тенью расколола
Зеленистый косогор...
Умывается Микола
Белой пеной из озёр.

Под берёзкою невестой,
За сухим посошником,
Утирается берестой,
Словно мягким рушником.

И идёт стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
— Я, жилец страны нездешной,
Прохожу к монастырям.

Высоко стоит злотравье,
Спорынья кадит туман:
— Помолюсь, схожу, за здравье
Православных христиан.

3.

Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
— О, мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют.

Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
— Я пришёл к вам, братья, с миром —
Исцелить печаль забот.

Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость Божью
Спелой рожью в закрома.

4.

Горек запах чёрной гари,
Осень рощи подожгла.
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.

— Ой, прощайте, белы птахи,
Прячьтесь, звери, в терему,
Тёмный бор,— щекочут свахи:
— Сватай девицу-зиму.

Всем есть место, всем есть логов,
Открывай, земля, им грудь!
Я — слуга давнишний Богов,
В Божий терем правлю путь.

Звонкий мрамор белых лестниц
Протянулся в райский сад;
Словно космища кудесниц,
Звёзды в яблонях висят.

На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас.
— Миколае-чудотворче,
Помолись ему за нас.

5.

Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать.

— Клюйте, ангельские птицы:
Колос — жизненный полёт.
Ароматней медуницы
Пахнет жней весёлых пот.

Кружевами лес украшен,
Ели — словно купина.
По лощинам чёрных пашен —
Пряжа выснежного льна.

Засучивши с рожью полы,
Пахаря трясут лузгу,
В честь угодника Миколы
Сеют рожью на снегу.

И, как по траве окосья
В вечереющий покос,
На снегу звенят колосья
За косницами берёз.

———

ИНОК

Пойду в скуфейке, светлый инок,
Степной тропой к монастырям;
Сухой кошель из хворостинок
Повешу за плечи к кудрям.

Хочу концы земли измерить,
По отуманенной росе,
И в счастье ближнего поверить
На взборонённой полосе.

Иду. В траве звенит мой посох,
В лицо махает шаль зари;
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.

Глядя за кольца лычных прясел,
Одной лишь думой мыслю я:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Трудом земного бытия.

С улыбкой радостного счастья
Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья,
Молясь на копны и стога.

———

КАЛИКИ

Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу;
У церквей пред затворами древними
Поклонялись Пречистому Спасу.

Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Исусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси.

Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
— Все единому служим мы Господу,
Возлагая вериги на плечи.

Вынимали калики поспешливо
Для коров сбережённые крохи.
И кричали пастушки насмешливо:
— Девки, в пляску. Идут скоморохи.

———

***

Не с бурным ветром тучи тают,
Сливаясь с кроткой синевой,
Рогульки месяца ныряют
По перелескам, в кудрях хвой.

Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идёт возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках.

Она несёт для мира снова
Распять воскресшего Христа:
— Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста.

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.

И, может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях крылья херувима,
А под пеньком голодный Спас.

———

***

Задымился вечер, дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребётся в затворённой клети...

У лесной поляны — в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи...
В сердце почивают тишина и мощи.

———

***

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
— Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.

———

БОГОМОЛКИ

По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли.

Топчут лапти по полю кукольни,
Где-то ржанье и храп табуна,
И зовёт их с большой колокольни
Гулкий звон, словно зык чугуна.

Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят.
Из подворья с высокой келейки
На платки их монахи глядят.

На вратах монастырские знаки:
«Упокою грядущих ко мне»,
А в саду разбрехались собаки,
Словно чуя воров на гумне.

Лижут сумерки золото солнца,
В дальних рощах аукает звон...
По тени от ветлы-веретёнца
Богомолки идут на канон.

———

ПОМИНКИ

Заслонили вётлы сиротливо
Косниками мёртвые жилища.
Словно снег, белеется коливо —
На помин небесным птахам пища.

Тащат галки рис с могилок постный,
Вяжут нищие над сумками бечёвки.
Причитают матери и крёстны,
Голосят невесты и золовки.

По камням, над толстым слоем пыли,
Вьётся хмель запутанный и клейкий.
Длинный поп в худой епитрахили
Подбирает чёрные копейки.

Под черёд за скромным подаяньем
Ищут странницы отпетую могилу.
И поёт дьячок за поминаньем:
«Раб усопших, Господи, помилуй».

———

***

Шёл Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве
Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: — Вишь, какой убогой —
Знать, от голода качается, болезный.

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
— Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
— На, пожуй... маленько крепче будешь.

———

***

Край родной, поля, как святцы,
Рощи в венчиках иконных...
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.

———

УЛОГИЙ

Я странник улогий
В кубетке сырой.
Пою я о Боге
Касаткой степной.

На шёлковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.

Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.

Я странник улогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.

Покоюся сладко
Меж росновых бус.
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.

———

В ХАТЕ

Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

———

ВЫТЬ

Д.В. Философову

Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить.

Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнёт благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костёр окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари,
Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки
Дрёмную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь...
Грустная песня, ты — русская боль.

———

ДЕД

Сухлым войлоком по стёжкам
Разрыхлел в траве помёт,
У гумен к репейным брошкам
Липнет муший хоровод.

Старый дед, согнувши спину,
Чистит вытоптанный ток
И подонную мякину
Загребает в уголок.

Щурясь к облачному глазу,
Подсекает он лопух.
Роет скрябкою по пазу
От дождей обходный круг.

Черепки в огне червонца.
Дед, как в жамковой слюде,
И играет зайчик солнца
В рыжеватой бороде.

———

***

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Тёмным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колёс.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

———

=== МАКОВЫЕ ПОБАСКИ

***

Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.

Громко звенит за селом корогод,
Там она, там она песни поёт.

Помню, как крикнула, шигая в сруб:
«Что же, красив ты, да сердцу не люб.

Кольца кудрей твоих ветрами жжёт,
Гребень мой вострый другой бережёт».

Знаю, чем чужд ей и чем я не мил:
Меньше плясал я и меньше всех пил.

Кротко я с грустью стоял у стены:
Все они пели и были пьяны.

Счастье его, что в нём меньше стыда,
В шею ей лезла его борода.

Свившись с ним в жгучее пляски кольцо,
Брызнула смехом она мне в лицо.

Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.

Маком влюблённое сердце цветёт...
Эх, да не мне она песни поёт!

———

***

Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Да не любо молодцу счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

———

КРУЧИНА

Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.

Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.

Ах, не выйти в жёны девушке весной,
Запугал её приметами лесной:

На берёзке пообъедена кора,—
Выживают мыши девушку с двора.

Бьются кони, грозно машут головой,—
Ой, не любит чёрны косы домовой!

Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.

Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван нежнопенная волна.

———

ТРОИЦА

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.

Нонче на закате с Божьего крыльца
Стану к аналою подле молодца.

Батюшкина воля, матушкин приказ,
Горе да кручина повенчают нас.

Ах, развейтесь кудри, обсекись коса,
Без любви погибнет девичья краса.

Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.

———

***

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок шитьём украшенный мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.

———

***

Ты поила коня из горстей в поводу,
Колыхалися бусинки в зыбком пруду.

Я смотрел из окошка на красный платок,
Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

Мне хотелось в кулюканьи пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.

В пряже солнечных дней время выткало нить...
Мимо окон тебя понесли хоронить.

И под плач панихид, под кадильный канон,
Всё мне чудился тихий раскованный звон.

———

***

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Не отнимут знахари, не возьмёт ведун —
Над твоими грёзами я, ведь, сам колдун.

Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

———

***

Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.

Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума...
Ой, не весел ты, край мой родной.

Пригорюнились девушки-ели,
И поёт мой ямщик на-умяк:
— Я умру на тюремной постели,
Похоронят меня кое-как.

———

***

Дымом половодье
Зализало ил.
Жёлтые поводья
Месяц уронил.

Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.

Заунывным карком
В тишину болот
Чёрная глухарка
К всенощной зовёт.

Роща синим мраком
Кроет голытьбу...
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.

———

ДЕВИЧНИК

Я надену красное монисто,
Сарафан запетлю синей рюшкой.
Позовите, девки, гармониста,
Попрощайтесь с ласковой подружкой.

Мой жених угрюмый и ревнивый,
Не велит заглядывать на парней.
Буду петь я птахой сиротливой,
Вы ж пляшите дробней и угарней.

Как печальны девичьи потери,
Грустно жить оплаканной невесте.
Уведёт жених меня за двери,
Будет спрашивать о девической чести.

Ах, подружки, стыдно и неловко:
Сердце робкое охватывает стужа.
Тяжело беседовать с золовкой,
Лучше жить несчастной, да без мужа.

———

***

Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной!

Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

———

РЕКРУТЫ

По селу тропинкой кривенькой,
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

Распевали про любимые
Да последние деньки:
«Ты прощай, село родимое,
Тёмна роща и пеньки».

Зори пенились и таяли.
Все кричали, пяча грудь:
— До рекрутства горе маяли,
А теперь пора гульнуть.

Размахнув кудрями русыми,
В пляс пускались весело.
Девки брякали им бусами,
Зазывали за село.

Выходили парни бравые
За гуменные плетни.
А девчоночки лукавые
Убегали,— догони!

Над зелёными пригорками
Развевалися платки.
По полям, бредя с кошёлками,
Улыбались старики.

По кустам, в траве над лыками,
Под пугливый возглас сов,
Им смеялась роща зыками
С переливом голосов.

По селу тропинкой кривенькой,
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остальние деньки.

———

***

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черёмуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнику
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

———

ПАСТУХ

Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей.
По горам зелёным — скаты
С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом
В жёлтой пене облака.
В тихой дрёме под навесом
Слышу шёпот сосняка.

Светят зелено в сутёмы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

———

БАЗАР

На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льёт теплынь.
Солнца струганые дранки
Загораживают синь.

Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихлистого приволья
Гнутся травы, мнётся лист.

Дробь копыт и хрип торговок,
Пьяный пах медовых сот.
Берегись, коли не ловок:
Вихорь пылью разметёт.

За лещужною сурьмою —
Бабий крик, как поутру.
Не твоя ли шаль с каймою
Зеленеет на ветру?

Ой, удал и многосказен
Лад весёлый на пыжну.
Запевай, как Стенька Разин
Утопил свою княжну.

Ты ли, Русь, тропой-дорогой
Разметала ал наряд?
Не суди молитвой строгой
Напоённый сердцем взгляд.

———

***

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год,
С подожочка и котомки
Богомольный льётся пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

———

ВЕЧЕР

На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец.
В тёмной роще, по поляне
Плачет смехом бубенец.

Затуманились лощины,
Серебром покрылся мох.
Через прясла и овины
Кажет месяц белый рог.

По дороге лихо, бойко,
Развевая пенный пот,
Скачет бешеная тройка
На посёлок в хоровод.

Смотрят девушки лукаво
На красавца сквозь плетень.
Парень бравый, кучерявый
Ломит шапку набекрень.

Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят.
Позолоченные бляхи
С бубенцами говорят.

———

ЧУЮ РАДУНИЦУ БОЖЬЮ

Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовёт меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СО СКАНАМИ: https://teletype.in/@pantheon/2020-01-15

——
Примечания.

1. Оригинал (скан). Сергей Есенин. Радуница.
/ Петроград, 1916. Издание М.В.Аверьянова.
/ Из фондов РГБ: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004210209#?page=1

2. Полное собрание сочинений С.А.Есенина в 7 томах (9 книгах).
/ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.
/ Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. ЭНИ "Есенин"
http://feb-web.ru/feb/esenin/default.asp

——
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• Сергей Есенин. К 125-летию. Анатомия наследия: http://proza.ru/2020/01/22/161
• Сергей Есенин. Исус младенец: http://proza.ru/2020/01/15/1877
• Ключи Марии. Духовное завещание Сергея Есенина: http://proza.ru/2020/01/02/1167
• Сергей Есенин. Чую радуницу Божью: http://proza.ru/2023/12/21/112


Рецензии