Русский сыщик. Глава 31. Новый друг мой Сан Саныч
Глава 31. Новый друг мой - Сан Саныч.
Как-то, с утра, я получил материал о «кидняке» - мошенническом способе завладения транспортным средством. В данном случае - это был «Москвич-2141-комби», новая модель. Необычно было то, что меня сразу вызвали к моему руководству.
- Ты знаешь, у кого отобрали машину? - спросил Зверьков. Это - автомобиль Ряскова - лучшего друга всего руководства УВД. Да и сам он - зам. директора завода РШРЗ.
- Ну и что с того? - спросил я.
- А то, милый мой, что тебе надо бросить всё, и «плотно» заниматься розыском этой «тачки». Меня Запарин с утра уже не-сколько раз по ней спрашивал. Ее отобрали еще вчера, но ты был – выходной, после дежурства, дома тебя не нашли, а то бы ещё вчера «озадачили». Так что, Ляксей, «ноги в руки» и - вперед, - напутствовал меня шеф.
Я внимательно начал изучать материал. Несколько месяцев назад Рясков купил этот автомобиль. А вчера он его неудачно продал. Вскоре меня нашёл сам подъехавший в отдел Рясков, который мне «живописал» всю «картину» происшествия. Он дал объявление в газету о продаже машины. Ему позвонили по указанному в объявлении телефону. Предварительно встретились, посмотрели машину и на вчерашний день назначили встречу в МРЭО ГАИ - для продажи и переоформления.
Сумма продажи на то время была приличной - 72 тысячи рублей. К МРЭО Рясков подъехал со своим товарищем. Там встретили и покупателей - двух ребят из Волгограда. Фамилия того, на кого предстояло оформить тачку, была Балакилев. При Ряскове деньги все пересчитали, но, до окончания процедуры оформления, убрали в портфель – «дипломат», всё время, держа его в поле зрения продавца - Сан Саныча Ряскова. Прошли «процедуру» переоформления и передали «дипломат» ему в руки. По-купатели затем попрощались, сели в купленный «авто» и уехали.
Пересчитывать деньги, Рясков и его друг, посчитали - нет резона, так как он всё время был у него на виду, после первого пересчёта. Но тут, собравшись тоже уезжать на машине приятеля, они увидели, что проколоты все 4 колеса их машины. Тогда у них возникло подозрение, что что-то тут «нечисто». Открыв «дипломат», они обнаружили в нём пачку купюр по 1 рублю, всего - на сумму 2 тысячи, вместо 72-х тысяч рублей. С ними проделали «фокус-покус». Самое настоящее мошенничество, при должной ловкости рук. Он тут же заявил в милицию. Ввели план «ПЕРХВАТ» по Волжскому и Волгограду, но машины - и след «простыл».
Из областного УВД нам сообщили, что установили личности «кидал». На их счету к тому времени было уже 16, а с нашей - 17 машин. И - ни одной не найдено. Это, скажем прямо, «утешило» меня мало. Рясков же, услышав об этом, был не то, что в шоке, а - в полной «прострации».
Взяв себе в помощники двух, выделенных мне, сержантов, я приступил к розыску. Прежде всего - установил их адреса. Это - Краснооктябрьский р-н Волгограда. Взяв служебный оперской «УАЗ», мы поехали по адресам. «УАЗ» наш был - с «граждан-скими» номерами и без милицейских «опознавательных» знаков. Дома никого не оказалось. Опросив соседей, мы узнали, что, братья по матери, Балакилевы - редко здесь появляются. Но соседи подсказали место их работы - кооператив «ЛАСТОЧКА», в том же районе, по улице Тарифная. Нашли и его.
Он располагался в подвальном помещении одного из жилых домов. Я пошёл туда один и, не представляясь, спросил про братьев, сказав, что у меня для них есть поручение от их знакомого. Встретили меня там, в кооперативе, крайне настороженно. Директор сказал, что отослал их сегодня с утра в командировку, в Ленинский район, и предложил мне оставить свой контактный телефон. Я оставил и вышел. Затем мы сделали вид, что уехали со-всем. Но отъехали лишь за угол соседнего дома, купили в бочке на разлив банку кваса, который был почему-то цветом похож на пиво. И стали ждать, наблюдая издалека за входом в кооператив и потягивая «квасок».
Прошёл примерно час, как вдруг мы видим - подъезжает наша разыскиваемая «тачка». За рулем сидит старший брат – Андрей. Младший вышел и спустился вниз. Я велел своему помощнику-сержанту - стеречь машину со вторым братом, а сам, почти бегом, кинулся за другим. Спустившись в подвал, услышал концовку разговора директора и нашего разыскиваемого. Мол, тебя тут искали какие-то «фраера», возможно, и «менты». Телефон свой оставили. Дальше я слушать не стал, а ворвался «бурей» в кабинет и, не дав никому опомниться, заломил Сергею руки назад, застегнул наручники. Директору же я «бросил», уходя:
- Я-то, в «натуре», из «ментовки», а тебя благодарю за «сотрудничество».
И вывел задержанного на улицу. Он был все еще несколько растерян от моего «напора». Выйдя на улицу, я обнаружил моего помощника, имевшего вид «побитой собаки», к тому же – «потерявшей след». Он метался по двору и боялся смотреть в мою сторону.
- Ну и где разыскиваемая машина с водителем? - задал я ему «нелицеприятный» вопрос, хотя мне и так всё стало ясно.
- Да, понимаешь, я только приблизился и попросил прикурить, но, видимо, когда я к нему нагнулся, он увидел «ксиву» (удостоверение) в моем нагрудном кармане, потому что «рванул», без слов, с места и скрылся дворами, - попытался оправ-даться мой «сторож».
- Ладно, сходи за нашей «тачкой», грузим и везём в отдел - этого, а того – «отловим» позже, - распорядился я.
Мы заехали, по-быстрому, в Краснооктябрьский РОВД и попросили объявить «ПЕРЕХВАТ».
Почти весь путь в Волжский угрюмо молчали. Но уже когда миновали плотину ГЭС, Сергей, видимо, придя в себя, стал сна-чала предлагать мне деньги в обмен на свою свободу, но, увидев, что я на это не «ведусь», стал орать матом:
- Тебе, «мусор», теперь - хана! Ты - не жилец! Я тебя, суку, в охан (сеть браконьерская на осетров) живьём замотаю и рыбам скормлю!
- Такое впечатление, что не ты ко мне, а я - к тебе в «плен» попал, обернувшись, сказал я ему. Но он не унимался и продолжал орать и грозить мне до самого отдела.
Я доставил его к себе в кабинет, сообщил заму – Венцелю - обстановку, что один подозреваемый - у нас, второго, вместе с разыскиваемой «тачкой», упустил мой помощник, «ПЕРЕХВАТ» мы объявили по городу. Пока - тихо. Займёмся пока что, плен-ным. Венцель выслушал и сказал, что подойдет помочь «поколоть» этого задержанного. А я вернулся в кабинет, где попытался приступить к его допросу. Но тот опять взялся за «своё». Снова начал орать, оскорблять нас всех и угрожать расправой. Только позже о нем я узнал, что он «по жизни» такой «обезбашенный», бандит и «беспредельщик». Короче, нам надоело слушать гадости вместо конструктивного диалога, и он, что называется, «напросился». Мы несколько раз от души «врезали» ему по печени и почкам, чтобы он «заткнул пасть» и не «путал рамсы». И действительно, он, на какое-то время, «заткнулся». Но, как оказалось, не очень-то надолго. Пришёл, понемногу, в себя и опять стал орать на нас. В этот момент в двери кабинета, нами предусмотрительно запертые изнутри, кто-то постучал. Я открыл и увидел подошедшего Венцеля. Он вошёл и представился задер-жанному. Тот оценил прибытие начальства весьма «своеобразно», «харкнув» (плюнув) Венцелю в грудь. Ответ последовал незамедлительно, такой, что бандит улетел, со стулом вместе, в угол, вверх ногами. Кое-как, кряхтя, поднялся и снова - в крик.
В дверь опять постучали.
Я громко выругался, что здесь какой-то «проходной двор», «работать» не дают, «забодали» совсем! И опять отпер дверь. За ней оказался наш шеф - Зверьков.
Тот тоже, оценив обстановку, с порога начал представляться «Балакилёнку», видимо, хотел «задавить» его «авторитетом».
- Я - начальник милиции. Ты чего тут кричишь? В чём дело? -строго глядя на нас, вопросил у него шеф.
- А – а, ты тут - главный «мусор»! Сука! Смотри, чего тут твои подлюки – «мусорюги» творят, так-перетак и разэтак, твою мать! - заорал Сергей.
Зверьков весь аж побелел от гнева, но сдержался и, повернувшись к нам, буркнул:
- Продолжайте работать и «заткните ему пасть», наконец - и вышел.
А мы взялись за резиновые палки (РП-70). Минут через 10, наш «крикун», наконец-то притих. Видимо, догадался, что «Же-невская конвенция прав человека» здесь - не соблюдается. Необходимо просто самому вести себя «по-людски». Но внятно он не захотел отвечать, ни на один из наших вопросов, ругаясь теперь сквозь зубы и тихо. Немного погодя я пошёл к Венцелю и изложил придуманный мной на ходу план «ловли на живца» второго «брательника». Дело в том, что я узнал - братья очень дружны, и старший, скрывшийся от нас, младшего ни за что не бросит, по-явится узнать о судьбе Сергея. Можно в этот момент, дождавшись, «тормознуть» и второго – Андрея. Потому как без него, а тем более без машины – нам удачи не видать.
- Действуй! - одобрил мой план Венцель.
Я тогда выставил для наблюдения, на балкон 2-го этажа, от-дела своего незадачливого помощника Саньку и велел ему смотреть во все глаза, чтобы не «проворонить» упущенного им брата. А сам вернулся к беседе с Сергеем, насколько это было возможно.
И вот, спустя 3-4 часа, в кабинет влетел мой Санек-«дозорный» и срочно вызвал меня в коридор.
- Там он, - тихо зашептал он на ухо мне, - только подъехал, на такси жёлтого цвета, встал напротив отдела, на дороге.
Я оставил Саньку присмотреть за Сергеем, а сам спокойно, будто прогуливаясь, вышел из отдела и осторожно двинулся в сторону дороги. Но стоило мне начать приближаться, как Андрей, стоявший около такси, немедленно прыгнул в машину, и та сорвалась с места.
Я успел заметить номер и бегом кинулся в дежурку.
- Объяви машину, «такси», с таким-то номером, срочно в «ПЕРЕХВАТ» по городу! - крикнул дежурному.
Но, бюрократ-дежурный, ответил, что это нужно согласовать - с УВД. Тогда я сам схватил трубку телефона (прямого с УВД), и о том же попросил дежурного по городу. Кроме того, попросил его связаться с Волгоградом, так как машина, как мне показалось, уехала в ту сторону.
Дежурный прокомментировал, что для этого ему нужно переключиться на канал Волгограда.
- Юрий Александрович, дорогой ты мой, так сделай же это быстрее! - взмолился я.
После чего, бегом, кинулся к Венцелю. У того в кабинете сидел наш «Бабасик» - Андрей Вецельямов. Я прокричал Альбертычу, что наш план сработал, брат «Балакиленка» приехал на такси, но «оборвался» уже в сторону Волгограда, и нам срочно надо ехать в погоню. Венцель было вскочил, но потом решил вызнать подробности, и я не выдержал:
- Альбертыч! Ты чё, тупой или прикидываешься?! Уйдёт же! – заорал я ему.
- А мне можно с вами? - спросил: «Бабасик».
- Поехали хоть все, дорогой всё расскажу, - умолял я их.
- Оружие у вас с собой?
В ответ мужики только похлопали многозначительно по своим пиджакам, под которыми были пистолеты.
Быстро прыгнули на борт нашего оперского «УАЗа». Вен-цель сам сел за руль, и мы понеслись в сторону плотины ГЭС. По дороге я наспех всё рассказал, добавив, что такси уже дал в «ПЕРЕХВАТ» - и у нас, и по Волгограду. Мы неслись на предельной скорости, обгоняя по дороге всех. Но, сколько, ни вглядывались в даль, жёлтого «такси» нигде не было видно. Я уже начал было отчаиваться, что «брательник-подельник» опять уйдёт от нас, как вдруг, выйдя из поворота у монумента ГЭС, я увидел искомое такси, которое остановили на посту ГАИ, при въезде в Волгоград.
К посту мы приближались стремительно. У поста, в «привычной», равнодушной позе, стоял автоматчик, а другой инспектор, не спеша, помахивая жезлом, подошёл к автомашине «такси» и наклонился к окну водителя.
- Как только остановимся, машину - наперерез, выпрыгиваем и «вяжем» всех, кто у них в салоне! - крикнул я, в азарте не-вольно беря на себя роль командира, забыв, что с нами есть Вен-цель. Но он промолчал, видимо, был со мной согласен.
Наш «УАЗ», с оглушительным визгом тормозов, перекрыв путь такси, остановился перед ним, мы выпрыгнули, в «гражданской» одежде, с оружием в руках, рванули двери «такси» на себя и выдернули оттуда - перепуганных Андрея и таксиста. Мгновенно надели на них наручники, после чего оружие спрятали в кобуры. Всё произошло так быстро, что автоматчик у поста как от-крыл рот, так и забыл его закрыть, даже не пошевелившись. Второй же инспектор, немного пришёл в себя от нашего стремительного захвата и, наконец, «проблеял»:
- Так это вы - из Волжского, из угрозыска, по ориентировке?
Мы кивнули. Немного погодя, он стал приставать к нам с вопросами, как фамилии задержанных, из какого именно мы от-дела в Волжском, чтобы написать потом рапорт о своем участии в задержании. Мы наскоро ему все обсказали и, сев снова в свой «УАЗ» и «такси», развернувшись, помчались обратно в отдел.
Таким образом, все было нами сделано быстро и, самое главное - результативно. Я очень и очень обрадовался этому. Оставалось «додавить» задержанного старшего брата - на пред-мет машины, пока он ещё в себя не пришёл. Уже по прибытии в отдел, Венцель все же не преминул меня упрекнуть:
- Ты зачем, Алексей, меня тупым обозвал? Я ведь помогал тебе.
- Да ты не обижайся, Альбертыч, - ответил я ему. - Ведь азарт был, и времени объясняться не хватало. Не серчай, одним словом!
- Ну, лады! Как говорится, победителей не судят! - резюмировал он. - Давай их дальше «пытай», где машина, после - всё доложишь.
И я приступил к допросу всё ещё ошарашенного от событий Андрея. Обрисовал ему всю ситуацию, потребовав выдать машину добровольно.
Второй брат-Сергей - пока ещё не верил, что могли задержать Андрея. Тогда мы издалека, через открытые двери кабинета напротив, показали ему его. При виде Андрея, сидящего тоже у нас в наручниках, у Сергея будто весь «пар вышел». Он сразу сник и сказал, что если мы договоримся с Андреем, то он – не против.
Я же - прекрасно понимал, что без машины все наши успехи могут оказаться «пшиком», и их придется отпускать, максимум - через несколько дней.
Тогда пошёл к руководству и предложил «компромисс»: если хотим изъять машину (которая, где находится – так и неясно), нужно пойти на уступки. Братьям, в обмен на свободу, предложить выдать её, а им «подкинуть» версию, что они, при передаче денег за машину, «нечаянно» перепутали пачки с деньгами и не знали, что отдали 2 тысячи вместо 72-х. Их, конечно, за мошенничество уже не привлечь будет, но машину мы сможем вернуть. Венцель посоветовался со Зверьковым и Запариным, а также - с самим Рясковым. Короче говоря, мне, после длительных переговоров, дали на это «добро».
А я, пока ещё не вдаваясь в подробности, сказал Андрею, что, если он добровольно машину вернет, мы их с братом - отпустим, а выход – подскажем. Андрей подумал, взял с меня «слово офицера», что - не обману. И согласился с моим планом.
Затем, мы, с ним вдвоем, поехали в Волгоград. Там, в одном из дворов частного сектора в Краснооктябрьском р-не, в гараже, нашли «мирно» поджидавший нас «Москвич-2141» - в целости и сохранности. Уже после полуночи, мы с ним, на этой машине, вернулись в 1-й ОМ. Приехав, я «опечатал» автомобиль, поста-вив его перед окнами нашей дежурки. А сам пошел в отдел, с Андреем, где, сдержав «слово офицера», после допросов братьев, отпустил их. В их действиях теперь усматривалось только «добросовестное заблуждение». Правда, их паспорта, на период следствия, всё же изъяли. Им велели, через день, привезти характеристики и поручительства трудового коллектива.
Отпустив их восвояси, я не утерпел - и позвонил Ряскову, который просил сообщить ему, как найдется его «тачка», в любое время. Сколько же радостных криков я услышал от него по теле-фону!
- Лёшенька, да какой же ты молодчина! Ты - умница! При-езжай ко мне домой немедля! Я сейчас прямо «накрою» стол, приглашу Запарина и всё руководство.
Но я ему постарался спокойно объяснить, что пока - «рылом» не вышел участвовать в застолье, в такой компании. Лучше «мы с Вами» - это «дело» позже «отметим». Тем более что я устал, как «собака»! После препирательств, Сан Саныч согласился со мной. Надо сказать, что этот человек умел «помнить доб-ро», и по сей день - не забыл меня. Через день, Андрей приехал к нам, привез все необходимые для «дела» документы. Я спросил, почему он один, без брата, на что тот ответил:
- Да, вы его тут здорово «прессанули», он никак в «себя» не придет. Хотя, в общем-то за «дело», он мне сказал, что сам у «ментов» «напросился», и «зла» на вас не «держит».
Уголовное дело вскоре было прекращено, автомобиль, целехоньким возвращен его владельцу. Что же касается самих братьев, дополню - года через три я узнал, как Сергей, «крышевавший» кооперативу на Красном, дал в долг директору много денег (около 4-5 тысяч долларов). А директор же, решив их не возвращать, нанял «киллера» за 2 тыс. долларов. И, когда Сергей, пьяный, уснул в офисе, то «киллер» прострелил ему голову. А директор убрал «беспредельную крышу» и еще «наварился» - на остаток суммы. Правда, «радовался» он недолго. Менты его «вычислили» и посадили. А, спустя еще года два, Андрея нашли недалеко от его дома мертвым, с проломленным черепом. Так и закончилась эта эпопея «братьев-разбойников».
А тогда, после нашего успеха с машиной, вскоре из областного УВД «прикатил» начальник отдела по розыску транспорта - Серега Мирошенко, который взял у меня адреса возможной «дислокации» братьев, так как они, буквально спустя несколько дней, «компенсировали» потерю этого «Москвича», «кинув», ещё на две «тачки» в Кап. Яре и Центральном р-не Волгограде очередных «лохов». А всего они «накидали» 17 машин по области. Но я так и остался в их истории – единственным, нашедшим и вернувшим «авто» - владельцу, чем немало удивил наши милицейские власти. Я был - лучший «опер-транспортник» в области тогда! И горжусь этим!
Свидетельство о публикации №220011500450