Пёстрые картины сельской нови

     Осенью на рапсовые поля СХПК «Ильюшинский» Вологодского района вышли огромные как монстры, но величаво красивые в своём совершенстве комбайны. А потом к вечеру, когда они выстроились в ряд на ночёвку, мы подошли к ним поближе. И не фирмы «Джон Дир» они оказались, а нашего завода «Ростсельмаш».
Что ж, промышленность России возродилась?

     Кирилл Баранов в интернете уверяет:

1. Космическая промышленность. Тут мы в числе мировых лидеров.
2. Атомная промышленность – здесь мы, пожалуй, можем смело претендовать на 1 место в мире
3. Возрождается гражданское авиастроение, и судостроение.
4. С/х машиностроение. Россия экспортирует комбайны и трактора. Включая такие страны как ЕС и Канаду.

     О достижениях страны, к сожалению, не узнать из нашего телевидения. Как, впрочем, не узнать и о проблемах в здравоохранении, образовании и культуре, а это наша повседневная жизнь, наше настроение и самочувствие.

     В мае 2019 года выпала дорога в Пензенскую область в Тарханы к Лермонтову, в Наровчат к Куприну. Но поразили не музеи (знали, что ожидает), а комплексы огромных ангаров с красными, синими и серыми крышами по той и другой стороне шоссе к городу Наровчат. Весь автобус прильнул к окнам, заработали фотоаппараты, посыпались самые невероятные предположения о назначении этих непонятных производственных скоплений. А они возникали и возникали один за другим, то справа, то слева от дороги.
Наше любопытство по поводу увиденного наровчатовцы не смогли удовлетворить.
Как жаль, что СМИ не оперативны.

     Оказалось, что одинаковые по конструкции помещения-ангары, различаемые издалека только по цвету кровли – автоматизированные современные молочные, свиноводческие и индюшачьи комплексы.
Бесконечные просторы только что вспаханных полей отливали чёрным жирным чернозёмом. Послышались возгласы женщин-дачниц»: - «Такой бы землицы на дачу к нам в Вологодскую область». Да, эта пензенская земля способна обеспечить кормами все поголовье новых комплексов.

     В Славянске-на-Кубани – небольшом городке в Краснодарском крае уже даёт урожаи самый большой фруктовый сад в Европе. Чтобы вы понимали масштаб, – одних только яблонь здесь растет порядка 6 миллионов штук. В общем, сад реально огромный и он продолжает развиваться.

             О будущем вологодского масла.

     Недавно с моим старым товарищем Константином проехали по Вологодскому району от села Кубенское до села Северная ферма. Поля, поля, где вы? На месте многих полей мелколесье. Остовы ферм. Константин особо возмущался по поводу забытых зерносушильных комплексов. Он в своё время был идеологом и организатором их внедрения, строительства и пуско-наладки. Выбивал в Минсельхозе СССР фонды на них.

     Но уже очевидно, на фоне разрушений, появляются, правда, далеко не везде, гигантские агропроизводства с промышленными технологиями. Подминают под себя и мелкие, и крупные по советским меркам хозяйства.
С каждым годом становится очевиднее, что на селе происходит революционное перевооружение производства, автоматизация и роботизация, уничтожение массового ручного труда и сокращение рабочих мест. Производительность труда резко возрастает. Не нужно будет столько мелких ферм, свинарников, птичников.

Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, – и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.

     Но не спешите радоваться, промышленные технологии в сельском хозяйстве внедряются с целью максимального извлечения прибыли, а как иначе. И всё бы хорошо, но качество продукции уходит на второй, а может быть и третий план. Технические условия предприятия (ТУ) заменили советские ГОСТы и нет прежнего контроля качества. Коровы как роботы, не видя солнца, ультрафиолета, свежей зелёной травы не дают уже того ароматного молока из которого получилось бы вологодское масло. Можно, конечно, уповать на издержки переходного периода и надеяться на лучшее в будущем.

            Но вот пример из США.
    Три недели с группой вологодских и ярославских фермеров знакомились с организацией производства в сельскохозяйственном кооперативе Land O'Lakes, Inc. американского штате Миннесота.

     Слушали лекции в банках, агрохолдингах, беседовали с фермерами. В лаборатории молочного завода дегустировали линейку разных сортов сливочного масла, от горького с чесночным наполнителем до медового. Но не производили они масла обычного сливочного без наполнителей. Оказалось, что масло из молока коров не бывающих на пастбищах не вкусное и не пользуется спросом. А конкуренция вынуждает снижать издержки производства, поэтому использование земель под пастбища нерационально. Резко удорожается молочная продукцию. И кушают американцы вместо масла суррогаты.

     Интересно, на обеде в одном нашем хозяйстве два американских фермера, съев жареную картошку, кусочком хлеба с тарелки собирали растопленное сливочное масло.


Рецензии