Наличники

                «Не бывает и скуки, коли заняты руки»
 
Наличники на окнах украшают дом и придают ему завершённый вид. Формы их разнообразны. Хотя изначально их делали, чтобы надёжней закрыть стыки между стеной и оконной коробкой. Или это были распашные ставни, закрывающие окна во время отъезда хозяев. Верхняя часть наличника называется очельем. Выполняет роль карниза, закрывающего сверху окно от дождя и снега. Иногда он широк, иногда в этом не было необходимости из-за широкого карниза самой крыши. И тогда очелье становится украшением. Здесь в навершии изображают кроны пышных деревьев с опадающими листьями (запечатлевают годовой цикл), кольца приворотные, крестики, листочки ягод — костеники, веточки или цветы на стебельках, охраняющих по краям драконов с тройной вырезкой «пасти-языка», полсолнца — как символ его закатов и восходов, меандры — геометрический орнамент, имеющий форму непрерывной спиральной кривой линии, ломанной под прямым углом, символизирующий реку жизни, по образу древней реки Мендерес в Турции. Знаками бесконечности — двойными завитками в разных направлениях наши мастера изображают пургу и сказочную метелицу. На боковушках селят белочек, рыб, ласок.

Юмор — это одна из главных черт русского характера. Естественно, им обладают многие из народных мастеров. Они помещают на наличниках смеющихся утят, лукавых птиц, кур, высиживающих яйца, двуглавых орлов, голубей. Тут могут возлежать сбоков русалки-берегини, иначе «фараоны». По очелью может проплывать как «летучий голандец» — ладья, скакать ретивый конь, могут прохаживаться предупредительные петухи — символ бдительности, охраны. Считается, что нечистая сила не подступается к ним. Иной прохожий спросит у хозяина: «Что здесь изображено?» «Собаки, которые дом сторожат», — ответит он. Используются на наличниках и традиционные антропоморфные изображения — женщин с воздетыми к небу руками, хороводы и тому подобное. Можно увидеть подвеску в форме двуручной пилы. Всего даже и не перечесть. Здесь вся жизнь простого человека, утеха и веселье старому и малому.
 
Навершиям наличников так же придают треугольную форму (подобно скатам крыши), арочную, сердцевидную и разорванного карниза, прямую и сложную, форму, напоминающую старинный женский головной убор — кокошник.
 
Для выделки сложных украшений требуется многочисленный инструмент. Может понадобиться лобзик. Нынче используют электрический инструмент, а в позапрошлом веке у мастеров был лобзик с механическим ножным приводом. Без ножа-резака с закругленным лезвием, заточенным на клин, обойтись сложно, как и без похожего на него ножа-косяка. Конец последнего сточен на угол в тридцать градусов, лезвие так же заточено на клин. Ими хорошо подрезать профиля и снимать фаски. Нужен и набор стамесок: плоских различных размеров шириной от семи до двадцати пяти миллиметров, полукруглых: отлогих, средних и крутых шириной от пяти миллиметров до дюйма. Хорошо иметь полукруглые стамески — глюкарзы, изогнутые по длине, шириной от двух до пятнадцати миллиметров. Узкие полукруглые стамески — цезарики, изогнутые круто в нижней части, шириной два–пять миллиметров. Такой инструмент расширяет возможности и облегчает работу.

В основе наличников — рама из досок толщиной три–четыре сантиметра с внутренними размерами, позволяющими полностью распахивать створки окна или по необходимости легко доставать всю оконную раму из коробки. Внешние очертания соразмеряют с очертаниями дома и выполняют в традиции места.
 
Перед работой делают несколько вариантов рисунков. Раму собирают на шипах или в полдерева. Верхнюю доску наращивают с другими дополнительными на шпонках или клею. К ней прибивают опорные уголки, колонки под карнизную доску, на неё набивают детали резного фриза. Нижняя часть рамы меньше по площади, с боков её часто выделывают короткие кисти полотенец. Рама может быть целиком закреплена на коробке или отдельно по элементам. Тот, кто предусматривает «опушение» — обшивку дома, выносит наличники заранее на расстояние, равное толщине обшивки.

Для наличников выбирают сосновые доски с минимальным количеством сучков и свилеватостью, а если есть возможность, то осину — она дольше сохраняется. Чтобы вырезать окружность пользуются большим плотницким циркулем, у которого один конец обычно острый, а на втором — резак. Когда вырезают розетки, то полукруглыми стамесками по окружности делают, к примеру, восемь засечек, а потом от центра глюкарзой выбирают лопасти или лепестки.
 
Кто не имел возможности украсить наличники сложной резьбой, набивал на щели доски с калёвкой или просто со скошенной кромкой. Калёвка (иначе фигурный профиль поверхности) выбирается рубанком-калёвкой. Его скользящая поверхность полностью повторяет форму резца. Отборником же (вид рубанка) пользуются для обработки боковой поверхности заготовок. В отличие от калёвки резец его не фигурный, а прямой.

Начинающему столяру бывает нелегко подогнать друг к другу «на ус» взаимно перпендикулярные части наличника. Если рука не набита, то, как не примеряйся, будет зиять щель. Опытный мастер особо не усердствует. Наживляет к стене наличники. На углу одна доска, естественно, ляжет на другую внахлёст. Ножовкой с тонким полотном, ловя глазом линии совмещения, смело пилит по диагонали между вершинами углов. Старается не поцарапать при этом обшивку стен. Когда всё же остаётся щель, следует подбить одну из досок.
 
Коробление досок — обычное дело. Чтобы их не разводило в углах при соединении наличников на ус, на треть толщины доски в каждом углу на обратной стороне обычной ножовкой делают небольшие выпилы. По два на расстоянии в сантиметр один от другого. Серёдку выбирают узкой стамеской. Чтоб избежать сколов, стамеску надо направлять вдоль волокон, то есть поддевать с обеих сторон. Вытёсывают шпонку, смазывают клеем, вставляют в подготовленный паз, торчащие концы опиливают заподлицо. Соединения простых наличников делают в полдерева, сшивают меж собой  чопиками или гвоздями.

Что ж, много времени уходит за украшениями. Год-другой пролетает за делом незаметно. Зато, не бывает и скуки, когда заняты руки.


Рецензии