Судьбы людей и мировая культура

Впечатления от посещения Синагоги в Зальцбурге и к выставке в Еврейском музее Вены.

Здание Синагоги в Зальцбурге было построено по инициативе чешского фабриканта Игнаца Гласера, который предоставил значительную финансовую поддержку для осуществления строительства. Еврейская община города приобрела в частное владение на Лассерштрассе маленький участок. После сложностей с получением разрешения на строительство и согласования всех проектных требований, еврейский молитвенный дом был возведён и открыт в сентябре 1901 года.

В то время община состояла из 200 человек. Ещё в период правления архиепископа Коллоредо, в 1785 году, евреи снова (после погромов и запретов на оседлость в течение 15 века) переселились в Зальцбург. До середины 19 века евреи неохотно переезжали сюда. И только в 1867 году, когда им были предоставлены все гражданские права в Основном законе, в Зальцбурге стало оседать всё больше евреев. Прибывали они в основном от немецко-чешской границы и на жизнь зарабатывали розничной торговлей. Первоначально они были религиозно связаны с еврейской общиной Линца. И только в 1911 году, когда количество еврейских семей в Зальцбурге медленно, но неуклонно стало расти, была основана независимая религиозная община.

В жилом квартале Айген в 1892/93 годах было введено в пользование еврейское кладбище. Евреи, жившие здесь в 1920-30 годах, больше не занимались торговлей и коммерческими лицензиями, некоторые из них стали госслужащими и чиновниками, они осваивали активно и другие профессии. Но в экономической жизни города они практически не играли никакой роли. В социально-политической сфере они также не принимали участия. Они представляли своеобразный «остров» в структуре зальцбургского общества.

Когда первые еврейские беженцы из Восточной Европы во время Первой Мировой войны прибыли в Зальцбург и были размещены в казарменных поселениях в Грёдиге и в Нидеральме, возросла враждебность местного населения к евреям. Растущий антисемитизм упал на благодатную почву, особенно в Зальцбурге, где с 1923 года были опубликованы выпуски «Железной метлы - листа самообороны», официального органа печати «Антисемитской лиги». Еврейское меньшинство в городе было опорочено словесно и стереотипными карикатурами.

А в конце 1920-х годов к этой «кампании против иудаизма в городе и земле Зальцбург» был опубликован так называемый «Еврейский кадастр», в котором были указаны все адреса проживания и трудоустройства евреев в городе. Для ожидавшихся нацистских мер по устранению людей всё было готово. В Германии после захвата власти нацистами в 1933 году были бойкотированы все еврейские предприятия. Евреи должны были быть оттеснены на ту позицию, где бы они "не мешали здоровому развитию сил немецкого народа".

23 апреля 1938 года около 20 еврейских торговцев в городе стали жертвами бойкота: такие магазины, как торговля Виктора Вайнштайна (на Райнерштрассе), Освальда Лёви (на Мирабельплатц), обувь дома Паша (на Драйфальтихкейтсгассе), универмаг Орнштайн (на Гетрайдегассе) и Универмаг S.L. Шварц (на пл. Старого рынка и на Кранцльмаркт) - их витрины были помечены как «еврейский бизнес». Члены штурмовых отрядов запретили горожанам входить в эти магазины.

Сразу после вторжения немецких войск в Австрию в марте 1938 года некоторые из евреев Зальцбурга покинули свой родной город, но большинство ожидала расправа. Во время «Кристальной ночи» синагога Зальцбургской общины на Лассерштрассе была разрушена; магазины были разорены, более 70 человек арестованы эсэсовцами и частично переведено в КЛ Дахау. Сразу после ноябрьского погрома большинство евреев из Зальцбурга бежало за границу. Остальные должны были переехать в Вену. 30 апреля на пл. Резиденций рядом с собором были сожжены книги еврейских авторов. В декабре 1938 года в Зальцбурге не было ни одного еврея.

После окончания войны в 1945 году из лагерей Маутхаузена, Флоссенбурга и Дахау выжившие евреи добрались до Зальцбурга и основали в городе еврейский комитет по оказанию помощи. Синагога была восстановлена в 1968 году. На 2000 год их число достигло ок. 70-80 человек. На праздновании 100-летнего юбилея синагоги в Зальцбурге её посетил президент Австрии Томас Клестиль. Сегодня еврейская община провинции Зальцбург состоит из более чем 100 членов, религиозным центром которых по-прежнему является синагога на Лассерштрассе 8.

К 40-летию со дня окончания Второй Мировой войны в 1985 году перед входом на территорию усадьбы молельного дома магистратом Зальцбурга была установлена стела с надписью: «в память о преследованиях и уничтожении наших еврейских сограждан в период с 1938 по 1945 годы». Эта трагедия коснулась многих, чьи имена в виде «камней преткновения» лежат в земле (асфальте) Зальцбурга перед входами в дома, где люди жили и работали. Истребляли и изгоняли не только евреев, но и цыган, синти, политически несогласных, гомосексуалистов, свидетелей Иеговы и душевнобольных и инвалидов. С 1997 года Зальцбург участвует в этом проекте по укладке знаков памяти, положено 356 табличек. Эта трагедия никого не пощадила и была унизительным жестом бескультурья и равнодушия даже по отношению к вынужденной эмиграции таких личностей как писатель Стефан Цвейг и его семья или режиссёр и один из основателей Зальцбургского Фестиваля Макс Рейнхардт.

В связи со 100-летним юбилеем Зальцбургского Фестиваля в Еврейском музее Вены с 25 марта по 4 октября 2020 года будет проходить выставка «JEDERMANNS JUDEN. 100 JAHRE SALZBURGER FESTSPIELE» (буквально: Евреи каждого /из нас/). Ведь Фестиваль стартовал в 1920 году как католический необарочный спектакль. Многие венские евреи способствовали возрождению идеи великой Австрии на этой сцене. Но помимо классики в программах Фестиваля о себе мощно заявило авангардное искусство, в том числе и в танцевальных постановках. В сценографии архитектора Оскара Штрнада, в музыке Арнольда Шёнберга, в интерпретации Артуро Тосканини, в режиссуре Лотара Валлерштайна. Выставка подробно познакомит с творчеством и судьбами Макса Рейнхарда, Бруно Вальтера, Берты Цукеркандль.

И невольно в памяти возникает венская выставка в 1993/94 годах моих первых лет работы в Австрии: она проходила в павильоне на Карлсплатц рядом с Филармонией, была посвящена гениям американской архитектуры 20 века. Вы поняли, кто это были? Это были гениальные австрийские граждане, которых не хотел признавать режим расизма. Развязывание любых войн ведёт к гибели цивилизации: 15 лет поиска виноватых после Первой Мировой и 12 лет античеловеческого варварства искорёжили судьбы людей и судьбу европейской культуры.


18.11.2019


Рецензии