Притча о Насреддине и о его сыне

Однажды Ходжа Насреддин нашёл своего сына в ужасно подавленном состоянии. Молодой человек был грустным и унылым.
 - Что случилось, сын мой? - спросил его Ходжа, - что тебя так расстроило?
 - Люди критикуют меня и насмехаются надо мной, - ответил тот, - и я не знаю, как сделать так, чтобы их мнение обо мне изменилось.
Ходжа Насреддин задумался, а потом решительно заявил:
 - Завтра утром пойдёшь со мной на рынок, который находится на городской площади.
На следующий день утром они отправились в путь. Насреддин ехал верхом на осле, а юноша шёл пешком. Едва они вошли на городскую площадь, как люди стали гневно кричать:
 - Вы только посмотрите на это старца! Он прожил жизнь, познал все её радости и удовольствия, но по-прежнему пользуется своим возрастом и едет на осле, вынуждая мальца тащиться пешком,
 - Ты слышал, что сказали люди? - спросил у сына Ходжа.
 - Слышал.
 - Завтра утром снова пойдёшь со мной на рынок.
На второй день они сделали всё наоборот. Ходжа шёл пешком, а юноша ехал на осле. Однако, едва они ступили на городскую площадь, как народ возмущённо завопил:
 - Вы только посмотрите на этого нахала! Никакого воспитания и уважения к старшим. Едет на осле, а несчастный старик вынужден тащиться пешком.
 - Ты слышал, что сказали люди? - снова спросил у сына Ходжа.
 - Слышал.
 - Завтра пойдёшь со мной на рынок.
На третий день с утра Ходжа и его сын взгромоздились на осла оба и отправились на городскую площадь. Но и в этот раз их встретила волна негодования.
 - Какие ужасные люди! Изверги! - вскричал народ, - несчастный осёл еле переставляет ноги под тяжестью их тел. У них нет никакой жалости к животным.
 - Ты слышал, что сказали люди?  - в очередной раз спросил Ходжа у сына.
 - Слышал.
 - Завтра пойдёшь со мной на рынок.
На следующий день они взвалили осла себе на плечи и снова отправились на городскую площадь. В этот раз их встретили гомерическим хохотом.
 - Посмотрите на этих остолопов! - насмехались над ними люди, - они несут на себе осла, вместо того, чтобы на нём ехать. Они, вероятно, не знают, что осёл предназначен для того, чтобы перевозить людей и поклажу.
 - Ты слышал, что сказали люди? - спросил у сына Ходжа.
 - Слышал.
 - Завтра пойдёшь со мной на рынок.
В пятый раз Ходжа Насреддин и его сын отправились на городскую площадь. В этот раз они оба шли пешком, а осёл шёл рядом с ними. И снова им не удалось избежать насмешек.
 - Что за идиоты! - насмехался народ, - идут пешком, вместо того, чтобы ехать на осле. Зачем тогда они его кормят! Лучше бы продали.
 - Ты слышал, что сказали люди? - обратился Насреддин к сыну.
 - Слышал.
 - Так вот знай — что бы ты ни делал, как бы ты ни поступал, люди всегда найдут повод для насмешек или критики. А посему нет никого смысла придавать хоть какое-то значение тому, что они говорят. Зависимость от мнения других только мешает тебе жить.


Рецензии